Действующий

Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года



4. Совершенствование системы ценообразования в строительстве


Достоверное определение начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, один из ключевых вопросов при строительстве объектов капитального строительства. Недостоверное определение начальной (максимальной) цены контракта, которое зачастую приводит к срыву сроков реализации инвестиционных проектов и банкротствам подрядных организаций. Правительством Российской Федерации поставлена задача обеспечить повышение точности определения стоимости строительства, чтобы повысить эффективность реализации нацпроектов и госпрограмм, а также сгладить последствия от резких колебаний цен на основные виды строительных ресурсов. Решением видится переход от базисно-индексного метода к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства.


Правительством Российской Федерации и Минстроем России предусмотрен поэтапный переход от базисно-индексной модели определения сметной стоимости объектов капитального строительства на ресурсную модель.


Ведется работа по переходу на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, который позволит по мере увеличения наполняемости федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) информацией о текущей стоимости строительных ресурсов обеспечить плавный переход к ресурсному методу.


ФГИС ЦС представляет собой платформу для сбора, обработки, хранения, размещения, использования информации, применяемой для расчета сметной стоимости строительной продукции. Информацию в ФГИС ЦС предоставляют юридические лица.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов" мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется ФАУ "Главгосэкспертиза России" и предусматривает ежеквартальное предоставление в ФГИС ЦС информации об отпускной цене (цене реализации) строительных ресурсов, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, юридическими лицами (производителями, импортерами, оптовыми поставщиками), включенными в перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.


По состоянию на декабрь 2022 года в перечень юридических лиц, обязанных размещать информацию о ценах строительных ресурсов в ФГИС ЦС по Тульской области, входят 152 организации, зарегистрированные на территории Тульской области, в том числе: производителей - 80, импортеров - 19, производителей/импортеров - 52 и производитель/речной транспорт - 1.


Информацию об отпускной цене (цене реализации) строительных ресурсов в ФГИС ЦС за III квартал 2022 года предоставили - 85 юридических лиц, в том числе: производители - 37, импортеры - 14, производители/импортеры - 33 и производитель/речной транспорт - 1. Количество предоставленных цен - 1673.


Кроме этого, в Перечне юридических лиц размещены 13 оптовых поставщиков с привязкой к Тульской области, из них информацию о ценах строительных ресурсов в ФГИС ЦС за IV квартал 2022 года предоставили 7 организаций. Количество поданных цен - 483.


Отсутствие информации о ценах строительных ресурсов по отдельным организациям обусловлено отсутствием инструмента воздействия на производителей (импортеров) строительных ресурсов со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Таким образом, механизм ФГИС ЦС требует дальнейшей доработки и развития.


Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также ежеквартально направляют в ФАУ "Главгосэкспертиза России" информацию о ценах на строительные ресурсы в текущем квартале по результатам анализа цен строительных ресурсов на основании данных из различных источников с обосновывающими документами в соответствии с порядком и требованиями, установленными Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 года N 326/пр.


На основании полученной информации ФАУ "Главгосэкспертиза России" выполняет расчет индексов изменения сметной стоимости строительства в разрезе субъектов Российской Федерации и направляет в Минстрой России на утверждение.


В регионе для осуществления мониторинга цен в 1993 году создано государственное учреждение Тульской области "Региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве" (далее - РХЦЦС). По итогам мониторинга РХЦЦС разрабатывает сборники региональных расценок, направляет материалы в Минстрой России для утверждения индексов для Тульской области, формирует единую политику ценообразования в регионе.


Основные задачи: