Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 13.08.2014 N 894 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" (в редакции от 17.10.2022) (далее - постановление) следующие изменения:
преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";
государственную программу Тамбовской области "Социальная поддержка граждан", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Глава Тамбовской области
М.Егоров
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 13.08.2014 N 894
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Куратор государственной программы | Шеманаева Галина Николаевна, и.о. заместителя Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство образования и науки Тамбовской области; министерство здравоохранения Тамбовской области; министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области |
Направления (подпрограммы) государственной программы | "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"; "Предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта"; "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"; "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
Структурные элементы государственной программы (региональные проекты, комплексы процессных мероприятий) | Региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" <*>; региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" <*>; региональный проект "Модернизация сферы социального обслуживания и развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг"; региональный проект "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью"; региональный проект "Социальное казначейство"; региональный проект "Социальный контракт"; региональный проект "Отдых и оздоровление детей в каникулярное время"; комплекс процессных мероприятий "Реализация мероприятий по оказанию социальной поддержки граждан"; комплекс процессных мероприятий "Осуществление расходов на обеспечение функционирования государственных органов в сфере социальной защиты населения" |
Цели государственной программы | 1. Повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости. 2. Повышение доступности социального обслуживания населения и сохранения на уровне 100% до 2030 года. 3. Обеспечение социальной поддержки семей при рождении детей |
Задачи государственной программы | Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; создание условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения; внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей |
Показатели государственной программы, их значение на последний год реализации | Уровень бедности (2030 год - 5,2%). Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан (2030 год - 12,5%). Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (2030 год - 45,4%). Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (2030 год - 20%). Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в отношении которых в отчетном году произведена ежемесячная выплата, в общей численности детей этого возраста (2030 год - 20,7%). Число детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в отношении которых в отчетном году произведена ежемесячная выплата в целях повышения доходов семей с детьми (2030 год - 8927 человек). Доля граждан, получивших социальные услуги в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения (2030 год - 100%). Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе (2030 год - 40%). Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов (2030 год - 6,2%). Число семей с 3 и более детьми, которые в отчетном году получат ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет (2030 год - 5211 семей) |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: этап I: 2014 - 2022 годы. этап II: 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общие затраты на реализацию II этапа государственной программы в 2023 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования - 96120451,1 тыс. рублей: 2023 год - 11223186,8 тыс. рублей; 2024 год - 11522626,3 тыс. рублей; 2025 год - 11790444,4 тыс. рублей; 2026 год - 11877828,1 тыс. рублей; 2027 год - 12088727,5 тыс. рублей; 2028 год - 12308062,6 тыс. рублей; 2029 год - 12536171,1 тыс. рублей; 2030 год - 12773404,3 тыс. рублей; в том числе: федеральный бюджет - 44750421,5 тыс. рублей: 2023 год - 5273434,1 тыс. рублей (в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 151900,0 тыс. рублей); 2024 год - 5577025,8 тыс. рублей (в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 205073,1 тыс. рублей); 2025 год - 5744241,1 тыс. рублей; 2026 год - 5631144,1 тыс. рублей; 2027 год - 5631144,1 тыс. рублей; 2028 год - 5631144,1 тыс. рублей; 2029 год - 5631144,1 тыс. рублей; 2030 год - 5631144,1 тыс. рублей; бюджет Тамбовской области - 48132930,1 тыс. рублей: 2023 год - 5548844,6 тыс. рублей (в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 3100,0 тыс. рублей); 2024 год - 5540430,3 тыс. рублей (в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 4185,2 тыс. рублей); 2025 год - 5641033,1 тыс. рублей; 2026 год - 5841513,8 тыс. рублей; 2027 год - 6052413,2 тыс. рублей; 2028 год - 6271748,3 тыс. рублей; 2029 год - 6499856,8 тыс. рублей; 2030 год - 6737090,0 тыс. рублей; бюджеты муниципальных образований - 558,4 тыс. рублей: 2023 год - 69,8 тыс. рублей; 2024 год - 69,8 тыс. рублей; 2025 год - 69,8 тыс. рублей; 2026 год - 69,8 тыс. рублей; 2027 год - 69,8 тыс. рублей; 2028 год - 69,8 тыс. рублей; 2029 год - 69,8 тыс. рублей; 2030 год - 69,8 тыс. рублей; внебюджетные источники - 3236541,1 тыс. рублей: 2023 год - 400838,3 тыс. рублей; 2024 год - 405100,4 тыс. рублей; 2025 год - 405100,4 тыс. рублей; 2026 год - 405100,4 тыс. рублей; 2027 год - 405100,4 тыс. рублей; 2028 год - 405100,4 тыс. рублей; 2029 год - 405100,4 тыс. рублей; 2030 год - 405100,4 тыс. рублей |
________________
* Региональные проекты обеспечивают достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" входящих в состав национального проекта "Демография".
Государственная политика Российской Федерации в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основные показатели, характеризующие текущее состояние государственной программы:
уровень бедности (2030 год - 5,2%);
доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан (2030 год - 12,5%);
доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (2030 год - 45,4%);
доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (2030 год - 20%);
доля детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в отношении которых в отчетном году произведена ежемесячная выплата, в общей численности детей этого возраста (2030 год - 20,7%);
число детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в отношении которых в отчетном году произведена ежемесячная выплата в целях повышения доходов семей с детьми (2030 год - 8927 человек);
доля граждан, получивших социальные услуги в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения (2030 год - 100%);
доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе (2030 год - 40%);
доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов (2030 год - 6,2%);
число семей с 3 и более детьми, которые в отчетном году получат ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет (2030 год - 5211 семей).
Сфера социальной поддержки и социального обслуживания граждан охватывает широкий спектр вопросов: содержание и обслуживание в домах-интернатах; помощь на дому нуждающимся в уходе; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; поддержка многодетных семей; выплата пособий на детей; организация отдыха и оздоровления детей; предоставление социальной выплаты на приобретение жилищного сертификата для детей-сирот; демографические, социально-экономические вопросы и другие.
Действующая система социальной поддержки граждан базируется на принципиальном положении - безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущению снижения уровня и ухудшению условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и в области, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.
Государственная программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Предусматривается снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (к 2030 году - 5,2%).
Среди реализуемых мер по государственной поддержке семей с детьми наиболее важными являются: предоставление областного материнского (семейного) капитала для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; предоставление бесплатно земельных участков семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; предоставление единовременной выплаты на приобретение крупного рогатого скота молочного направления многодетной семье, воспитывающей пять и более несовершеннолетних детей; выплата пособий семьям с детьми, в том числе ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей.
Увязка этих мероприятий с численностью детей в семье, а также с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.
С целью предоставления гражданам услуг по социальному обслуживанию на территории области действует многопрофильная сеть областных государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социального обслуживания населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.
В целях усовершенствования процесса предоставления мер социальной поддержки и централизации выплат создан "Социальный МФЦ" (штатная численность 230 человек). Деятельность учреждения основана по принципу "бережливого производства". Оптимизирована система предоставления мер социальной поддержки, а именно:
упрощена организационная структура и повышена эффективность использованию бюджетных средств;
сокращены сроки предоставления услуг (в отдельных случаях переведены в проактивный режим) и повышено их качество;
повышена удовлетворенность граждан услугами социальной сферы.
Потенциал развития анализируемой сферы заключается в создании условий для предоставления возможности максимальному количеству граждан получать услуги, оказываемые системой социальной поддержки и социального обслуживания граждан региона, а также в повышении качества оказываемых услуг и приведении формата их оказания в соответствие с запросами получателей.
Объем средств бюджета Тамбовской области и федерального бюджета, направляемый на социальную поддержку отдельных категорий граждан и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, детей, а также на отдых и оздоровление детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно растет.
Однако, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы и повышению уровня социальной поддержки и социального обслуживания населения, ежегодному увеличению объемов финансирования данной сферы, еще остаются нерешенными следующие проблемы, которые являются существенными ограничениями:
отсутствие усовершенствованной законодательной базы, как на федеральном, так и на областном уровнях;
социальное и имущественное неравенство среди населения области, в том числе граждан, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки;
не обеспечена доступность и в полной мере потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества (имеется различие в доступности и безопасности предоставления социальных услуг по видам и типам учреждений социального обслуживания населения, территориям области);
наличие социального неблагополучия, негативных явлений в семейно-детских отношениях, безнадзорность и беспризорность детей.
Основными приоритетами социальной сферы являются:
повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста;