ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 декабря 2022 года N 683-р


Об утверждении Стратегии развития экспорта Кемеровской области - Кузбасса до 2035 года



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", паспорта национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития экспорта Кемеровской области - Кузбасса до 2035 года.


2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса - руководителя Представительства Кузбасса при Правительстве Российской Федерации Кириллова В.В.


4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.



Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса -
председатель Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
И.В.СЕРЕДЮК



Утверждена
распоряжением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 14 декабря 2022 г. N 683-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА ДО 2035 ГОДА


В числе национальных приоритетов Российской Федерации - создание высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора отечественной экономики.


Кузбасс - один из наиболее важных индустриальных регионов России, для экономики которого характерна ярко выраженная экспортная направленность: объемы экспорта из Кемеровской области - Кузбасса превышают объемы импорта в регион в среднем в 18,6 раза (таблица 1). В период 2013 - 2021 гг. средневзвешенные темпы прироста объемов экспорта из Кузбасса составили 2,1% в год.



Таблица 1



Внешнеторговый товарооборот Кемеровской области - Кузбасса: "все товары", млн долл. США

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Внешнеторговый оборот

13702,3

13436,9

10985,0

10103,7

14519,4

17328,2

15751,1

12414,7

16152,8

Экспорт

12642,9

12741,2

10346,6

9602,5

13873,2

16435,6

14886,0

11624,8

15 327,2

Импорт

1059,4

695,7

638,4

501,2

646,2

892,6

865,1

789,9

825,6


Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кузбассу.


Кузбасс на протяжении многих лет входит в состав первой пятерки российских регионов-экспортеров, занимая по итогам 2021 года 4-е место в рейтинговой линейке, уступая по объемам экспорта только таким субъектам Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также Ханты-Мансийскому автономному округу.


Доля экспорта Кузбасса в объеме экспорта Сибирского федерального округа составляет 38,1% (2021 год).


Отношение экспорта товаров к валовому региональному продукту Кузбасса составляет в последние годы от 73,1% до 86,8% (таблица 2).



Таблица 2



Отношение экспорта товаров к валовому региональному продукту (ВРП) Кемеровской области - Кузбасса

Год

ВРП <*>

(млрд рублей)

Средний номинальный курс доллара США к рублю за период с начала года <**>

(рублей за 1 долл. США)

ВРП

(млн долл. США)

Экспорт товаров

(млн долл. США)

Доля экспорта товаров в ВРП (%)

2017

1 097,9

58,33

18 821,5

13 873,2

73,1

2018

1 266,4

62,54

20 249,9

16 435,6

81,2

2019

1 110,2

64,73

17 154,6

14 886,0

86,8

2020

1 041,7

71,94

14 417,6

11 624,8

80,6


________________


Источники:


* данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кузбассу;


** данные Банка России.


Значения данного соотношения существенно превосходят показатели большинства регионов крупных развитых и развивающихся экономик мира.



Актуальность проблемы повышения экспортного потенциала для Кемеровской области - Кузбасса


В средне- и долгосрочной перспективе развитие мировых рынков можно определить как сложно прогнозируемое. Это обусловлено одновременным воздействием на национальные государства, экономические союзы вновь возникших глобальных факторов. К ним следует отнести:


1. Переформатирование сложившегося мироустройства и мировой экономики.


2. Острое противостояние по линии "Россия - условный Запад", значительное расширение масштабов внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию, сохранение в кратко- и среднесрочной перспективе напряженных отношений с большинством западных стран.


3. Последствия пандемии COVID-19, опасения лидеров многих национальных государств относительно возможности появления новых глобальных кризисов, вызванных факторами эпидемиологического, техногенного или политического характеров.


4. Новые глобальные социальные и технологические тенденции.


К новым глобальным тенденциям относятся:


политическая борьба (на многих направлениях) с возможным изменением климата (зеленая повестка дня, сохранение биоразнообразия, устранение последствий загрязнения окружающей среды и др.);


существенные технологические сдвиги (энергопереход на возобновляемую и безуглеродную энергетику, ориентация на технологии энергосбережения; безотходная цикличная экономика; инновационные проекты по ядерной энергетике; активно нарастающая цифровизация и роботизация; квантовые технологии; широкое распространение элементов искусственного интеллекта и т.д.). С высокой вероятностью технологические новации ведут к снижению объемов спроса на традиционные энергоносители и материалы, используемые в массовом производстве (металл, стройматериалы, дерево, целлюлоза и бумага, резина и т.д.). Новые технологии, основанные в большинстве своем на более точном расчете, цифровизации, ориентации на снижение нагрузки на окружающую среду, ведут к объективному снижению расхода многих видов материалов и энергоносителей;


интенсивные ценностные новации (повышенная социальная дифференциация, подходы к организации жизни и ведению хозяйственной деятельности с позиций устойчивого развития, борьба за сохранение окружающей среды и др.).


Новые глобальные тенденции будут оказывать влияние на состояние сложившихся и потенциальных рынков для товаропроизводителей региона. Развитие экономики Кузбасса в кратко- и среднесрочной перспективе будет происходить в условиях структурных изменений в мировой и российской экономиках, вызванных новым балансом между глобализацией и регионализацией экономик, изменениями потребительских предпочтений, а также возможной адаптацией к будущему низкоуглеродному миру.


Мир существенно меняется, но содержание и уровень возможных изменений в настоящий момент неясны. В этих условиях важно не столько предсказать такие изменения, сколько сформировать в регионе эффективные механизмы адаптации к любым возникающим вызовам.


Возможное снижение спроса на традиционные товары кузбасского экспорта в среднесрочной перспективе следует компенсировать расширением спектра экспортируемых товаров, содействием встраиванию товаропроизводителей Кузбасса в новые цепочки создания добавленной стоимости, выходом на новые экспортные товарные и географические рынки, продвижением экспорта услуг (медицинских, образовательных, культурных, туристических).


Важной предпосылкой для устойчивого роста экспорта Кузбасса является снятие ряда ограничений для потенциальных экспортеров, прежде всего, инфраструктурных, транспортных и энергетических, в интересах создания возможностей гибкого, комплексного и эффективного развития региональной экономики. При этом растущая геополитическая неопределенность определяет повышение внимания товаропроизводителей к работе на внутреннем рынке и необходимость проведения Россией и ее составной частью - Кемеровской областью - Кузбассом - политики активного импортозамещения с последующим выходом компаний на внутренний и внешний рынки (прецедент - новейшая китайская модель "двойная циркуляция". О модели "двойная циркуляция" или двойного обращения в Китае впервые заговорили в мае 2019 г., сейчас она утверждена на высоком уровне. Принцип двойной циркуляции строится на так называемом внутреннем круге, то есть на внутреннем потреблении Китая. Второй круг - внешний - будет поддерживаться за счет работы внутреннего. Страна "полностью раскроет преимущества своего сверхбольшого рынка и потенциал внутреннего спроса, чтобы установить новую модель развития, включающую внутреннее и международное двойное обращение, которые дополняют друг друга").


Зеленая повестка, возможный энергетический переход и проблематика низкоуглеродного развития мира будут способствовать изменениям глобальной структуры производства и потребления, снижению спроса на традиционные товары российского экспорта - нефть и уголь. Для Кузбасса это, с одной стороны, создает риски снижения объемов товарного экспорта (в т.ч. неэнергетического), а с другой - формирует мощные стимулы к практическому осуществлению технологической перестройки региональной промышленности, энергетики и транспорта, развитию инфраструктуры туризма и сферы гостеприимства, направлению инвестиций в проекты по снижению выбросов, включая проекты по лесовосстановлению и др.


Рост экспортной выручки у предприятий Кузбасса содействует развитию региона в целом, т.к. влечет повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей, увеличение доходной части областного бюджета, привлечение инвестиций, модернизацию производств, ориентацию товаропроизводителей и инфраструктурных отраслей на инновационное развитие, создание новых рабочих мест, а также ряд других мультиплицирующих эффектов, благоприятных для социально-экономического развития региона в целом.


Ввиду значимости для Кузбасса внешнеэкономических и международных связей в интересах обеспечения позитивной динамики и устойчивости экономики проблематика создания в регионе благоприятных условий для развития экспортной деятельности выделена Правительством Кемеровской области - Кузбасса в специальную секторальную Стратегию экспорта Кемеровской области - Кузбасса до 2035 года (далее - Стратегия, Экспортная стратегия).



Основания для разработки Стратегии


Экспортная стратегия разработана исходя из Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ, а также с учетом других стратегических документов Кузбасса (Программа социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 556-р), План мероприятий по диверсификации экономики Кемеровской области - Кузбасса на 2021 - 2026 годы (приказ Минэкономразвития России от 05.07.2021 N 410) и др.).


В Стратегии учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", цели, задачи и мероприятия, отраженные в национальных проектах "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы", а также ряд других национальных проектов и государственных программ в соответствующих сферах экономики (в части, касающейся экспортной деятельности), а также стратегические ориентиры, рекомендованные Стандартом по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0), утвержденный проектным комитетом по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" (протокол от 30.07.2020 N 6).



Цели Стратегии


Стратегия разработана в целях обеспечения целеполагания, прогнозирования, создания условий для осуществления планирования и программирования развития экспортной деятельности товаропроизводителей Кузбасса и служит основой для координации деятельности исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса, органов местного самоуправления, специализированных организаций, ответственных за развитие экспортной деятельности Кузбасса.


Стратегия направлена на повышение вклада внешнеторговой деятельности в социально-экономическое развитие Кузбасса и более полное представление потенциала региона на внешних рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»