В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", паспорта национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития экспорта Кемеровской области - Кузбасса до 2035 года.
2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса - руководителя Представительства Кузбасса при Правительстве Российской Федерации Кириллова В.В.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса -
председатель Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
И.В.СЕРЕДЮК
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА ДО 2035 ГОДА
В числе национальных приоритетов Российской Федерации - создание высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора отечественной экономики.
Кузбасс - один из наиболее важных индустриальных регионов России, для экономики которого характерна ярко выраженная экспортная направленность: объемы экспорта из Кемеровской области - Кузбасса превышают объемы импорта в регион в среднем в 18,6 раза (таблица 1). В период 2013 - 2021 гг. средневзвешенные темпы прироста объемов экспорта из Кузбасса составили 2,1% в год.
Внешнеторговый товарооборот Кемеровской области - Кузбасса: "все товары", млн долл. США
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Внешнеторговый оборот | 13702,3 | 13436,9 | 10985,0 | 10103,7 | 14519,4 | 17328,2 | 15751,1 | 12414,7 | 16152,8 |
Экспорт | 12642,9 | 12741,2 | 10346,6 | 9602,5 | 13873,2 | 16435,6 | 14886,0 | 11624,8 | 15 327,2 |
Импорт | 1059,4 | 695,7 | 638,4 | 501,2 | 646,2 | 892,6 | 865,1 | 789,9 | 825,6 |
Источник: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кузбассу.
Кузбасс на протяжении многих лет входит в состав первой пятерки российских регионов-экспортеров, занимая по итогам 2021 года 4-е место в рейтинговой линейке, уступая по объемам экспорта только таким субъектам Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также Ханты-Мансийскому автономному округу.
Доля экспорта Кузбасса в объеме экспорта Сибирского федерального округа составляет 38,1% (2021 год).
Отношение экспорта товаров к валовому региональному продукту Кузбасса составляет в последние годы от 73,1% до 86,8% (таблица 2).
Отношение экспорта товаров к валовому региональному продукту (ВРП) Кемеровской области - Кузбасса
Год | ВРП <*> (млрд рублей) | Средний номинальный курс доллара США к рублю за период с начала года <**> (рублей за 1 долл. США) | ВРП (млн долл. США) | Экспорт товаров (млн долл. США) | Доля экспорта товаров в ВРП (%) |
2017 | 1 097,9 | 58,33 | 18 821,5 | 13 873,2 | 73,1 |
2018 | 1 266,4 | 62,54 | 20 249,9 | 16 435,6 | 81,2 |
2019 | 1 110,2 | 64,73 | 17 154,6 | 14 886,0 | 86,8 |
2020 | 1 041,7 | 71,94 | 14 417,6 | 11 624,8 | 80,6 |
________________
Источники:
* данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кузбассу;
** данные Банка России.
Значения данного соотношения существенно превосходят показатели большинства регионов крупных развитых и развивающихся экономик мира.
В средне- и долгосрочной перспективе развитие мировых рынков можно определить как сложно прогнозируемое. Это обусловлено одновременным воздействием на национальные государства, экономические союзы вновь возникших глобальных факторов. К ним следует отнести:
1. Переформатирование сложившегося мироустройства и мировой экономики.
2. Острое противостояние по линии "Россия - условный Запад", значительное расширение масштабов внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию, сохранение в кратко- и среднесрочной перспективе напряженных отношений с большинством западных стран.
3. Последствия пандемии COVID-19, опасения лидеров многих национальных государств относительно возможности появления новых глобальных кризисов, вызванных факторами эпидемиологического, техногенного или политического характеров.
4. Новые глобальные социальные и технологические тенденции.
К новым глобальным тенденциям относятся:
политическая борьба (на многих направлениях) с возможным изменением климата (зеленая повестка дня, сохранение биоразнообразия, устранение последствий загрязнения окружающей среды и др.);
существенные технологические сдвиги (энергопереход на возобновляемую и безуглеродную энергетику, ориентация на технологии энергосбережения; безотходная цикличная экономика; инновационные проекты по ядерной энергетике; активно нарастающая цифровизация и роботизация; квантовые технологии; широкое распространение элементов искусственного интеллекта и т.д.). С высокой вероятностью технологические новации ведут к снижению объемов спроса на традиционные энергоносители и материалы, используемые в массовом производстве (металл, стройматериалы, дерево, целлюлоза и бумага, резина и т.д.). Новые технологии, основанные в большинстве своем на более точном расчете, цифровизации, ориентации на снижение нагрузки на окружающую среду, ведут к объективному снижению расхода многих видов материалов и энергоносителей;
интенсивные ценностные новации (повышенная социальная дифференциация, подходы к организации жизни и ведению хозяйственной деятельности с позиций устойчивого развития, борьба за сохранение окружающей среды и др.).
Новые глобальные тенденции будут оказывать влияние на состояние сложившихся и потенциальных рынков для товаропроизводителей региона. Развитие экономики Кузбасса в кратко- и среднесрочной перспективе будет происходить в условиях структурных изменений в мировой и российской экономиках, вызванных новым балансом между глобализацией и регионализацией экономик, изменениями потребительских предпочтений, а также возможной адаптацией к будущему низкоуглеродному миру.
Мир существенно меняется, но содержание и уровень возможных изменений в настоящий момент неясны. В этих условиях важно не столько предсказать такие изменения, сколько сформировать в регионе эффективные механизмы адаптации к любым возникающим вызовам.
Возможное снижение спроса на традиционные товары кузбасского экспорта в среднесрочной перспективе следует компенсировать расширением спектра экспортируемых товаров, содействием встраиванию товаропроизводителей Кузбасса в новые цепочки создания добавленной стоимости, выходом на новые экспортные товарные и географические рынки, продвижением экспорта услуг (медицинских, образовательных, культурных, туристических).
Важной предпосылкой для устойчивого роста экспорта Кузбасса является снятие ряда ограничений для потенциальных экспортеров, прежде всего, инфраструктурных, транспортных и энергетических, в интересах создания возможностей гибкого, комплексного и эффективного развития региональной экономики. При этом растущая геополитическая неопределенность определяет повышение внимания товаропроизводителей к работе на внутреннем рынке и необходимость проведения Россией и ее составной частью - Кемеровской областью - Кузбассом - политики активного импортозамещения с последующим выходом компаний на внутренний и внешний рынки (прецедент - новейшая китайская модель "двойная циркуляция". О модели "двойная циркуляция" или двойного обращения в Китае впервые заговорили в мае 2019 г., сейчас она утверждена на высоком уровне. Принцип двойной циркуляции строится на так называемом внутреннем круге, то есть на внутреннем потреблении Китая. Второй круг - внешний - будет поддерживаться за счет работы внутреннего. Страна "полностью раскроет преимущества своего сверхбольшого рынка и потенциал внутреннего спроса, чтобы установить новую модель развития, включающую внутреннее и международное двойное обращение, которые дополняют друг друга").
Зеленая повестка, возможный энергетический переход и проблематика низкоуглеродного развития мира будут способствовать изменениям глобальной структуры производства и потребления, снижению спроса на традиционные товары российского экспорта - нефть и уголь. Для Кузбасса это, с одной стороны, создает риски снижения объемов товарного экспорта (в т.ч. неэнергетического), а с другой - формирует мощные стимулы к практическому осуществлению технологической перестройки региональной промышленности, энергетики и транспорта, развитию инфраструктуры туризма и сферы гостеприимства, направлению инвестиций в проекты по снижению выбросов, включая проекты по лесовосстановлению и др.
Рост экспортной выручки у предприятий Кузбасса содействует развитию региона в целом, т.к. влечет повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей, увеличение доходной части областного бюджета, привлечение инвестиций, модернизацию производств, ориентацию товаропроизводителей и инфраструктурных отраслей на инновационное развитие, создание новых рабочих мест, а также ряд других мультиплицирующих эффектов, благоприятных для социально-экономического развития региона в целом.
Ввиду значимости для Кузбасса внешнеэкономических и международных связей в интересах обеспечения позитивной динамики и устойчивости экономики проблематика создания в регионе благоприятных условий для развития экспортной деятельности выделена Правительством Кемеровской области - Кузбасса в специальную секторальную Стратегию экспорта Кемеровской области - Кузбасса до 2035 года (далее - Стратегия, Экспортная стратегия).
Экспортная стратегия разработана исходя из Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ, а также с учетом других стратегических документов Кузбасса (Программа социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 556-р), План мероприятий по диверсификации экономики Кемеровской области - Кузбасса на 2021 - 2026 годы (приказ Минэкономразвития России от 05.07.2021 N 410) и др.).
В Стратегии учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", цели, задачи и мероприятия, отраженные в национальных проектах "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы", а также ряд других национальных проектов и государственных программ в соответствующих сферах экономики (в части, касающейся экспортной деятельности), а также стратегические ориентиры, рекомендованные Стандартом по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт 2.0), утвержденный проектным комитетом по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" (протокол от 30.07.2020 N 6).
Стратегия разработана в целях обеспечения целеполагания, прогнозирования, создания условий для осуществления планирования и программирования развития экспортной деятельности товаропроизводителей Кузбасса и служит основой для координации деятельности исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса, органов местного самоуправления, специализированных организаций, ответственных за развитие экспортной деятельности Кузбасса.
Стратегия направлена на повышение вклада внешнеторговой деятельности в социально-экономическое развитие Кузбасса и более полное представление потенциала региона на внешних рынках.