В соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области" и постановлением администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:
1. Внести в постановление администрации области от 11.12.2015 N 1232 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области":
1.1. Заголовок изложить в следующей редакции:
"О государственной программе Владимирской области "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области".
1.2. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р, постановлением администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:".
1.3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1.1. Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Развитие транспорта и рынка газомоторного топлива во Владимирской области" согласно приложению N 1.
1.2. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на возмещение недополученных доходов по поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива согласно приложению N 2.
1.3. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на компенсацию части затрат по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа согласно приложению N 3.".
1.4. Приложение к постановлению считать приложением N 1 и изложить его в редакции согласно приложению N 1.
1.5. Дополнить приложениями N 2, N 3 в редакции согласно приложениям N 2, N 3.
2. Признать утратившими силу:
- подпункт 1.2 пункта 1 постановления администрации Владимирской области от 21.07.2021 N 441 "О внесении изменений в постановление администрации области от 11.12.2015 N 1232" и приложения N 1, N 2;
- постановление администрации Владимирской обл. от 29.06.2021 N 399 "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из областного бюджета на возмещение недополученных доходов по поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива";
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы развития инфраструктуры, ЖКХ и энергетики.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
А.А.АВДЕЕВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
По состоянию на 01.01.2022 на территории Владимирской области зарегистрировано 553,3 автотранспортных средства, в том числе:
- 430,0 тыс. - легковые автомобили;
- 56,2 тыс. - грузовые автомобили;
- 5,4 тыс. - автобусы (из них ~ 1280 автобусов, используемых при перевозках пассажиров на регулярных маршрутах на территории Владимирской области, в том числе:
- по видам топлива: ~ 100 ед. - работающие на бензине, ~ 860 ед. - работающие на дизельном топливе, ~ 260 ед. - работающие на сжиженном углеводородном газе и 60 ед. - работающие на компримированном природном газе;
- по формам собственности: 20 ед. - муниципальная, ~ 195 - государственная, ~ 1065 - частная).
Принимая во внимание затраты на приобретение моторного топлива, которые могут достигать в себестоимости продукции (товаров, услуг) 30%, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива (стоимость 1 куб. м компримированного природного газа по состоянию на 30.12.2021 составляет 20,00 рубля, что в 2,9 раза ниже стоимости 1 литра бензина АИ-92 или 1 литра дизельного топлива) является существенным стимулом повышения устойчивости финансового состояния предприятий и организаций, в том числе бюджетных, и имеет важное социально-экономическое значение.
Компримированный природный газ - самый дешевый вид моторного топлива. Отечественная и зарубежная практика подтверждают его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Прежде всего это сокращение эксплуатационных затрат, снижение выбросов автотранспортными средствами вредных (загрязняющих) веществ, замещение соответствующего количества нефтяных видов моторного топлива. Наряду с ценовыми и экологическими преимуществами, отсутствие в компримированном природном газе разрушающих двигатель вредных примесей, существенно снижает износ двигателя, а также каталитического нейтрализатора, позволяет достичь отсутствия детонации, уменьшает эксплуатационные шумы на 7 - 9 децибел.
В настоящее время во Владимирской области эксплуатируется 7 действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, в том числе 3 из них модульного типа, и около 845 ед. транспортных средств, переведенных на использование компримированного природного газа. При этом объемы реализации компримированного природного газа во Владимирской области за последние 3 года составили: в 2019 году - 10,80 млн м3, в 2020 году - 15,81 млн м3, в 2021 году - 19,67 млн м3.
Несмотря на достигнутые результаты, использование компримированного природного газа не получило во Владимирской области достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Работа по переводу автотранспортных средств на использование компримированного природного газа не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации.
Вместе с тем годовой экономический эффект от использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник автотранспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода автотранспортного средства на использование компримированного природного газа.
Парк автобусов, эксплуатируемых на регулярных маршрутах на территории Владимирской области, которые потенциально могут быть переведены для работы с бензинового топлива на метан, насчитывает около 140 единиц. При стоимости переоборудования одного автобуса в 2021 году ~ 200 тыс. рублей, затраты на переоборудование 140 единиц составят ~ 28,0 млн. рублей. Выполнение работ по переоборудованию для использования компримированного природного газа автобусов, работающих на дизельном топливе, более сложно технически и является намного более дорогостоящим.
Оптимальным решением является возможность предоставления владельцам таких транспортных средств субсидии для выполнения работ на использование в качестве моторного топлива газ метан.
Срок окупаемости автобуса среднего класса, работающего на метане, за счет экономии в стоимости топлива превышает срок окупаемости аналогичного автобуса, работающего на дизельном топливе, на 2 года и 4 месяца при среднегодовом пробеге в 100 тыс. км. При дальнейшей эксплуатации происходит экономия средств.
Рост числа транспортных средств, оборудованных двигателями, работающими на компримированном природном газе, невозможен без расширения сети соответствующей газовой инфраструктуры: автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования, а также центров по обучению и аттестации персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе.
Учитывая высокую стоимость как транспортных средств, работающих на метане, так и оборудования для АГНКС и специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива требует соответствующей финансовой поддержки.
Государственная политика Российской Федерации в сфере развития транспорта и расширения использования природного газа в качестве моторного топлива определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р).
Дальнейшее направление развития газомоторного топлива обозначено в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р, а также подпрограммой "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".
Применительно к Владимирской области основными долгосрочными приоритетами развития рынка газомоторного топлива во Владимирской области являются:
- развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
- развитие сети специализированных технических центров по обслуживанию газомоторного оборудования;
- подготовка и аттестация персонала, связанного с непосредственной эксплуатацией и ремонтом транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также газобаллонного оборудования;
- поддержка преференций при приобретении автомобильного транспорта, работающего на газомоторном топливе;