Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 06.10.2020 N 798 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Доступная среда" (в редакции от 01.09.2022) (далее - постановление) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";
государственную программу Тамбовской области "Доступная среда", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Глава Тамбовской области
М.Егоров
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 06.10.2020 N 798
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Куратор государственной программы | Шеманаева Г.Н., и.о. заместителя Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство здравоохранения Тамбовской области; министерство культуры и архивного дела Тамбовской области; министерство образования и науки Тамбовской области; министерство по физической культуре и спорту Тамбовской области; министерство труда и занятости населения Тамбовской области; министерство автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области; управление информационной политики Правительства Тамбовской области; департамент внутренней политики Правительства Тамбовской области; государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
Направления (подпрограммы) государственной программы | "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" |
Структурные элементы государственной программы (региональные проекты, комплексы процессных мероприятий) | Региональный проект "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; региональный проект "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в области"; региональный проект "Создание условий для мероприятия по организации оказания услуг по "ранней помощи", комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра"; региональный проект "Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в области"; региональный проект "Формирование условий для развития сопровождаемого проживания инвалидов"; комплекс процессных мероприятий "Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в области" |
Цели государственной программы | Формирование безбарьерной среды в Тамбовской области посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 80,9% к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 370 часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан; повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98% нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году |
Задачи государственной программы | Повышение информированности граждан, в том числе инвалидов, о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг; организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов; обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги инвалидам; своевременное обеспечение инвалидов качественными техническими средствами реабилитации и их обновление; создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет |
Целевые показатели государственной программы, их значение на последний год реализации | Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов - 80,9% к 2030 году; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов - 98% к 2030 году; доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) - 95,5% к 2030 году; доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) - 97,5% к 2030 году; доля инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов области - 88,0% к 2030 году; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов - 75,1% к 2030 году; количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов - 370 часов к 2030 году |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в II этапа: I этап - 2020 - 2022 гг.; II этап - 2023 - 2030 гг. |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем финансирования реализации II этапа государственной программы составляет (прогноз) - 197341,76 тыс.руб., из них: в 2023 году - 31157,26 тыс.руб.; в 2024 году - 22140,90 тыс.руб.; в 2025 году - 50260,35 тыс.руб.; в 2026 году - 17314,93 тыс.руб.; в 2027 году - 18007,54 тыс.руб.; в 2028 году - 18727,82 тыс.руб.; в 2029 году - 19476,93 тыс.руб.; в 2030 году - 20256,03 тыс.руб.; в том числе: общий объем средств федерального бюджета (прогноз) - 80455,34 тыс.руб., из них: в 2023 году - 27266,60 тыс.руб.; в 2024 году - 19598,60 тыс.руб.; в 2025 году - 33590,14 тыс.руб.; в 2026 году - 0,00 тыс.руб.; в 2027 году - 0,00 тыс.руб.; в 2028 году - 0,00 тыс.руб.; в 2029 году - 0,00 тыс.руб.; в 2030 году - 0,00 тыс.руб.; в том числе: объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (прогноз) - 0,00 тыс.руб., из них: в 2023 году - 0,00 тыс.руб.; в 2024 году - 0,00 тыс.руб.; в 2025 году - 0,00 тыс.руб.; в 2026 году - 0,00 тыс.руб.; в 2027 году - 0,00 тыс.руб.; в 2028 году - 0,00 тыс.руб.; в 2029 году - 0,00 тыс.руб.; в 2030 году - 0,00 тыс.руб.; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации (прогноз) - 3975,55 тыс.руб., из них: в 2023 году - 0,00 тыс.руб.; в 2024 году - 0,0 тыс.руб.; в 2025 году - 3975,55 тыс.руб.; в 2026 году - 0,00 тыс.руб.; в 2027 году - 0,00 тыс.руб.; в 2028 году - 0,00 тыс.руб.; в 2029 году - 0,00 тыс.руб.; в 2030 году - 0,00 тыс.руб.; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (прогноз) - 76479,79 тыс.руб., из них: в 2023 году - 27266,60 тыс.руб.; в 2024 году - 19598,60 тыс.руб.; в 2025 году - 29614,59 тыс.руб.; в 2026 году - 0,00 тыс.руб.; в 2027 году - 0,00 тыс.руб.; в 2028 году - 0,00 тыс.руб.; в 2029 году - 0,00 тыс.руб.; в 2030 году - 0,00 тыс.руб.; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства культуры Российской Федерации (прогноз) - 0,00 тыс.руб., из них: в 2023 году - 0,00 тыс.руб.; в 2024 году - 0,00 тыс.руб.; в 2025 году - 0,00 тыс.руб.; в 2026 году - 0,00 тыс.руб.; в 2027 году - 0,00 тыс.руб.; в 2028 году - 0,00 тыс.руб.; в 2029 году - 0,00 тыс.руб.; в 2030 году - 0,00 тыс.руб.; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (прогноз) - 0,00 тыс.руб., в 2023 году - 0,00 тыс.руб.; в 2024 году - 0,00 тыс.руб.; в 2025 году - 0,00 тыс.руб.; в 2026 году - 0,00 тыс.руб.; в 2027 году - 0,00 тыс.руб.; в 2028 году - 0,00 тыс.руб.; в 2029 году - 0,00 тыс.руб.; в 2030 году - 0,00 тыс.руб.; объем средств бюджета Тамбовской области (прогноз) - 116172,30 тыс.руб., из них: в 2023 году - 3869,60 тыс.руб.; в 2024 году - 2520,30 тыс.руб.; в 2025 году - 16562,46 тыс.руб.; в 2026 году - 17210,93 тыс.руб.; в 2027 году - 17899,38 тыс.руб.; в 2028 году - 18615,33 тыс.руб.; в 2029 году - 19359,94 тыс.руб.; в 2030 году - 20134,36 тыс.руб.; объем средств местных бюджетов (прогноз) - 7,81 тыс.руб., из них: в 2023 году - 0,06 тыс.руб.; в 2024 году - 0,00 тыс.руб.; в 2025 году - 7,75 тыс.руб.; в 2026 году - 0,00 тыс.руб.; в 2027 году - 0,00 тыс.руб.; в 2028 году - 0,00 тыс.руб.; в 2029 году - 0,00 тыс.руб.; в 2030 году - 0,00 тыс.руб.; объем средств, выделяемых из внебюджетных источников (прогноз) - 706,31 тыс.руб., из них: в 2023 году - 21,00 тыс.руб.; в 2024 году - 22,00 тыс.руб.; в 2025 году - 100,00 тыс.руб.; в 2026 году - 104,00 тыс.руб.; в 2027 году - 108,16 тыс.руб.; в 2028 году - 112,49 тыс.руб.; в 2029 году - 116,99 тыс.руб.; в 2030 году - 121,67 тыс.руб. |
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году, (далее - Конвенция) в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильным групп населения является одной из социально-экономических задач, которая затрагивает права и потребности 101,1 тыс. инвалидов области, в том числе 3,7 тыс. детей-инвалидов (11,1% от общей численности населения области).
К маломобильным группам населения (далее - МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п.).
Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг.
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы:
за период реализации государственной программы к 2022 году количество доступных приоритетных объектов составило 207 (70,4 процента из их общего количества - 294);
процент общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, к 2022 году составил 38,3 процента;
процент дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, к 2022 году составил 21 процент от общего количества таких организаций.
Оказана поддержка учреждениям спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, что позволило повысить долю инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, к 2022 году он составил 74,5 процента от их общего числа.
Для решения проблем инвалидов и существующих ограничений в области реализуется государственная программа, разработанная на основе Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
Потенциал развития анализируемой сферы заключается в создании условий для предоставления возможности максимальному количеству инвалидов, в том числе детей - инвалидов, получать услуги во всех сферах жизни общества, а также в повышении качества оказываемых услуг и приведении формата их оказания в соответствие с запросами получателей.
Для эффективной реализации государственной программы необходимо учитывать макроэкономические, операционные, социальные ограничения.
Макроэкономические ограничения связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, высокой инфляцией.
Они могут быть обусловлены также:
невыполнением предусмотренных государственной программой мероприятий;
неэффективным использованием выделяемых бюджетных средств для реализации государственной программы;
отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий государственной программы;
отсутствием ожидаемых конечных результатов государственной программы.
Операционные ограничения связаны с неэффективными управленческими решениями в ходе реализации государственной программы, в том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения государственной программы на уровне федерального законодательства.
Социальные ограничения, в первую очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров в системе социальной защиты населения.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг ее выполнения и принятие необходимых оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей государственной программы.
Основные приоритеты региональной государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя:
социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг);
создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством обеспечения деятельности ресурсных учебно-методических центров, функционирующих на базе базовых профессиональных образовательных организаций области;
формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Одним из механизмов, обеспечивающих реализацию целей государственной программы в области, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы (в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих модернизацию региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Государственная программа реализуется в два этапа:
I этап - 2020 - 2022 гг.;
II этап - 2023 - 2030 гг.
Промежуточный результат, характеризующий развитие сферы реализации государственной программы первого этапа: сформирован реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, проведены мероприятия по адаптации данных объектов с целью предоставления качественных услуг на данных объектах инвалидам, в том числе детям-инвалидам, а также сформирована система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов через определение организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, выявление потребности в данных услугах и определение получателей реабилитационных услуг во всех сферах жизнедеятельности.
Промежуточным результатом, характеризующим развитие сферы реализации государственной программы второго этапа, станет адаптация приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, создание единой информационной системы, содержащей сведения об инвалидах, оказанных им реабилитационных и абилитационных услугах, мероприятиях по организации сопровождаемого содействия занятости, реестра организаций, оказывающих реабилитационные и абилитационные услуги, увеличение количества инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации.
Целями программы являются: