Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2022 года N 882-пп


Об утверждении государственной программы Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий" на 2023 - 2028 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 13.11.2023 N 1017-пп.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 24 ноября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 02.02.2023 N 65-пп, от 28.02.2023 N 145-пп, от 22.03.2023 N 238-пп, от 17.10.2023 N 903-пп, от 24.11.2023 N 1070-пп)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий" на 2023 - 2028 годы (прилагается).


2. Установить, что реализация основных мероприятий "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", "Благоустройство сельских территорий", "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях", мероприятий "Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат по заключенным с обучающимися ученическим договорам и договорам о целевом обучении" и "Предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой труда и проживанием обучающихся, привлеченных для прохождения практики или осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с квалификацией, получаемой в результате освоения образовательной программы" в рамках основного мероприятия "Содействие занятости сельского населения", мероприятия "Строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства в рамках реализации проектов комплексного развития сельских территорий Иркутской области" в рамках основного мероприятия "Развитие социальной инфраструктуры на сельских территориях (Современный облик сельских территорий)" подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий Иркутской области" на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года N 772-пп, будет осуществляться в рамках государственной программы Иркутской области "Комплексное развитие сельских территорий" на 2023 - 2028 годы.


3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года, но не ранее чем через десять календарных дней после дня его официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Иркутской области - Председатель
Правительства Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Иркутской области
от 15 ноября 2022 г. N 882-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ" НА 2023 - 2028 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 02.02.2023 N 65-пп, от 28.02.2023 N 145-пп, от 22.03.2023 N 238-пп, от 17.10.2023 N 903-пп, от 24.11.2023 N 1070-пп)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ" НА 2023 - 2028 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

Наименование государственной программы

Комплексное развитие сельских территорий на 2023 - 2028 годы

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Соисполнители государственной программы

-

Участники государственной программы

Министерство строительства Иркутской области

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области

Цель государственной программы

Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Иркутской области

Задачи государственной программы

1. Создание возможности для улучшения жилищных условий семей, проживающих на сельских территориях (агломерациях).

2. Создание условий для привлечения специалистов к работе на сельских территориях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях.

3. Повышение комфортности среды проживания, транспортной доступности, а также обеспечение качественного улучшения и развития социальной и инженерной инфраструктуры граждан, проживающих на сельских территориях

Сроки реализации государственной программы

2023 - 2028 годы

Целевые показатели государственной программы

1. Доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации.

2. Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств.

3. Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 02.02.2023 N 65-пп)

Подпрограммы государственной программы

1. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" на 2023 - 2028 годы.

2. Подпрограмма "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях" на 2023 - 2028 годы.

3. Подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" на 2023 - 2028 годы

Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации государственной программы

Общий объем финансирования по годам реализации составляет:

2023 год - 2 585 794,3 тыс. рублей;

2024 год - 2 118 627,6 тыс. рублей;

2025 год - 3 598 476,8 тыс. рублей;

2026 год - 845 601,3 тыс. рублей;

2027 год - 845 601,3 тыс. рублей;

2028 год - 845 601,3 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств областного бюджета по годам реализации составляет:

2023 год - 409 144,4 тыс. рублей;

2024 год - 1 093 424,1 тыс. рублей;

2025 год - 973 029,6 тыс. рублей;

2026 год - 834 400,4 тыс. рублей;

2027 год - 834 400,4 тыс. рублей;

2028 год - 834 400,4 тыс. рублей,

из них средства дорожного фонда Иркутской области:

2023 год - 150 191,5 тыс. рублей;

2024 год - 731 143,2 тыс. рублей;

2025 год - 805 843,9 тыс. рублей;

2026 год - 805 843,9 тыс. рублей;

2027 год - 805 843,9 тыс. рублей;

2028 год - 805 843,9 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета по годам реализации составляет:

2023 год - 1 861 789,2 тыс. рублей;

2024 год - 915 545,4 тыс. рублей;

2025 год - 2 596 692,0 тыс. рублей

Объем финансирования за счет средств местных бюджетов по годам реализации составляет:

2023 год - 39 285,4 тыс. рублей;

2024 год - 10 922,2 тыс. рублей;

2025 год - 10 055,5 тыс. рублей;

2026 год - 683,0 тыс. рублей;

2027 год - 683,0 тыс. рублей;

2028 год - 683,0 тыс. рублей

Объем финансирования за счет средств иных источников по годам реализации составляет:

2023 год - 275 575,3 тыс. рублей;

2024 год - 98 735,9 тыс. рублей;

2025 год - 18 699,7 тыс. рублей;

2026 год - 10 517,9 тыс. рублей;

2027 год - 10 517,9 тыс. рублей;

2028 год - 10 517,9 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 24.11.2023 N 1070-пп)

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

1. К 2028 году численность сельского населения Иркутской области составит 526 643 человека, или 22,3% от общей численности населения Иркутской области.

2. К 2028 году увеличение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского домохозяйства достигнет значения 52 057,20 рубля, или 85,9% в сравнении со среднемесячными располагаемыми ресурсами городского домохозяйства.

3. К 2028 году площадь благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах составит 2 894,95 кв. м, или 21% от общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства в Иркутской области:


социально-бытовая неустроенность сельской местности создает дефицит кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села, препятствует развитию агропромышленного производства, приводит к снижению уровня жизни в сельской местности;


расслоение населения Иркутской области по уровню жизни, доступу к благам цивилизации (медицина, образование, культура, спорт и прочее) в связи с местом проживания (город или сельская территория) приводит к росту бедности населения, проживающего в сельской местности, провоцирует возникновение криминогенных ситуаций, ведет к социальной напряженности;


происходит ежегодное сокращение сельской поселенческой сети, сохраняется тенденция к депопуляции территории Иркутской области;


низкая привлекательность сельской местности для инвестирования.


Фактор: Миграция


Для Иркутской области характерно крайне неравномерное размещение населения, основная масса людей сосредоточена в полосе расселения вдоль Транссибирской магистрали с наиболее комфортными природно-климатическими условиями. Всего в нескольких районах (Иркутском, Ангарском, Усольском, Шелеховском и Черемховском) проживает 50% всего населения. При этом 25,7% населения приходится на областной центр - г. Иркутск.


Сельские населенные пункты на территории Иркутской области более многочисленны (1 486 ед.) и более равномерно распределены в отличие от городских поселений. Спецификой региона является преобладание малых (до 100 человек) и средних (до 1 000 человек) сельских населенных пунктов, наибольшая доля которых с населением от 50 до 500 человек. Крупных сел (свыше 1 000 человек) в структуре всего 7%, но в них проживает 46% сельского населения.


С 2012 года в сельской местности Иркутской области наблюдается следующая миграционная ситуация.


Доля прибывших и выбывших в рассматриваемом периоде составила в среднем 25% по отношению к общей миграции населения в регионе.


В результате превышения числа выбывших над прибывшими в сельской местности большей степенью наблюдается миграционная убыль населения: в 2012 году - 1 682 человека, к 2021 году - 2 169 человек.


Международная миграция со странами ближнего зарубежья играет незначительную роль в общем миграционном потоке сельского населения. Число прибывших с 2012 года составило в среднем 580 человек, или 30 - 40% от общего числа прибывших в сельскую местность. Число выбывших с 2018 года снизилось с 560 человек до 256 человек к 2021 году.


Сокращение и раздробление сельской поселенческой структуры приводит к оттоку населения и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности.


В целом необходимо отметить, что демографические процессы отражают совокупность демографических, социальных и экономических факторов.


Убыль сельского населения является следствием недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.


Фактор: Инфраструктурная обеспеченность сельской местности


Основными факторами качества жизни, обуславливающими предпочтения для проживания в определенной местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная инфраструктура, а также уровень развития объектов социальной сферы и результативность их деятельности.


За 2012 - 2022 годы в рамках работы по повышению уровня благоустройства сельских населенных пунктов из областного бюджета направлено 2 328,3 млрд. рублей на реализацию более восьми тысяч мероприятий, в том числе:


ремонт уличной дорожной сети и устройство пешеходных тротуаров - 756,14 млн. рублей (1 050 мероприятий);


оснащение оборудованием муниципальных учреждений культуры и спорта, благоустройство их прилегающих территорий - 396,25 млн. рублей (2 588 мероприятий);


проведение мероприятий по сохранению и благоустройству мест памяти участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (памятники, аллеи славы, мемориалы и иное) - 37,62 млн. рублей (208 мероприятий);


оборудование детских и спортивных площадок, обустройство мест массового отдыха жителей - 489,38 млн. рублей (1 769 мероприятий);


организация сбора и вывоза мусора на территории, приобретение контейнеров для временного хранения твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и устройство контейнерных площадок - 64,91 млн. рублей (301 мероприятие);


благоустройство территории населенных пунктов (в том числе организация уличного освещения, обустройство автомобильных парковок, озеленение территорий и др.) - 583,95 млн. рублей (2 152 мероприятия).


В Иркутской области ежегодно предусматривается направление бюджетных ассигнований на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт в размере не менее пяти процентов объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области, формируемого за счет доходов бюджета Иркутской области от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет Иркутской области, а также транспортного налога, в том числе в виде субсидий местным бюджетам на указанную дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.


В соответствии с отчетом 2 ДГ "Связь по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования" транспортный разрыв без твердого покрытия с 2018 года ежегодно уменьшается:


2018 год - 6 114,5 км;


2019 год - 6 103,2 км;


2020 год - 6 101,3 км;


2021 год - 6 077,5 км;


2022 год - 6 068,5 км.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»