МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2022 года N 975


Об утверждении муниципальной программы "Развитие институтов гражданского общества в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы

(с изменениями на 19 июля 2024 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 05.05.2023 N 512, от 08.09.2023 N 993, от 06.02.2024 N 88, от 19.07.2024 N 664)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением мэрии города Ярославля от 14.06.2022 N 530 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) города Ярославля"


МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить муниципальную программу "Развитие институтов гражданского общества в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы (приложение).


2. Финансирование муниципальной программы "Развитие институтов гражданского общества в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на соответствующий период.


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по взаимодействию с общественностью, международным связям и обеспечению деятельности мэрии.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 08.09.2023 N 993)


4. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Заместитель мэра
города Ярославля
по взаимодействию
с общественностью,
международным связям
и обеспечению
деятельности мэрии
В.И.ГАВРИЛОВ



Приложение
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 27.10.2022 N 975



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВЛЕ" НА 2023 - 2028 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 05.05.2023 N 512, от 08.09.2023 N 993, от 06.02.2024 N 88, от 19.07.2024 N 664)




Паспорт муниципальной программы

N

п/п

Позиция Паспорта муниципальной программы

Содержание

1

Задачи и раздел Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы

Задача 3 "Развитие институтов гражданского общества через поддержку некоммерческих организаций и гражданских инициатив" направления 2.3.4 "Развитие муниципального управления и гражданского общества" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов

2

Куратор муниципальной программы

Заместитель мэра города Ярославля по взаимодействию с общественностью, международным связям и обеспечению деятельности мэрии

3

Ответственный исполнитель муниципальной программы

ОСО

4

Сроки реализации муниципальной программы

2023 - 2028 годы

5

Цель муниципальной программы

Повышение роли институтов гражданского общества в общественной жизни города

6

Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальной программы с наименованием ответственных исполнителей

ВЦП "Поддержка СОНКО, развитие казачества и органов ТОС в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы,

ответственный исполнитель - ОСО

7

Финансовое обеспечение муниципальной программы

Всего по муниципальной программе - 41954,8 тыс. руб., в том числе:

2023 год - 8897,8 тыс. руб.;

2024 год - 9310,0 тыс. руб.;

2025 год - 4943,2 тыс. руб.;

2026 год - 4943,2 тыс. руб.;

2027 год - 6930,3 тыс. руб.;

2028 год - 6930,3 тыс. руб.

(п. 7 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 19.07.2024 N 664)

8

Финансовое обеспечение муниципальной программы по подпрограммам и ведомственным целевым программам

Всего по ВЦП "Поддержка СОНКО, развитие казачества и органов ТОС в городе Ярославле" на 2023 - 2028 годы - 41954,8 тыс. руб., в том числе:

2023 год - 8897,8 тыс. руб.;

2024 год - 9310,0 тыс. руб.;

2025 год - 4943,2 тыс. руб.;

2026 год - 4943,2 тыс. руб.;

2027 год - 6930,3 тыс. руб.;

2028 год - 6930,3 тыс. руб.

(п. 8 в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 19.07.2024 N 664)

9

Конечные результаты муниципальной программы

Уровень осведомленности жителей города о деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС составит 45%



I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


Одним из основных институтов гражданского общества являются некоммерческие организации, поскольку они позволяют снизить нагрузку государственных органов, разрешая различные проблемы, существующие в обществе. Деятельность некоммерческих организаций позволяет гражданам реализовывать благотворительные, социальные, образовательные, научные, культурные и спортивные проекты, способствует осуществлению защиты прав отдельных категорий граждан и реализации иных социальных функций. Вовлекая в свою деятельность граждан, некоммерческие организации активнее включаются в решение актуальных задач, стоящих перед обществом и государством.


Деятельность СОНКО оказывает значительное влияние на развитие гражданского общества, в связи с чем на федеральном, региональном и местном уровнях действуют программы поддержки деятельности указанных организаций. Форма поддержки СОНКО может быть представлена в нескольких видах: финансовая поддержка, имущественная поддержка, консультационная поддержка и другие. Финансовая поддержка СОНКО осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В настоящее время СОНКО стали важной составляющей общественно-политического и экономического развития города.


По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, по состоянию на 31.12.2021 на территории Ярославской области действовала 1891 СОНКО, ведущая работу с различными категориями граждан, 1003 из которых зарегистрированы на территории города Ярославля.


В городе Ярославле муниципальная программа, предусматривающая оказание поддержки СОНКО, действует с 2014 года. За годы реализации муниципальной программы внедрены новые формы поддержки органов ТОС, казачьих обществ, предусмотрено оказание адресной помощи ветеранским организациям и организациям, взаимодействующим с людьми с ограниченными возможностями здоровья.


Одним из важных направлений работы в сфере патриотического воспитания является поддержка казачьих обществ, которые действуют в городе Ярославле более 10 лет. Вместе с тем только в последние годы их деятельность стала носить системный характер, выстроена четкая организационная структура и механизмы взаимодействия с органами публичной власти. В соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 N 505 (далее - Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества), деятельность казачьих обществ направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В настоящее время казаки активно сотрудничают с органами городского самоуправления и правоохранительными органами в целях обеспечения правопорядка и безопасности при проведении общественных мероприятий на территории города Ярославля.


Развитие органов ТОС является одним из приоритетных направлений в деятельности мэрии города Ярославля. По состоянию на 01.07.2022 в городе Ярославле действуют 64 ТОС без образования юридического лица. ТОС активно участвуют в жизни города, занимаются решением проблем в сфере благоустройства в границах соответствующих территорий, проводят культурно-массовые мероприятия и субботники, оказывают помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, взаимодействуют с правоохранительными органами в целях предотвращения совершения правонарушений. В городе реализуется целый комплекс мероприятий, в ходе которых органам ТОС оказывается организационная, информационная, финансовая поддержка, направленная на повышение информированности жителей города о деятельности ТОС и увеличение количества жителей города, вовлеченных в их деятельность.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 19.07.2024 N 664)


Среди основных проблем, связанных с функционированием СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС, можно выделить:


- недостаток финансирования деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС;


- отсутствие материально-технической базы;


- низкие профессиональные навыки руководителей и специалистов СОНКО и казачьих обществ, а также членов органов ТОС при планировании и реализации социально значимых проектов;


- недостаточный уровень участия жителей города в деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС.


При реализации муниципальной программы могут возникнуть следующие риски:


- изменения федерального и регионального законодательства в сфере реализации муниципальной программы, способом минимизации которых может являться проведение регулярного мониторинга планируемых изменений законодательства, внесение изменений в муниципальную программу;


- недостаточное финансирование мероприятий муниципальной программы, способом минимизации которого может являться определение приоритетов для первоочередного финансирования, привлечение средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


- несоответствие фактически достигнутых значений целевых показателей муниципальной программы запланированным, способом минимизации которого является проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы, анализ причин отклонения фактически достигнутых значений показателей от запланированных, оперативная разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий муниципальной программы.



II. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации


Приоритетными направлениями деятельности мэрии города Ярославля в сфере реализации муниципальной программы являются:


- информирование жителей города о возможностях участия некоммерческих организаций в решении городских проблем;


- совершенствование конкурсных процедур субсидирования деятельности СОНКО за счет средств бюджета города Ярославля при участии в принятии решений представителей общественности, некоммерческих организаций и экспертного сообщества, информационной открытости принимаемых решений;


- развитие мер поддержки СОНКО (информирование о лучших практиках деятельности, организация обучения персонала СОНКО, оказание имущественной, финансовой и консультационной поддержки, создание и развитие ресурсных центров поддержки некоммерческих организаций);


- вовлечение молодежи в реализацию добровольческих (волонтерских) проектов в социальной сфере, проектов патриотической направленности;


- расширение участия СОНКО в оказании социальных услуг;


- информационное и организационное содействие деятельности национальных диаспор и общин, Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России";


- развитие оказания информационной поддержки органам ТОС;


- финансовое стимулирование на конкурсной основе активных представителей ТОС;


- вовлечение ТОС в процесс отбора и контроля реализации проектов инициативного бюджетирования.


Конечным результатом реализации муниципальной программы является увеличение уровня осведомленности жителей города о деятельности СОНКО, казачьих обществ и органов ТОС до 45%.



III. Обобщенная характеристика мер правового регулирования в рамках муниципальной программы


Основными мерами правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы являются:


- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";


- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»