Недействующий

Об основных направлениях государственной долговой политики Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов



Глава 1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2021, 2022 ГОДАХ


1. В 2021 году на реализацию долговой политики субъектами Российской Федерации продолжала оказывать влияние ситуация с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.


Государственная долговая политика Иркутской области в 2021 году была направлена на сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести регион к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


Несмотря на сложные экономические условия к концу 2021 года объем государственного долга Иркутской области был снижен более чем на 50% и составил 14,3 млрд рублей. При этом в структуре долга отсутствовала задолженность перед банками и по государственным ценным бумагам в связи с полным ее погашением.


2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2021, 2022 годах:


1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе, установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2021, 2022 годах, установленные дополнительным соглашением от 18 сентября 2020 года N 7/6/5/5/5/5 к соглашениям от 27 июля 2015 года N 01-01-06/06-117, от 1 октября 2015 года N 01-01-06/06-162, от 24 февраля 2016 года N 01-01-06/06-28, от 5 августа 2016 года N 01-01-06/06-146, от 17 апреля 2017 года N 01-01-06/06-127, от 14 сентября 2017 года N 01-01-06/06-244 о предоставлении бюджету Иркутской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Иркутской области (далее соответственно - дополнительное соглашение, соглашения), а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены в таблице:

N п/п

Наименование показателя

В соответствии с соглашениями

На 1 января 2022 года

Плановое значение на 1 января 2023 года

Фактическое значение на 1 октября 2022 года

Плановое значение

Фактическое значение

1

Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=20

7,6

<=20

10,2

2

Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<=16

0,0

<=17

0,0

3

Отношение общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к общему объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %

<=5

0,3

<=5

0,002

4

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета

<=13

8,1

<=13

0,5

5

Отношение дефицита областного бюджета к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений, %

<=10

- <*>

<=10

- <*>


________________


* по итогам 2021 года и 9 месяцев 2022 года областной бюджет исполнен с профицитом.


В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227, в 2022 году Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков. Регион удостаивается высокой оценки долговой устойчивости четвертый год подряд - с момента ее осуществления федеральным финансовым органом;


2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований.


В 2021, 2022 годах отбор форм заимствований осуществлялся на постоянной основе в зависимости от потребности областного бюджета. Основным критерием, учитываемым при выборе форм заимствований, являлась минимизация стоимости обслуживания возникающих долговых обязательств.


В первую очередь, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, в течение 2021 и 2022 годов неоднократно использовались остатки средств автономных и бюджетных учреждений, что позволило перенести привлечение коммерческих заимствований на более поздний срок и достичь экономии расходов на обслуживание долга в объеме 0,3 млрд рублей и 0,1 млрд рублей соответственно.


В 2021 году в целях поддержания ликвидности областного бюджета привлекался бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 9,0 млрд рублей по ставке 0,1% годовых, что позволило исключить возникновение кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и снизить расходы на обслуживание государственного долга более чем на 0,4 млрд рублей.