В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Закона Омской области "О стратегическом планировании в Омской области" Правительство Омской области постановляет:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2036 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу:
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области
Д.В.Ушаков
ПРОГНОЗ социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2036 года
Прогноз социально-экономического развития Омской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - прогноз) разработан на основе подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, тенденций развития Омской области за предшествующие годы и фактически складывающейся ситуации в текущем году, данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области.
Показатели прогноза рассчитаны с учетом необходимости выполнения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, концепциями и планами мероприятий по развитию отраслей экономики и социальной сферы Омской области.
Социально-экономическое развитие Омской области в 2017 - 2021 годах характеризовалось положительной динамикой основных макроэкономических показателей. В начале пятилетнего периода отмечена устойчивая тенденция роста региональной экономики после спада, вызванного мировым экономическим кризисом. Положительная динамика развития промышленного производства, устойчивый потребительский спрос обеспечили ежегодный прирост валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в течение 2017 - 2019 годов на уровне 1,1%. В 2020 году введенные на территории Российской Федерации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ограничительные меры оказали негативное влияние на развитие экономики Омской области, в результате чего объем ВРП сократился на 0,7% к уровню 2019 года.
Основой региональной экономики являются обрабатывающие производства (более 30% в общем объеме ВРП), оптовая и розничная торговля (10,3%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (10,6%), сельское хозяйство (8,3%), транспортировка и хранение (7%).
На территории Омской области сконцентрировано значительное число предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относятся один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, предприятия-производители каучука, фенола, технического углерода и шинной продукции, организации, выпускающие мясную, молочную и алкогольную продукцию, а также производители техники и оборудования военного и двойного назначения.
По объему отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг в сфере обрабатывающих производств Омская область в 2021 году заняла 21 место среди субъектов Российской Федерации.
В 2017 - 2021 годах индекс производства в обрабатывающих отраслях составлял в среднем 101,3% к уровню предыдущего года.
Промышленный вектор региональной экономики во многом оказывает влияние на научно-техническое развитие Омской области, три четверти используемых передовых производственных технологий применяются в обрабатывающих отраслях промышленности.
Региональная инновационная инфраструктура представлена бизнес-инкубаторами и технопарками, создаваемыми преимущественно на базе организаций высшего образования, но открытых и для внешних резидентов. К ним относятся Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского", студенческий инновационный бизнес-инкубатор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина", а также Деловой центр "Фабрика бизнеса" и ПолиТехноПарк, действующие на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет".
Омская область является одним из крупнейших в Сибири производителей сельскохозяйственной продукции. Ежегодно в регионе производится около 200 тыс. тонн мяса и более 600 тыс. тонн молока, что соответствует 4 месту среди субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО) по объему производства данных видов продукции. За последние 5 лет среднегодовое производство зерна составляет 3,1 млн. тонн (3 место среди субъектов СФО). Уровень самообеспечения Омской области по большинству основных видов сельскохозяйственной продукции превышает 100%, что позволяет производителям поставлять выпускаемую на территории региона продукцию в большинство субъектов Российской Федерации и за рубеж.
В 2021 году объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 4,5% к уровню 2016 года, что в основном обусловлено ростом объемов производства продукции растениеводства - на 23,4% к уровню 2016 года. При этом объемы производства продукции животноводства сократились на 14,4%.
На протяжении ряда лет в Омской области отмечается значительная положительная динамика инвестиционной активности организаций. В 2017 году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 3,5% к уровню предыдущего года, в 2018 году - на 12,8%, в 2019 году - на 30,7%, в 2020 году - на 8,2%.
В 2021 году объем инвестиций в основной капитал Омской области составил 188,7 млрд. рублей, или 89,4% к уровню предыдущего года, что обусловлено эффектом "высокой базы" прошлых лет.
В рамках трехлетнего цикла с 2019 по 2021 год Омская область находилась на 2 месте в СФО по темпам роста инвестиций в экономику региона (на 14 - 15 месте в Российской Федерации).
За период 2017 - 2021 годов введено в эксплуатацию около 2,7 млн. кв.м общей площади жилых помещений. Развитию жилищной сферы, повышению доступности жилья способствовало предоставление социальных выплат молодым семьям, жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, снижение процентной ставки по жилищным (ипотечным) кредитам.
В 2021 году оборот розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 11,7% к уровню 2016 года.
С 2017 по 2021 год в Омской области расширили свое присутствие международные, межрегиональные и местные торговые сети. Продолжилось развитие сетевых предприятий общественного питания: пиццерии "Кантанелло", предприятий быстрого питания KFC, Burger King и других. На региональный потребительский рынок вошли новые торговые компании, а также увеличилось количество объектов действующих организаций торговли (торговые сети "Магнит" и "Пятерочка", сеть дискаунтеров "Светофор", сеть магазинов Fix Price, EUROSPAR, "Красное и белое", "Заходи", "Галамарт", "Фасоль", "Ситилинк", Wildberries) и общественного питания (в том числе сети кафе-столовых "Ланч-Тайм", Coffee Anytime, "Шаурмастер").
Фонд заработной платы работников по Омской области в 2021 году составил 246,5 млрд. рублей и увеличился на 50,2 млрд. рублей к уровню 2016 года (на 34,8%). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за период с 2017 по 2021 год выросла в 1,4 раза и составила 41,2 тыс. рублей.
Повышение уровня оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений обеспечено в ходе реализации на территории Омской области Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в 2021 году составила 33,2 тыс. рублей, педагогических работников дошкольных образовательных организаций - 29,2 тыс. рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, - 34.7 тыс. рублей, врачей - 66,5 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - 33,1 тыс. рублей, младшего медицинского персонала - 29.8 тыс. рублей, социальных работников - 30,1 тыс. рублей, работников организаций культуры - 31,4 тыс. рублей.
В 2021 году под влиянием демографических процессов (старение экономически активной части населения, миграционный отток населения трудоспособного возраста) численность рабочей силы снизилась по сравнению с 2017 годом на 30,3 тыс. человек и составила 1003,3 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы в среднем за год составил 2,4% от численности экономически активного населения. На динамике показателей безработицы отразились принятые меры, направленные на обеспечение дополнительной поддержки незанятого населения в 2021 году.
Демографическая ситуация на протяжении 2017 - 2021 годов характеризовалась естественной убылью населения, связанной со снижением показателей рождаемости. В указанный период отмечается снижение численности женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) с сокращением численности женщин наиболее активного детородного возраста 20 - 29 лет, так как в эту возрастную группу вступают малочисленные поколения, рожденные в начале 1990-х годов. Негативным фактором, оказывающим влияние на численность населения Омской области, также являлся миграционный отток. Среднегодовая численность постоянного населения в 2021 году уменьшилась по сравнению с 2017 годом на 74,8 тыс. человек и составила 1891,6 тыс. человек.
Региональная экономика обладает значительным потенциалом для экономического роста, обусловленным выгодным географическим расположением в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров, высокой степенью развития обрабатывающих производств и сельского хозяйства, наличием научно-образовательного комплекса, позволяющего осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.
Основными точками роста в долгосрочной перспективе будут являться развитие приоритетных отраслей экономики Омской области, завершение реализации крупных инвестиционных проектов по созданию современных производственных комплексов, технологической, технической и организационной модернизации производительных сил, транспортной и энергетической инфраструктуры. Одновременно с этим будет происходить значительное улучшение качественных параметров социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.
К факторам, ограничивающим экономическое развитие региона, относятся высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, удаленность от крупных рынков сбыта, дефицит квалифицированных кадров, снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации.
На рынок труда в перспективе будет оказывать влияние демографическая ситуация. В настоящее время она складывается в рамках общероссийских и общемировых тенденций, среди которых структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста, рожденных в 1990-е годы, а также демографическое старение населения.
Уровень социально-экономического развития Омской области в долгосрочном периоде будет зависеть от степени реализации конкурентных преимуществ региональной экономики в ключевых отраслях промышленности и сельском хозяйстве, интенсивности инновационного обновления производств и динамики производительности труда, степени вовлечения омских товаропроизводителей в мировые товарные цепочки, модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры. Определяющее значение также будут иметь уровень развития и эффективность государственных институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, интенсивность повышения качества человеческого капитала. Кроме того, на развитие региональной экономики и социальной сферы окажут влияние внешние факторы, складывающиеся в результате усиления геополитической напряженности, введения санкций со стороны недружественных стран, изменения конъюнктуры российской и мировой экономик, а также качество институциональной среды в Российской Федерации в целом.
В зависимости от степени влияния вышеперечисленных факторов определены два варианта социально-экономического развития Омской области в долгосрочной перспективе.
Первый вариант прогноза исходит из консервативной оценки перспектив социально-экономического развития и сохранения существующих трендов. Предполагается, что действующие ограничения продолжат оказывать значительное влияние на экономику и социальную сферу региона, развитие институциональной среды будет носить инерционный характер, при этом потенциал экономического роста не будет реализован в полной мере. В результате модель экономики не претерпит существенных изменений.
Второй вариант предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области в результате снижения влияния ограничивающих факторов либо полного их исчерпания. Одновременно с этим предусматривается использование всех конкурентных преимуществ региона, полномасштабная модернизация экономики, проведение активной государственной политики, направленной на совершенствование существующих и формирование новых институтов развития. Это обеспечит переход экономики в качественно новое состояние, характеризующееся высокой долей высокотехнологичных и инновационных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков. Созданная платформа, в свою очередь, позволит значительно улучшить параметры социального развития.
В 2022 году ВРП по оценке составит 901,6 млрд. рублей, или 86% к уровню 2021 года. В 2036 году ВРП увеличится до 2008,7 - 2418,5 млрд. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно (прирост в среднем на 1,8 - 3,1% в год в прогнозируемом периоде).
Значения основных показателей социально-экономического развития Омской области до 2036 года приведены в приложении N 1 к прогнозу.
Индекс промышленного производства в 2022 году по оценке составит 101,8% к уровню 2021 года за счет увеличения в обрабатывающем секторе (на 2%), в прогнозируемом периоде ожидается прирост в среднем на 1,5 - 3,1% в год по вариантам прогноза соответственно.
Перспективы отрасли нефтепереработки связаны с реализацией программы модернизации акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", которая позволит повысить эффективность переработки нефти и увеличить выпуск средних дистиллятов, различных видов моторного топлива и кокса.