В рамках настоящей подпрограммы объединены меры комплексного характера на основе межведомственного взаимодействия. С учетом особенностей (выше российского уровня смертность мужчин трудоспособного возраста на 100 тыс. населения, ниже российского уровня ожидаемая продолжительность жизни лиц, достигших 45 лет, оба пола (лет), значительная распространенность табакокурения (30%) среди взрослого населения) реализация мероприятий направлена на формирование системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание (в т.ч. ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), а также меры по внедрению корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте.
Основной задачей подпрограммы является формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа.
Реализация муниципальных программ общественного здоровья вместе с внедрением корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте позволит максимально охватить население трудоспособного возраста, повысив его осведомленность о принципах здорового образа жизни и приверженность к нему.
Увеличение доли лиц, приверженных к здоровому образу жизни, приведет к снижению заболеваемости и смертности в трудоспособном возрасте от основных хронических неинфекционных заболеваний и от внешних алкоголь-ассоциированных причин.
Эффективная профилактика ХНИЗ будет реализована в рамках внедрения популяционной профилактической модели на базе Центра общественного здоровья - центрального элемента в координации программ популяционной профилактики, реализуемых с участием представителей муниципальных властей, крупного и среднего бизнеса, волонтерских движений и НКО, специализирующихся в сфере общественного здоровья и здорового образа жизни.
В рамках ежегодной информационно-коммуникационной кампании для граждан старше 12 лет по основным каналам (телевидение, радио и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") будет осуществляться информационная поддержка продвижения формирования здорового образа жизни. Предусмотрены меры по усилению эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам укрепления общественного здоровья.
Обязательным условием для преодоления неблагоприятной демографической ситуации, имеющей место в Республике Бурятия на протяжении последних двух десятилетий, наряду с повышением уровня рождаемости является снижение высокой смертности населения, обусловленной, главным образом, смертностью от сердечно-сосудистой патологии, онкологических заболеваний и внешних причин.
Показатели смертности от БСК на 2 этапе госпрограммы с 2016 по 2021 гг. имеют тенденцию к увеличению с 471,9 на 100 тыс. нас. в 2016 г. до 481,0 в 2021 г. на 1,9%, в трудоспособном возрасте - снижение смертности от БСК с 2016 г. (162,5 на 100 тыс. нас.) по 2021 г. (149,6 на 100 тыс. нас.) на 7,9%. Они являются основной причиной смерти не только среди неинфекционных заболеваний, но и в общей структуре смертности (35%).
Среди всех болезней системы кровообращения основными причинами смерти в 2021 году являются ишемическая болезнь сердца (49,5%), в том числе осложненная хронической сердечной недостаточностью, а также цереброваскулярные болезни (40,6%). В общей структуре временной нетрудоспособности работающих на долю болезней системы кровообращения приходилось 11,6% в 2012 году и постепенно снижалось до 4,4% в 2021 году. Средняя продолжительность одного случая составляет около 14,2 суток в 2012 году, 14,8 суток в 2016 году и 13,6 суток в 2021 году.
Злокачественные новообразования занимают третье место среди всех причин смертности населения Республики Бурятия, их удельный вес в общей структуре смертности составляет 15%. Около 17,3% среди впервые регистрируемых больных злокачественными новообразованиями выявляются в IV стадии заболевания. Выявление заболеваний на поздних стадиях приводит к снижению эффективности последующего лечения и, следовательно, дает существенный вклад в показатели инвалидизации и смертности населения. Ежегодно в Республике Бурятия более одной тысячи больных впервые признаются инвалидами от онкологического заболевания (22% от общего числа инвалидов). Таким образом, организация выявления заболеваний на ранних стадиях, в том числе методом скрининга, является одной из приоритетных задач подпрограммы.
Важнейшую роль в развитии неинфекционных заболеваний у населения играют такие факторы риска, как артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, ожирение, недостаточная физическая активность, а также фактор злоупотребления алкоголем.
Основными приоритетами в области здорового питания населения должны стать ликвидация дефицита полноценного белка и микронутриентов, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса, улучшение питания групп риска (дети раннего возраста, подростки, беременные и кормящие матери), повышение уровня знаний населения в вопросах здорового питания. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (далее - Управление Роспотребнадзора) будет осуществляться социально-гигиенический мониторинг качества и безопасности производимых и реализуемых в Бурятии продуктов питания и продовольственного сырья, в том числе обогащенных йодом.
Вклад алкоголя в уровень смертности населения в республике так же, как и в целом по стране, в последние десятилетия был традиционно высок. Потребление алкоголя и психоактивных веществ приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин, падению производительности труда, травматизму на производстве, в быту, при управлении транспортными средствами и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида.
Деятельность системы здравоохранения Республики Бурятия по формированию здорового образа жизни среди населения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Республики Бурятия от 03.07.2006 N 1740-III "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, токсикомании и алкоголизма в Республике Бурятия", Законом Республики Бурятия от 15.11.2011 N 2361-IV "О некоторых вопросах правового регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия", постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 25.10.2012 N 441 "О размещении информационных знаков, не допускающих потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах, расположенных на территории городского округа "Город Улан-Удэ" (вместе с "Перечнем общественных мест, расположенных на территории городского округа "г. Улан-Удэ", для размещения информационных знаков, не допускающих потребление (распитие) алкогольной продукции"), Концепцией демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 5.