ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2022 года N 788-пп


О внесении изменений в государственную программу Архангельской области "Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп, Правительство Архангельской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся государственную программу Архангельской области "Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда", утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 466-пп.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ



Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 06.10.2022 N 788-пп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА"


1. В паспорте государственной программы:


1) в позиции, касающейся сроков и этапов реализации государственной программы, цифры "2020 - 2024" заменить цифрами "2021 - 2025";


2) позицию, касающуюся объемов и источников финансирования государственной программы, изложить в следующей редакции:

"Объемы и источники финансирования государственной программы

-

общий объем финансирования государственной программы составляет 9 249 242,3 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 4 153 262,4 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 2 712 170,6 тыс. рублей;

внебюджетные средства - 2 383 809,3 тыс. рублей".


2. В разделе I:


1) в абзаце первом:


а) слова "указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ от 7 мая 2012 года N 597) и" заменить словами "Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года";


б) слова "Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р," исключить;


в) слова ", планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Архангельской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы, утвержденным распоряжением Правительства Архангельской области от 13 февраля 2015 года N 24-рп (далее - план первоочередных мероприятий)" исключить;


2) абзац седьмой исключить;


3) абзац восьмой считать абзацем седьмым и в нем:


а) слова "в 2019 - 2020 годах предусмотрены мероприятия по содействию занятости женщин, воспитывающих детей, и профессиональному обучению граждан предпенсионного возраста и граждан в возрасте 50-ти лет и старше," исключить;


б) слова "в 2021 - 2024 годах -" заменить словами "в 2021 - 2025 годах предусмотрены";


4) абзацы девятый - одиннадцатый считать соответственно абзацами восьмым - десятым и исключить их.


3. В разделе II:


1) в паспорте подпрограммы N 1:


а) в позиции, касающейся сроков и этапов реализации подпрограммы, цифры "2020 - 2024" заменить цифрами "2021 - 2025";


б) позицию, касающуюся объемов и источников финансирования подпрограммы, изложить в следующей редакции:

"Объемы и источники финансирования подпрограммы

-

общий объем финансирования составляет

6 669 792,3 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 4 093 299,9 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 2 576 492,4 тыс. рублей";


2) подраздел 2.2 изложить в следующей редакции:

"2.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 1, описание основных проблем

Демографическая ситуация в Архангельской области существенным образом влияет на перспективы развития рынка труда и системы социальной поддержки населения. Общая численность населения Архангельской области с 2017 по 2021 год сократилась на 52 тыс. человек. На сокращение численности оказывают влияние неблагоприятные демографические тенденции, а также ухудшение миграционной обстановки. За последние пять лет естественная убыль населения составила 30 тыс. человек, миграционные процессы сократили население на 22 тыс. человек. Численность населения в трудоспособном возрасте на 1 января 2017 года составляла 619,2 тыс. человек, на 1 января 2022 года - 600 тыс. человек.


Согласно прогнозным данным устойчивая тенденция сокращения численности населения в целом, в том числе населения трудоспособного возраста, продолжится. По оценке Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, численность населения в трудоспособном возрасте к концу 2030 года составит около 590 тыс. человек, что приведет к снижению численности рабочей силы и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов.


Архангельская область испытывает недостаток рабочих кадров. Сохраняется несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Остаются невостребованными более половины заявленных в центр занятости населения вакансий.


В 2017 - 2019 годах на рынке труда Архангельской области сохранялась относительно стабильная ситуация. В 2020 году - первой половине 2021 года на рынок труда Архангельской области значительное влияние оказывал экономический спад, связанный с ограничениями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции. В 2019 году в органы службы занятости населения за получением государственных услуг в области содействия занятости населения обратились 80,2 тыс. человек, в 2020 году - 96,4 тыс. человек, в 2021 году - 74,2 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы в 2019 году - 38,6 тыс. человек, в 2020 году - 59,3 тыс. человек, в 2021 году - 42,9 тыс. человек.


При содействии службы занятости населения в 2019 году трудоустроено 21,6 тыс. человек, в 2020 году - 20,9 тыс. человек, в 2021 году - 22,1 тыс. человек. Приняли участие в мероприятиях активной политики занятости в 2019 году 27,4 тыс. человек, в 2020 году - 26,6 тыс. человек, в 2021 году - 34,4 тыс. человек.


Реализация мер активной политики занятости позволила сохранить стабильную ситуацию на рынке труда в 2019 году, сдержать социальную напряженность в период экономического спада, связанного с ограничениями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции, в короткие сроки вернуть показатели рынка труда к значениям допандемического периода.


По состоянию на 1 января 2019 года численность безработных граждан составляла 8,4 тыс. человек, в сентябре 2020 года достигала пиковых значений (27,4 тыс. человек), а к концу 2021 года составляла 8,8 тыс. человек. Уровень безработицы за указанный период изменялся от минимального значения 1,5 процента до 4,7 процента, к концу 2021 года составил 1,7 процента к численности рабочей силы.


Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения в 2019 году, составила 8,9 тыс. человек, численность получателей пособия по безработице - 8,7 тыс. человек, уровень безработицы - 1,6 процента, коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан к числу заявленных вакансий) к концу 2019 года составил 0,9 человека на одну вакансию.


Несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда, около 10 процентов от общей численности безработных граждан не могут найти работу в течение 12 и более месяцев. Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании и здравоохранении.


Согласно данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Федеральной службой государственной статистики, подавляющее большинство безработных граждан предпочитают искать работу самостоятельно, без обращения в службу занятости населения, используя такие возможности, как обращение в средства массовой информации и к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к друзьям, родственникам, знакомым, непосредственное обращение к работодателю. Работодатели не расценивают центры занятости населения как эффективного помощника в подборе кадров, а безработных граждан как высококвалифицированных и востребованных специалистов и при необходимости поиска работников, как правило, обращаются к услугам частных агентств по трудоустройству либо самостоятельно набирают сотрудников.


Следует отметить также низкий профессионально-квалификационный состав безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения. На рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, одинокие родители (усыновители), воспитывающие несовершеннолетних детей, родители с тремя и более детьми, включая детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы, а также воспитывающие несовершеннолетних детей), лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы.


В целях повышения эффективности деятельности центров занятости населения как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание условий для обращения в центры занятости населения как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан в целях поиска подходящей работы. Реализуются меры, направленные на повышение качества и доступности государственных услуг, модернизации службы занятости, предоставление услуг в электронном виде, оказание услуг гражданам и работодателям исходя из жизненной ситуации гражданина или бизнес-ситуации работодателя, обеспечение перехода на предоставление услуг в проактивном формате.


Решение проблемы занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, возможно через организацию специальных мероприятий по содействию занятости данных категорий граждан, стимулирование работодателей на создание и сохранение рабочих мест.


В целях социальной поддержки граждан в период поиска работы необходима организация осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.


В целях поддержки отраслей экономики, социальной стабильности в период неблагоприятной экономической ситуации в условиях введения внешнего санкционного давления предусмотрены дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Архангельской области в 2022 - 2023 годах, в том числе по возмещению работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости населения, а также безработных граждан, по возмещению работодателям расходов на частичную оплату труда и материально-техническое оснащение при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников.


Для решения обозначенных выше проблем и достижения целевых показателей в рамках реализации подпрограммы N 1 будет проведен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения";


3) в подразделе 2.3:


а) в абзаце втором цифры "3.4," исключить;


б) в абзаце третьем слова "мероприятий пунктов 3.2, 3.3 и 3.5" заменить словами "мероприятия пункта 3.2";


в) в абзаце девятом слова "сумме налога на доходы физических лиц, уплаченной работодателем в течение срока действия трудового договора" заменить словами "размеру фактически понесенных работодателем расходов на оплату труда молодого гражданина за месяц в течение срока действия трудового договора, заключенного между работодателем и молодым гражданином, но не более величины минимального размера оплаты труда, установленной Федеральным законом на начало финансового года, в котором заключен указанный трудовой договор, увеличенной на размер районного коэффициента, применяемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сумму страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды. Компенсация производится за три месяца.";


г) абзацы десятый и одиннадцатый исключить;


д) абзацы двенадцатый - шестнадцатый считать соответственно абзацами десятым - четырнадцатым;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»