Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан до 2030 года и плане мероприятий по ее реализации (с изменениями на 7 декабря 2023 года)



3.4. Социальное обслуживание и социальная поддержка населения


Социальная защита - одно из приоритетных направлений развития Республики Башкортостан. Основные задачи социальной защиты на текущем этапе в соответствии с приложением N 4 к Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года (утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624):


1) повышение качества и эффективности социальной поддержки населения;


2) обеспечение доступности услуг в сфере социального обслуживания и удовлетворение спроса в них;


3) развитие стационарозамещающих технологий и новых видов услуг в сфере социального обслуживания;


4) формирование безбарьерной среды для маломобильных и создание условий, способствующих интеграции инвалидов и повышению уровня их жизни.


В качестве ожидаемого результата в сфере развития трудовых отношений в Стратегии социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года определено снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума с 12,4% в 2016 году до 11,2% в 2030 году. В свою очередь, государственной программой "Социальная защита населения Республики Башкортостан" (утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 671) было предусмотрено добиться решения, в том числе, таких задач, как повысить качество и эффективность социальной поддержки семей с детьми, поддержки граждан пожилого возраста и поддержки отдельных категорий граждан, повысить суммарный коэффициент рождаемости, обеспечить доступность услуг в сфере социального обслуживания и удовлетворение спроса на них.


Аналогичные задачи предполагается решить в рамках реализации государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан" (утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2020 года N 694 "Об утверждении государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан" и о внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан") в период 2021 - 2026 годов.


Одним из целевых показателей (индикаторов) действующей с 2021 года данной государственной программы является "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан", а показателями (индикаторами) подпрограммы N 2 "Социальная поддержка семей с детьми" - "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта" и "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта".


Можно отметить различия в источниках формирования денежных доходов домохозяйств, проживающих в городе, и домохозяйств, проживающих на селе. Сельское население республики существенно зависит от трансфертов, прежде всего, государственных: его доходы больше чем на четверть формируются за счет пенсий и мер социальной поддержки, в то время как доходы городского населения - только на одну пятую (таблицы 46, 47).



Таблица 46

Уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств в 2019 году, по типу населенных пунктов, в среднем на члена домохозяйства, в месяц, руб.


Наименование

Все домохозяйства

В том числе проживают

в городских населенных пунктах

в сельских населенных пунктах

денежный доход - всего

26775,6

27307,5

25898,8

доход от трудовой деятельности - всего

19912

21026,6

18074,5

доход от собственности - всего

158,1

122

217,5

трансферты полученные - всего

6705,6

6158,9

7606,7

социальные выплаты

6268,6

5742,8

7135,2

в том числе

пенсии

4276,2

4016,2

4704,7

пособия, компенсации и иные социальные выплаты

1992,4

1726,6

2430,5

иные денежные поступления от частных лиц и организаций

437,0

416,1

471,5

трансферты переданные - всего

2619,1

2627,1

2606

располагаемый денежный доход

24156,5

24680,4

23292,8



Таблица 47


Структура денежных доходов домашних хозяйств в 2019 году, по типу населенных пунктов, %


Наименование

Все домохозяйства

В том числе проживают

в городских населенных пунктах

в сельских населенных пунктах

денежный доход - всего

100

100

100

доход от трудовой деятельности - всего

74,4

77

69,8

доход от собственности - всего

0,6

0,4

0,8

трансферты полученные - всего

25

22,6

29,4

социальные выплаты

23,4

21

27,6

в том числе

пенсии

16

14,7

18,2

пособия, компенсации и иные социальные выплаты

7,4

6,3

9,4

иные денежные поступления от частных лиц и организаций

1,6

1,5

1,8

трансферты переданные - всего

9,8

9,6

10,1

располагаемый денежный доход

90,2

90,4

89,9