Социальная защита - одно из приоритетных направлений развития Республики Башкортостан. Основные задачи социальной защиты на текущем этапе в соответствии с приложением N 4 к Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года (утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624):
1) повышение качества и эффективности социальной поддержки населения;
2) обеспечение доступности услуг в сфере социального обслуживания и удовлетворение спроса в них;
3) развитие стационарозамещающих технологий и новых видов услуг в сфере социального обслуживания;
4) формирование безбарьерной среды для маломобильных и создание условий, способствующих интеграции инвалидов и повышению уровня их жизни.
В качестве ожидаемого результата в сфере развития трудовых отношений в Стратегии социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года определено снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума с 12,4% в 2016 году до 11,2% в 2030 году. В свою очередь, государственной программой "Социальная защита населения Республики Башкортостан" (утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 671) было предусмотрено добиться решения, в том числе, таких задач, как повысить качество и эффективность социальной поддержки семей с детьми, поддержки граждан пожилого возраста и поддержки отдельных категорий граждан, повысить суммарный коэффициент рождаемости, обеспечить доступность услуг в сфере социального обслуживания и удовлетворение спроса на них.
Аналогичные задачи предполагается решить в рамках реализации государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан" (утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2020 года N 694 "Об утверждении государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан" и о внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан") в период 2021 - 2026 годов.
Одним из целевых показателей (индикаторов) действующей с 2021 года данной государственной программы является "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан", а показателями (индикаторами) подпрограммы N 2 "Социальная поддержка семей с детьми" - "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта" и "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта".
Можно отметить различия в источниках формирования денежных доходов домохозяйств, проживающих в городе, и домохозяйств, проживающих на селе. Сельское население республики существенно зависит от трансфертов, прежде всего, государственных: его доходы больше чем на четверть формируются за счет пенсий и мер социальной поддержки, в то время как доходы городского населения - только на одну пятую (таблицы 46, 47).
Таблица 46
Уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств в 2019 году, по типу населенных пунктов, в среднем на члена домохозяйства, в месяц, руб.
Наименование | Все домохозяйства | В том числе проживают | |
в городских населенных пунктах | в сельских населенных пунктах | ||
денежный доход - всего | 26775,6 | 27307,5 | 25898,8 |
доход от трудовой деятельности - всего | 19912 | 21026,6 | 18074,5 |
доход от собственности - всего | 158,1 | 122 | 217,5 |
трансферты полученные - всего | 6705,6 | 6158,9 | 7606,7 |
социальные выплаты | 6268,6 | 5742,8 | 7135,2 |
в том числе | |||
пенсии | 4276,2 | 4016,2 | 4704,7 |
пособия, компенсации и иные социальные выплаты | 1992,4 | 1726,6 | 2430,5 |
иные денежные поступления от частных лиц и организаций | 437,0 | 416,1 | 471,5 |
трансферты переданные - всего | 2619,1 | 2627,1 | 2606 |
располагаемый денежный доход | 24156,5 | 24680,4 | 23292,8 |
Таблица 47
Структура денежных доходов домашних хозяйств в 2019 году, по типу населенных пунктов, %
Наименование | Все домохозяйства | В том числе проживают | |
в городских населенных пунктах | в сельских населенных пунктах | ||
денежный доход - всего | 100 | 100 | 100 |
доход от трудовой деятельности - всего | 74,4 | 77 | 69,8 |
доход от собственности - всего | 0,6 | 0,4 | 0,8 |
трансферты полученные - всего | 25 | 22,6 | 29,4 |
социальные выплаты | 23,4 | 21 | 27,6 |
в том числе | |||
пенсии | 16 | 14,7 | 18,2 |
пособия, компенсации и иные социальные выплаты | 7,4 | 6,3 | 9,4 |
иные денежные поступления от частных лиц и организаций | 1,6 | 1,5 | 1,8 |
трансферты переданные - всего | 9,8 | 9,6 | 10,1 |
располагаемый денежный доход | 90,2 | 90,4 | 89,9 |