ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2022 года N 433


О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий"

(с изменениями на 17 июля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 20.01.2023 N 22, от 10.05.2023 N 206, от 12.04.2024 N 118, от 17.07.2024 N 310, с изм., внесенными постановлением Правительства РС(Я) от 12.09.2023 N 466)



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 342 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий на 2020 - 2025 годы";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 г. N 25 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий на 2020 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 342";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 г. N 267 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий на 2020 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 342".


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.


(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2024 N 118)


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. N 433



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 10.05.2023 N 206, от 12.04.2024 N 118, от 17.07.2024 N 310, с изм., внесенными постановлением Правительства РС(Я) от 12.09.2023 N 466)



ПАСПОРТ государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование государственной программы

Комплексное развитие сельских территорий

Куратор государственной программы

Местников С.В., заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2024 N 118)

Ответственный исполнитель программы

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2024 N 118)

Соисполнители программы

Министерство строительства Республики Саха (Якутия)

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Участники программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия);

Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия);

Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия);

Министерство экономики Республики Саха (Якутия);

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);

иные участники - органы местного самоуправления (по согласованию)

Перечень структурных элементов

Задачи программы:

Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем;

обеспечение трудовыми ресурсами потребности экономики в соответствии с прогнозом потребности в кадрах для отраслей экономики Республики Саха (Якутия);

обеспечение комплексного освоения и развития территории;

обеспечение реализации государственных заданий по комплексному развитию сельских территорий;

обеспечение доступностью и качеством услуг населению, предоставляемых муниципальными учреждениями социальной сферы в малых населенных пунктах в соответствии со стандартами структуры и параметров сети объектов социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

Индикаторы программы

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

Доля сельского населения в общей численности населения Республики Саха (Якутия)

33,04%

32,62%

32,45%

32,31%

32,31%

Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств

58,49%

60,96%

61,08%

61,21%

61,21%

Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах

11,9%

2,5%

2,5%

2,5%

2,5%

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 12.04.2024 N 118)

Цели программы

Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Республики Саха (Якутия) на уровне не менее 33% в 2027 году;

достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 57,1% в 2027 году;

повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 22% в 2027 году

Сроки реализации программы

2023 - 2027 годы

Объем финансового обеспечения программы

Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 3 334 937,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 1 365 157,3 тыс. рублей;

2024 год - 1 273 646,1 тыс. рублей;

2025 год - 527 903,8 тыс. рублей;

2026 год - 160 924,6 тыс. рублей;

2027 год - 7 305,3 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 781 076 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 755 643,2 тыс. рублей;

2024 год - 790 504,1 тыс. рублей;

2025 год - 233 559,3 тыс. рублей;

2026 год - 1 306,7 тыс. рублей;

2027 год - 62,7 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 1 337 501,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 491 233,1 тыс. рублей;

2024 год - 445 776,1 тыс. рублей;

2025 год - 264 921,9 тыс. рублей;

2026 год - 129 367,3 тыс. рублей;

2027 год - 6 203,5 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов - 187 863,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 104 046,3 тыс. рублей;

2024 год - 26 266,5 тыс. рублей;

2025 год - 27 928,3 тыс. рублей;

2026 год - 29 392,7 тыс. рублей;

2027 год - 230 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств - 28 495,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 14 234,7 тыс. рублей;

2024 год - 11 099,4 тыс. рублей;

2025 год - 1 494,3 тыс. рублей;

2026 год - 857,9 тыс. рублей;

2027 год - 809,1 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов - отсутствует

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 17.07.2024 N 310)

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации

"Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" Показатель: обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;

"Возможности для самореализации и развития талантов" Показатель: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

"Комфортная и безопасная среда для жизни"

Показатель: улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год



Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ



1.1. Характеристика текущего состояния в сфере реализации программы


Сельские территории Российской Федерации являются ее стратегическим ресурсом, однако, отсутствие возможности удовлетворить свои насущные потребности, сложные условия жизни сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений XXI века, недостаточная вовлеченность сельского населения в практики гражданского общества, слабое развитие транспортной инфраструктуры и средств связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.


По состоянию на 1 января 2018 г. общая численность населения Республики Саха (Якутия) составила 967,0 тыс. человек, в том числе 329,6 млн. человек сельского населения (34,1 процента), проживающего в 34 муниципальных улусах (районах), объединяющих 582 сельских поселения и административных центра.


В сельских поселениях республики (без учета сельских населенных пунктов, входящих в состав городских поселений) проживает 309,1 тыс. человек. Основная часть сельских поселений немногочисленна. Из всего населения сельских поселений 23,6 процента проживают в 10 крупных сельских поселениях с численностью жителей свыше 3 тыс. человек; 27,4 процента - в 55 поселениях с числом жителей от 1 до 3 тыс. человек. Около трети сельчан (32,1 процента) проживают в 140 поселениях, насчитывающих от 0,5 до 1 тыс. человек; 17 процентов - в 156 небольших поселениях с численностью до 500 человек. В отличие от городских и наиболее крупных сельских поселений они отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего, малого бизнеса, не имеют соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг. Сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности:


доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - 49,9 процента (в городе - 50,1 процента) по данным 2016 г.;


наличие отопления на сельских территориях - 54,8 процента (в городах республики - 90 процентов);


наличие газа на сельских территориях - 21,6 процента (в городах республики - 39,3 процента);


наличие водопровода на сельских территориях - 7,2 процента (в городах республики - 80,9 процента);


более 97,8 процента жилищного фонда в сельской местности не оборудовано всеми видами благоустройства (в городах республики - 67,4 процента).


Ежегодно происходит сокращение численности сельского населения, с 2009 года численность населения, проживающего на сельских территориях, сократилась на 11,261 тыс. человек, с 2000 года - на 16,921 тыс. человек.


Основными факторами, препятствующими развитию сельских территорий, являются:


ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ всестороннего сельского развития;


отсутствие понимания необходимости комплексного подхода к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;


ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;


низкий уровень диверсификации сельской экономики, слабое задействование этнокультурного, природного и рекреационного потенциала сельских территорий;


недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение развития сельских территорий;


существенное отставание уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов;


низкий уровень предпринимательской активности;


высокий уровень иждивенческих настроений;


низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал Российской Федерации.


До 2013 года главным инструментом реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".


С 2014 года реализация основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года в Республике Саха (Якутия)" (далее - ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий").


В 2018 году ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий" преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - госпрограмма АПК), а с 2019 года преобразована в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" госпрограммы АПК (с последующим продлением до 2025 года).


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) определены основные цели и задачи, стоящие перед Правительством Российской Федерации на период до 2024 года включительно.


Формирование современного облика сельских территорий должно быть обеспечено развитием новых технологий, задачи по которым также включены в Указ N 204 (ускорение технологического развития страны, увеличение числа организаций, осуществляющих технологические инновации, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере). Развитие новых технологий и их эффективное внедрение на территории страны будет способствовать созданию привлекательного образа жизни в сельской местности не только для сельского населения, но и для городского и обеспечит включенность сельских территорий в единое социально-экономическое пространство страны. Этим целям служит цифровизация экономики, являющаяся одним из основных направлений дальнейшего технологического развития. Она предполагает первоочередное расширение доступности мобильной связи и широкополосного доступа к сети Интернет для повышения качества жизни на селе, что будет обеспечено за счет развития технологий дистанционного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, досуга, государственных услуг, будет способствовать созданию удаленных рабочих мест и повышению уровня благосостояния населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»