(с изменениями на 29 марта 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 20.03.2023 N 122, от 11.07.2023 N 335, от 29.12.2023 N 652, от 29.03.2024 N 103)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)".
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 345 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 344 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. N 499 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 345";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2022 г. N 35 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 345";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2022 г. N 161 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 345";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2022 г. N 329 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 345";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2022 г. N 157 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 344";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2022 г. N 318 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 344".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 20.03.2023 N 122, от 11.07.2023 N 335, от 29.12.2023 N 652, от 29.03.2024 N 103)
Наименование программы | Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия) |
Куратор программы | Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующий блок развития инфраструктуры, в том числе вопросы энергетики и развития жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) |
Ответственный исполнитель программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители программы | Министерство строительства Республики Саха (Якутия) |
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 20.03.2023 N 122, от 29.12.2023 N 652) | |
Участники программы | Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"; некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия)"; органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия); ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)"; государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр развития жилищно-коммунального хозяйства и повышения энергоэффективности" АО "Водоканал" |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 29.12.2023 N 652) | |
Перечень структурных элементов | Обеспечение реализации единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Обеспечение безопасности и комфортности проживания граждан в многоквартирных домах. Обеспечение комфортности проживания граждан в сельской местности посредством обеспечения благоустройства индивидуальных жилых домов в населенных пунктах Республики Саха (Якутия). Снижение энергоемкости регионального валового продукта. Повышение качества и надежности предоставления потребителям услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот. Обеспечение поддержания уровня платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Сбалансированное развитие энергетической инфраструктуры для удовлетворения спроса на электрическую энергию и мощность в среднесрочной и долгосрочной перспективе, обновление материально-технической базы зоны локальной энергетики. Реализация мероприятий программы к концу 2027 года позволит достигнуть следующих результатов: доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Саха (Якутия) - 61 процент; объем твердых коммунальных отходов, направляемый на захоронение, - 120 тыс. тонн |
Цель программы | Повышение качества жилищно-коммунальных услуг на основе информатизации, эффективности и надежности функционирования систем жилищно-коммунального комплекса и развитие электроэнергетики в Республике Саха (Якутия) |
Сроки реализации программы | 2023 - 2027 годы |
Объем финансового обеспечения программы | Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы 274 548 455 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 55 174 226,3 тыс. рублей; 2024 год - 80 913 152,8 тыс. рублей; 2025 год - 61 610 598,1 тыс. рублей; 2026 год - 39 546 964,5 тыс. рублей; 2027 год - 37 303 513,3 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 174 589 821,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 45 598 810,4 тыс. рублей; 2024 год - 28 651 902,7 тыс. рублей; 2025 год - 32 961 204,9 тыс. рублей; 2026 год - 34 253 962,2 тыс. рублей; 2027 год - 33 123 941,1 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 1 545 417,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 920 007,3 тыс. рублей; 2024 год - 608 522,9 тыс. рублей; 2025 год - 5 414,7 тыс. рублей; 2026 год - 5 736,3 тыс. рублей; 2027 год - 5 736,3 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов - 21 445,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 21 445,5 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; г) за счет внебюджетных средств - 98 391 770,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 8 633 963,1 тыс. рублей; 2024 год - 51 652 727,2 тыс. рублей; 2025 год - 28 643 978,5 тыс. рублей; 2026 год - 5 287 266 тыс. рублей; 2027 год - 4 173 835,9 тыс. рублей; 2. Объем налоговых расходов - 632 975,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 10 346 тыс. рублей; 2024 год - 11 251 тыс. рублей; 2025 год - 12 150 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 29.03.2024 N 103) | |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации | Комфортная и безопасная среда для жизни/создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза. Повышение качества питьевой воды для населения Республики Саха (Якутия)/ доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения |
Жилищный фонд Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2021 года составил 23 105,3 тыс. кв. м общей площади, в том числе в городской местности - 15 120,1 тыс. кв. м (65,4 процента), в сельской - 7 985,2 тыс. кв. м (34,6 процента). За последние пять лет общая площадь жилфонда увеличилась на 10 процентов или на 2 217,9 тыс. кв. м в абсолютном выражении.
В среднем на каждого жителя республики приходится 23,5 кв. м общей площади жилых помещений. В среднем по Российской Федерации данный показатель выше и составляет 26,9 кв. м.
Площадь жилых домов, построенных до 1971 года, составила 14,3 процента от всей площади жилищного фонда. После 1995 года построено 38,1 процента площади жилищного фонда. При этом наибольшую часть жилищного фонда республики составляет деревянный жилфонд (54,9 процента).
Одним из проблемных вопросов остается неудовлетворительное состояние жилищного фонда и его содержание. Площадь аварийного жилищного фонда за 2020 год составила 1581,4 тыс. кв. м. или 6,8 процента от общей площади жилья.
Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного различными видами благоустройства, составил: водопроводом - 56,3 процента, канализацией - 56 процентов, отоплением - 82,7 процента, горячим водоснабжением - 52,4 процента, ваннами (душем) - 52 процента, газом (сетевым и сжиженным) - 36,3 процента, напольными электроплитами - 33,5 процента.
На сегодняшний день около 66 тыс. индивидуальных жилых домов площадью 3 997 тыс. кв. м остаются не подключенными к различным источникам теплоснабжения.
На мероприятия по прокладке тепловых сетей для подключения всех индивидуальных жилых домов, не охваченных централизованным теплоснабжением, потребуется финансирование в размере 12 млрд рублей без учета затрат на увеличение мощности котельных и строительство новых источников теплоснабжения.
Приоритезация подключения определена зонированием населенных пунктов республики по категориям исходя из доступности и эффективности подключения к источникам теплоснабжения с учетом перспектив развития систем газо- и электроснабжения. Для каждой категории населенных пунктов выработаны предложения по перспективному развитию существующей схемы теплоснабжения, а также альтернативному варианту развития.
Также остро стоит проблема низкой обеспеченности населенных пунктов республики источниками водоснабжения и водоотведения.
Более 80 процентов канализационно-очистных сооружений республики работают с износом, так как введены в эксплуатацию в 1970-80-х годы. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, на текущий момент составляет 40 процентов (общероссийский уровень - 34 процента).
Инфраструктурное развитие объектов водоснабжения и водоотведения требует колоссальных вложений (порядка 27 млрд рублей по всей республике). Развитие данной сферы сдерживается высокими рисками возврата инвестиций в связи с ограничением при тарифном регулировании.
По состоянию на 1 января 2021 года количество многоквартирных домов составляет 12812 ед., блокированной застройки - 6076 ед.
С 2014 года внедрена новая долгосрочная система финансирования и организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, позволяющая аккумулировать средства собственников помещений на проведение капитального ремонта. Разработана и утверждена долгосрочная (30 лет) региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия).
Для формирования фондов капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта создан региональный оператор - некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" (далее - Фонд). Целью деятельности Фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий, обеспечение ремонта многоквартирных домов, обеспечение качественного ремонта, отвечающего требованиям энергетической эффективности.
За период с 2014 по 2021 годы Фондом обеспечено проведение капитального ремонта 908 многоквартирных домов.
В Республике Саха (Якутия) средний размер минимального взноса за 2021 год составил 14 рублей в месяц в расчете на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирном доме. Уровень собираемости взносов в среднем по республике составляет 82 процента.
Начиная с 2016 года предусмотрена мера социальной поддержки населения путем предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме одиноко проживающим гражданам, достигшим 70-80 лет. Ежегодно компенсация предоставляется порядка 3 000 гражданам.
Среди проблемных вопросов при реализации новой системы капитального ремонта многоквартирных домов следует отметить:
несбалансированность региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) по источникам финансирования, что препятствует реализации программы в полной мере;
отсутствие участия органов местного самоуправления в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, выделения финансовых средств на эти цели.
Отсутствие надлежащего технического обслуживания жилищного фонда, необходимого объема финансирования для организации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) может привести к увеличению физического износа многоквартирных домов, аварийности, низким потребительским свойствам жилищного фонда.
Жилищно-коммунальная сфера является одной из самых энергоемких отраслей экономики в Республике Саха (Якутия). Объективными причинами высокой энергоемкости являются суровый климат, большие расстояния, неразвитая инфраструктура. Данные обстоятельства усугубляются отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и мероприятий во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.