(с изменениями на 22 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 22.08.2023 N 951, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Ярославле", постановлением мэрии города Ярославля от 14.06.2022 N 530 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) города Ярославля"
МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную программу "Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2023 - 2028 годы (приложение).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра - директора департамента финансов мэрии города Ярославля.
3. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Заместитель мэра
города Ярославля
по взаимодействию
с общественностью,
международным связям
и обеспечению
деятельности мэрии
В.И.ГАВРИЛОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ" НА 2023 - 2028 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 22.08.2023 N 951, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924)
N п/п | Позиция Паспорта муниципальной программы | Содержание |
1 | Задачи и раздел Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы | Задача 2 "Повышение финансовой самостоятельности бюджета" направления 2.3.4 "Развитие муниципального управления и гражданского общества" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов |
2 | Куратор муниципальной программы | Заместитель мэра - директор департамента финансов мэрии города Ярославля |
3 | Ответственный исполнитель муниципальной программы | Департамент финансов мэрии города Ярославля (далее - ДФ) |
4 | Этапы и сроки реализации муниципальной программы | 2023 - 2028 годы |
5 | Цель муниципальной программы | Повышение финансовой самостоятельности бюджета |
6 | Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальной программы с наименованием ответственных исполнителей | Ведомственная целевая программа "Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами города Ярославля", ответственный исполнитель - ДФ |
7 | Финансовое обеспечение муниципальной программы | Всего по муниципальной программе 1099149,4 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 119838,6 тыс. руб.; 2024 год - 148612,2 тыс. руб.; 2025 год - 166897,4 тыс. руб.; 2026 год - 416421,8 тыс. руб.; 2027 год - 123689,7 тыс. руб.; 2028 год - 123689,7 тыс. руб. |
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924) | ||
8 | Финансовое обеспечение муниципальной программы по подпрограммам и ведомственным целевым программам | Всего по ведомственной целевой программе "Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами города Ярославля" 1099149,4 тыс. руб., в том числе: 2023 год - 119838,6 тыс. руб.; 2024 год - 148612,2 тыс. руб.; 2025 год - 166897,4 тыс. руб.; 2026 год - 416421,8 тыс. руб.; 2027 год - 123689,7 тыс. руб.; 2028 год - 123689,7 тыс. руб. |
(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924) | ||
9 | Конечные результаты муниципальной программы | 1. Увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета до 40,7%. 2. Уменьшение доли расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета до 1,3% |
В настоящее время сфера управления муниципальными финансами в городе Ярославле характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых социальных обязательств, направлением бюджетных расходов на обеспечение эффективного функционирования бюджетной сферы и повышение качества оказываемых муниципальных услуг, концентрацией бюджетных средств на реализацию национальных проектов и приоритетных проектов развития города с привлечением средств вышестоящих бюджетов.
В 2015 - 2022 годах в городе Ярославле осуществлялась реализация муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 12.09.2014 N 2261, и муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2021 - 2026 годы, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 08.09.2020 N 844, основными результатами которых стали:
- рост в 2021 году общего объема доходов городского бюджета на 53% к уровню 2015 года;
- рост в 2021 году налоговых и неналоговых доходов бюджета города без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов (в сопоставимых условиях) на 17% к уровню 2015 года;
- сокращение в 2021 году выпадающих доходов бюджета, связанных с предоставлением органами городского самоуправления налоговых льгот по местным налогам, более чем в 28 раз с уровнем 2015 года;
- утверждение методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет города, методик прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Ярославля в соответствии с требованиями федерального законодательства;
- утверждение и реализация планов мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города;
- увеличение в 2021 году доли расходов бюджета, осуществляемых в рамках муниципальных программ города Ярославля, до 94,2% от общего объема расходов бюджета;
- расширение горизонта бюджетного планирования в связи с формированием бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года (постановление мэрии города Ярославля от 29.11.2019 N 1387 "Об утверждении бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года");
- реализация национальных проектов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в рамках муниципальных программ города;
- отсутствие роста муниципального долга города Ярославля;
- привлечение юридических лиц, не являющихся муниципальными учреждениями, и индивидуальных предпринимателей к оказанию отдельных муниципальных услуг в социальной сфере;
- повышение открытости бюджетного процесса и информированности жителей города Ярославля о состоянии финансово-бюджетной сферы города путем проведения публичных слушаний с организацией онлайн-трансляций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещения информации о бюджете в социальных сетях, на официальном портале города Ярославля и едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечение автоматического контроля при планировании и осуществлении закупок, а также при исполнении контрактов на наличие достаточного объема свободного остатка плановых показателей;
- использование механизма "казначейского сопровождения" отдельных субсидий, предоставляемых из бюджета города юридическим лицам, не являющимся муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, с открытием лицевого счета в финансовом органе мэрии города Ярославля для осуществления расходов;
- ведение реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
- расширение практики внедрения электронного документооборота в бюджетный процесс, в том числе при санкционировании платежей получателей бюджетных средств, а также бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, лицевые счета которым открыты в ДФ, автоматизация учета исполнительных листов.
В то же время в сфере управления муниципальными финансами в городе Ярославле сохраняется ряд ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- опережающий рост потребности в расходах городского бюджета по сравнению с ростом доходов бюджета;
- высокая потребность в капитальных вложениях в социальную сферу (образование, культура, физическая культура и спорт), жилищно-коммунальное хозяйство, развитие дорожной инфраструктуры, а также потребность в обеспечении уровня софинансирования к средствам, выделенным из вышестоящих бюджетов;
- значительный размер муниципального долга города Ярославля;
- недостаточная степень взаимосвязи существующих инструментов целеполагания, интегрированных в бюджетный процесс (муниципальные программы, обоснования бюджетных ассигнований), и финансовых возможностей бюджета;
- низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Таким образом, сфера управления муниципальными финансами в значительной степени остается ориентированной на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами.
Необходимость совершенствования текущей бюджетной политики и выработки комплекса мер, направленных на увеличение налогового потенциала, увеличения доходной базы, повышения эффективности бюджетных расходов, стабилизации долговой нагрузки на бюджет города увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов городского самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами. Этим и определяется необходимость разработки муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Ярославля" (далее - Программа).
Программа ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Поэтому реализация Программы обеспечивает значительный вклад в достижение практически всех стратегических задач социально-экономического развития города Ярославля, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения.
При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:
- принятие органами государственной власти нормативных актов, снижающих поступление денежных средств в бюджет города, без определения источника компенсации соразмерно выпадающим доходам;
- изменения законодательства, приводящие к увеличению расходных обязательств города;
- снижение темпов экономического развития города Ярославля;
- увеличение уровня инфляции;
- рост процентных ставок на рынке заимствований Российской Федерации под влиянием экономических или иных факторов;