МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2022 года N 767


О муниципальной программе "Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2023 - 2028 годы

(с изменениями на 22 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 22.08.2023 N 951, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Ярославле", постановлением мэрии города Ярославля от 14.06.2022 N 530 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ (подпрограмм, ведомственных целевых программ) города Ярославля"


МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить муниципальную программу "Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2023 - 2028 годы (приложение).


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра - директора департамента финансов мэрии города Ярославля.


3. Постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Заместитель мэра
города Ярославля
по взаимодействию
с общественностью,
международным связям
и обеспечению
деятельности мэрии
В.И.ГАВРИЛОВ



Приложение
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 26.08.2022 N 767



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ" НА 2023 - 2028 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 22.08.2023 N 951, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924)




Паспорт муниципальной программы

N

п/п

Позиция Паспорта муниципальной программы

Содержание

1

Задачи и раздел Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы

Задача 2 "Повышение финансовой самостоятельности бюджета" направления 2.3.4 "Развитие муниципального управления и гражданского общества" подраздела 2.3 "Задачи и ключевые механизмы их реализации" раздела 2 "Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития города Ярославля" Стратегии социально-экономического развития города Ярославля на период 2021 - 2030 годов

2

Куратор муниципальной программы

Заместитель мэра - директор департамента финансов мэрии города Ярославля

3

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Департамент финансов мэрии города Ярославля (далее - ДФ)

4

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2023 - 2028 годы

5

Цель муниципальной программы

Повышение финансовой самостоятельности бюджета

6

Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальной программы с наименованием ответственных исполнителей

Ведомственная целевая программа "Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами города Ярославля", ответственный исполнитель - ДФ

7

Финансовое обеспечение муниципальной программы

Всего по муниципальной программе 1099149,4 тыс. руб., в том числе:

2023 год - 119838,6 тыс. руб.;

2024 год - 148612,2 тыс. руб.;

2025 год - 166897,4 тыс. руб.;

2026 год - 416421,8 тыс. руб.;

2027 год - 123689,7 тыс. руб.;

2028 год - 123689,7 тыс. руб.

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924)

8

Финансовое обеспечение муниципальной программы по подпрограммам и ведомственным целевым программам

Всего по ведомственной целевой программе "Создание условий для эффективного управления муниципальными финансами города Ярославля" 1099149,4 тыс. руб., в том числе:

2023 год - 119838,6 тыс. руб.;

2024 год - 148612,2 тыс. руб.;

2025 год - 166897,4 тыс. руб.;

2026 год - 416421,8 тыс. руб.;

2027 год - 123689,7 тыс. руб.;

2028 год - 123689,7 тыс. руб.

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 01.02.2023 N 88, от 26.04.2023 N 437, от 20.06.2023 N 697, от 25.10.2023 N 1159, от 19.12.2023 N 1365, от 31.01.2024 N 78, от 27.06.2024 N 563, от 15.08.2024 N 746, от 22.10.2024 N 924)

9

Конечные результаты муниципальной программы

1. Увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета до 40,7%.

2. Уменьшение доли расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета до 1,3%



I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы


В настоящее время сфера управления муниципальными финансами в городе Ярославле характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых социальных обязательств, направлением бюджетных расходов на обеспечение эффективного функционирования бюджетной сферы и повышение качества оказываемых муниципальных услуг, концентрацией бюджетных средств на реализацию национальных проектов и приоритетных проектов развития города с привлечением средств вышестоящих бюджетов.


В 2015 - 2022 годах в городе Ярославле осуществлялась реализация муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 12.09.2014 N 2261, и муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2021 - 2026 годы, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 08.09.2020 N 844, основными результатами которых стали:


- рост в 2021 году общего объема доходов городского бюджета на 53% к уровню 2015 года;


- рост в 2021 году налоговых и неналоговых доходов бюджета города без учета доходов от продажи материальных и нематериальных активов (в сопоставимых условиях) на 17% к уровню 2015 года;


- сокращение в 2021 году выпадающих доходов бюджета, связанных с предоставлением органами городского самоуправления налоговых льгот по местным налогам, более чем в 28 раз с уровнем 2015 года;


- утверждение методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет города, методик прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Ярославля в соответствии с требованиями федерального законодательства;


- утверждение и реализация планов мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города;


- увеличение в 2021 году доли расходов бюджета, осуществляемых в рамках муниципальных программ города Ярославля, до 94,2% от общего объема расходов бюджета;


- расширение горизонта бюджетного планирования в связи с формированием бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года (постановление мэрии города Ярославля от 29.11.2019 N 1387 "Об утверждении бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года");


- реализация национальных проектов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в рамках муниципальных программ города;


- отсутствие роста муниципального долга города Ярославля;


- привлечение юридических лиц, не являющихся муниципальными учреждениями, и индивидуальных предпринимателей к оказанию отдельных муниципальных услуг в социальной сфере;


- повышение открытости бюджетного процесса и информированности жителей города Ярославля о состоянии финансово-бюджетной сферы города путем проведения публичных слушаний с организацией онлайн-трансляций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещения информации о бюджете в социальных сетях, на официальном портале города Ярославля и едином портале бюджетной системы Российской Федерации;


- обеспечение автоматического контроля при планировании и осуществлении закупок, а также при исполнении контрактов на наличие достаточного объема свободного остатка плановых показателей;


- использование механизма "казначейского сопровождения" отдельных субсидий, предоставляемых из бюджета города юридическим лицам, не являющимся муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, с открытием лицевого счета в финансовом органе мэрии города Ярославля для осуществления расходов;


- ведение реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;


- расширение практики внедрения электронного документооборота в бюджетный процесс, в том числе при санкционировании платежей получателей бюджетных средств, а также бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, лицевые счета которым открыты в ДФ, автоматизация учета исполнительных листов.


В то же время в сфере управления муниципальными финансами в городе Ярославле сохраняется ряд ограничений и нерешенных проблем, в том числе:


- опережающий рост потребности в расходах городского бюджета по сравнению с ростом доходов бюджета;


- высокая потребность в капитальных вложениях в социальную сферу (образование, культура, физическая культура и спорт), жилищно-коммунальное хозяйство, развитие дорожной инфраструктуры, а также потребность в обеспечении уровня софинансирования к средствам, выделенным из вышестоящих бюджетов;


- значительный размер муниципального долга города Ярославля;


- недостаточная степень взаимосвязи существующих инструментов целеполагания, интегрированных в бюджетный процесс (муниципальные программы, обоснования бюджетных ассигнований), и финансовых возможностей бюджета;


- низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.


Таким образом, сфера управления муниципальными финансами в значительной степени остается ориентированной на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами.


Необходимость совершенствования текущей бюджетной политики и выработки комплекса мер, направленных на увеличение налогового потенциала, увеличения доходной базы, повышения эффективности бюджетных расходов, стабилизации долговой нагрузки на бюджет города увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов городского самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами. Этим и определяется необходимость разработки муниципальной программы "Управление муниципальными финансами города Ярославля" (далее - Программа).


Программа ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.


Поэтому реализация Программы обеспечивает значительный вклад в достижение практически всех стратегических задач социально-экономического развития города Ярославля, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения.


При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:


- принятие органами государственной власти нормативных актов, снижающих поступление денежных средств в бюджет города, без определения источника компенсации соразмерно выпадающим доходам;


- изменения законодательства, приводящие к увеличению расходных обязательств города;


- снижение темпов экономического развития города Ярославля;


- увеличение уровня инфляции;


- рост процентных ставок на рынке заимствований Российской Федерации под влиянием экономических или иных факторов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»