(с изменениями на 10 апреля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 29.12.2022 N 829, от 15.03.2023 N 100, от 12.07.2023 N 339, от 28.07.2023 N 398, от 16.01.2024 N 7, от 10.04.2024 N 115)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия)".
2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 363 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 января 2022 г. N 24 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 363";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 2022 г. N 200 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 363".
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)"
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 29.12.2022 N 829, от 15.03.2023 N 100, от 12.07.2023 N 339, от 28.07.2023 N 398, от 16.01.2024 N 7, от 10.04.2024 N 115)
Наименование государственной программы | Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) |
Куратор государственной программы | Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкина О.В. |
Ответственный исполнитель программы | Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия) |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 10.04.2024 N 115) | |
Соисполнители программы | Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия); Министерство строительства Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия); Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия); Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Управление делами Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия) |
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 16.01.2024 N 7, от 10.04.2024 N 115) | |
Участники программы | Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия); Министерство строительства Республики Саха (Якутия); Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (по согласованию); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия); Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия); Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия); Северо-Восточное линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (по согласованию); Управление делами Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия); Управление при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений; Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) (по согласованию); Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) (по согласованию); Прокуратура Республики Саха (Якутия) (по согласованию); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия) |
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 16.01.2024 N 7, от 10.04.2024 N 115) | |
Перечень структурных элементов | Минимизация количества совершаемых правонарушений на территории Республики Саха (Якутия). Число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч населения, в том числе по годам: 2023 год - 1324 ед.; 2024 год - 1323 ед.; 2025 год - 1322 ед.; 2026 год - 1321 ед.; 2027 год - 1320 ед. |
Цели программы | Содействие в проведении единой государственной политики в сфере профилактики правонарушений и противодействия преступности, консолидация усилий и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов республики в области правопорядка, стабилизация криминальной ситуации, обеспечение участия граждан в охране общественного порядка, взаимодействие с общественными объединениями по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в социальной адаптации, пресечение преступлений экстремистской и террористической направленности, безопасности дорожного движения, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков и снижение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков, предупреждение, расширение форм и методов работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, охрана психологического здоровья населения |
Сроки реализации программы | 2023 - 2027 годы |
Объем финансового обеспечения программы | 1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 644 302,05 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 121 690,35 тыс. рублей; 2024 год - 242 627,7 тыс. рублей; 2025 год - 93 525,0 тыс. рублей; 2026 год - 93 525,0 тыс. рублей; 2027 год - 92 934,0 тыс. рублей; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 644 177,05 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 121 665,35 тыс. рублей; 2024 год - 242 602,7 тыс. рублей; 2025 год - 93 500,0 тыс. рублей; 2026 год - 93 500,0 тыс. рублей; 2027 год - 92 909,0 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; в) за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; г) за счет средств местных бюджетов - 125,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 25,0 тыс. рублей; 2024 год - 25,0 тыс. рублей; 2025 год - 25,0 тыс. рублей; 2026 год - 25,0 тыс. рублей; 2027 год - 25,0 тыс. рублей; д) за счет внебюджетных средств - 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2. Объем налоговых расходов - отсутствует |
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 10.04.2024 N 115) | |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации | Сохранение населения, здоровье и благополучие людей; обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации |
Государственная программа разработана на основе Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. N 2077-З N 45-VI.
Криминальная ситуация, складывающаяся на территории Республики Саха (Якутия), является неотъемлемой частью социально-экономической обстановки, определяется этой обстановкой и оказывает негативное воздействие на все сферы общественного развития.
За последние три года в Республике Саха (Якутия) наблюдается рост зарегистрированных преступлений. Так, в 2021 году это число возросло на 7,1 процента (с 12 146 преступлений в 2020 году до 13 005 в 2021 году, в 2019 году - 12 387 ед., Дальневосточный федеральный округ: + 0,9, Российская Федерация - 1,9 процента). Уровень преступности на территории Республики Саха (Якутия) на 100 тыс. населения составил в 2021 году - 1 324,4, в 2020 году - 1 249,6, в 2019 году - 1281,0. Основной причиной роста преступности является существенное увеличение преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации. В 2021 году данная категория преступлений возросла на 25,8 процента (с 2287 преступлений в 2020 году до 2876 в 2021 году), в том числе краж, совершенных посредством неправомерных списаний с банковских карт на 85,7 процента (с 504 до 936) и мошенничеств на 41,5 процента (с 1153 до 1631).
В разрезе районов рост общего числа преступлений зафиксирован в городе Якутске на 7,3 процента (с 5687 преступлений в 2020 году до 6102 в 2021 году) и в 20 районах, в том числе более чем на четверть увеличилась зарегистрированная преступность в Момском районе на 44 процента (с 36 до 52), в Среднеколымском на 30,1 процента (с 73 до 95), в Нижнеколымском на 27,8 процента (с 36 до 46), в Томпонском на 25,6 процента (с 125 до 157). Существенный рост зафиксирован в таких районах, как Алданский на 21,7 процента (с 605 до 736), Мирнинский на 19,3 процента (с 803 до 958) и Хангаласский на 18,1 процента (с 259 до 306).
Несмотря на рост числа зарегистрированных преступлений уровень преступности в Республике Саха (Якутия) продолжает оставаться на протяжении последних 7 лет самым низким среди регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям.
По итогам 2021 года снижение зарегистрированных преступлений зафиксировано в 11 муниципальных образованиях, в том числе наиболее существенно в Анабарском районе на 51,5 процента (с 33 до 16), Верхоянском на 35 (с 103 до 66), Амгинском на 17,8 процента (с 129 до 106), Верхневилюйском на 14,3 процента (с 231 до 198).
Количество преступлений, совершенных в общественных местах, снизилось на 0,7 (с 3 051 в 2020 году до 3 030 в 2021 году, ДФО: - 4,6 процента, РФ: - 6,4 процента), их удельный вес в числе всех зарегистрированных преступлений сократился на 23,3 процента (в 2020 году: 25,1 процента, ДФО: 25,6 процента, РФ: 29 процентов). Однако, число преступлений, совершенных непосредственно на улицах, незначительно возросло на 3,1 процента (с 2198 в 2020 году до 2266 преступлений 2021 году, ДФО: - 0,1 процента, РФ: - 7,2). В целях профилактики уличной преступности в крупных городах республики внедрена система видеонаблюдения, однако за последнюю пару лет данное мероприятие по внедрению АПК "Безопасный город" не реализовывается, на сегодняшний день количество работающих камер видеонаблюдения на улицах города недостаточно. Повсеместно на территории Российской Федерации возрастает угроза совершения террористических актов. При этом, оперативная обстановка за последние 3 года на территории Республики Саха (Якутия) характеризовалась удовлетворительным уровнем стабильности. Формирований и деятельности экстремистских сообществ и террористических организаций не зафиксировано. Акций экстремистской направленности не допущено. Межконфессиональные конфликты не зарегистрированы.
Сохраняется позитивная динамика подростковой и "пьяной" преступности. При снижении количества преступлений, совершенных в общественных местах, возросло количество преступлений, совершенных на улицах. По итогам 2021 года активно снижается число преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2021 году: 240 ед., в 2020 году: 335 ед., в 2019 году: 437 ед.). Основными причинами совершения преступлений несовершеннолетними остаются снижение ответственности родителей, отсутствие досуговой занятости, а также недостатки в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанные с отсутствием должной индивидуально-профилактической работы и ненадлежащим межведомственным взаимодействием на местах. Именно дети безответственных родителей чаще становятся соучастниками преступлений и жертвами преступных посягательств.
Возросло на 22,5 процента число преступлений, совершенных в отношении малолетних и несовершеннолетних (с 759 деяний в 2020 году до 930 преступлений в 2021 году). В структуре данного вида преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Снизилось число преступлений, совершенных на бытовой почве на 6,5 процента (с 494 преступлений в 2020 году до 462 в 2021 году). На 9,5 процента увеличилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершившими преступления (с 4479 в 2020 году до 4905 в 2021 году), в том числе ранее судимыми увеличилось на 9,5 процента (с 2183 в 2020 году до 2391 в 2021 году).
Незначительно снизилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения на 3,8 процента (с 4092 в 2020 году до 3938 в 2021 году). Их удельный вес в числе предварительно расследованных преступлений сократился с 48,3 до 44,7.
Количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения сократилось на 50 процентов (с 28 в 2020 году до 14 преступлений в 2021 году). Особенности оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Республики Саха (Якутия), в первую очередь, обусловлены географическим положением региона, значительной удаленностью от устоявшихся каналов наркотрафика, отсутствием границ со странами транзита и производства наркотиков. В силу природных и климатических условий наркотикосодержащие растения произрастают в Якутии в небольших количествах. В связи с этим практически все наркотики поставляются из других субъектов Российской Федерации: наркотические средства каннабисной группы - автомобильным и железнодорожным транспортом из Дальневосточного федерального округа, синтетические наркотики - авиационным, автомобильным и железнодорожным транспортом, почтовыми и грузовыми отправлениями из Центрального, Северо-Западного, Уральского и Сибирского федеральных округов. Вместе с тем, в силу географического положения, недостаточно развитой транспортной схемы, отсутствия полноценного железнодорожного сообщения и значимых федеральных автодорог Республика Саха (Якутия) является конечным пунктом в системе поставок наркотиков и не входит в наркотрафик. В структуре нелегального наркорынка основным сегментом являются наркотические средства каннабисной группы, что обусловлено невысокой стоимостью на указанные виды наркотических средств в сравнении с синтетическими видами.
В 2021 году в Республике Саха (Якутия) показатель первичной заболеваемости наркоманией на 100 000 населения увеличился на 12,2 процента и составил 4,6. В 2020 году этот показатель был на уровне 4,1 (2019 год - 3,0; 2018 - 3,1; 2017 год - 2,9; 2016 год - 3,2; 2015 год - 5,4; 2014 год - 8,0). Данный показатель значительно ниже, чем в среднем по ДФО (2018 год - 18,9; 2017 год - 19,4; 2016 год - 25,3; 2015 год - 24,2; 2014 год - 21,6) и РФ (2018 год - 10,2; 2017 год - 11,6; 2016 год - 11,1; 2015 год - 14,1; 2014 год - 14,5).
По итогам 2021 года правоохранительными органами республики выявлено 536 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (2020 год - 522), расследовано - 359 (2020 год - 363). Процент раскрываемости составил 73,0 (2020 год - 69,3 процента).
За период с 2018 по 2021 годы отмечается положительная динамика раскрываемости преступлений, которая является базовым критерием работы органов внутренних дел, улучшена раскрываемость практически по всем видам преступных деяний. Общее количество раскрытых всеми правоохранительными органами преступлений увеличилось на 3,9 процента (с 8478 в 2020 году до 8806 ед. в 2021 году). Раскрываемость преступлений составила 68,9 процента, что выше среднероссийского и среднеокружного показателей. Уменьшилось число нераскрытых уголовных дел о грабежах на 26,1 процента (46/34), угонах на 23,8 процента (21/16), преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков (НОН) на 17,4 процента (161/133), коррупционной направленности на 75 процентов (20/5). Отмечено улучшение раскрываемости краж из магазинов, баз, складов с 66,3 процента до 71,5 процента, грабежей с 81,7 процента до 83,7 процента, угонов с 89,6 процента до 91,7 процента, преступлений в сфере НОН с 69,3 процента до 73 процентов, экономической с 79,9 процента до 85,8 процента и коррупционной направленности с 85,7 процента до 97,2 процента. По результатам раскрываемости Республика Саха (Якутия) (68,9 процента об общего числа расследуемых) занимает 2 место после Чукотского АО (75,1 процента). На положительные результаты повлияла реализация государственной программы Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы". Стоит обратить внимание на следующие аспекты криминогенного влияния безработицы на негативную динамику преступности: утрата в случае продолжительного периода безработицы профессиональных навыков и желания трудоустроиться, люмпенизация и маргинализация, неблагополучие психологического климата в семьях безработных, отчуждение родителей от обязанностей по воспитанию детей, пьянство, конфликтность, жестокость (в том числе в отношении собственных детей, совершающих в результате побеги из дома и, в свою очередь, переходящих на преступный путь) и т.д.; вынужденный поиск несовершеннолетними собственных источников дохода, часто приводящий их в криминальную среду; социальное неблагополучие граждан, безработица, снижение уровня жизни; снижение эффективности воздействия институтов социализации (семьи, школы, трудового коллектива). Опасения вызывает рецидивная преступность. Недооценка государством и обществом проблем жизнедеятельности лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, их нетрудоустроенность, отсутствие жилья и элементарных средств для существования вынуждают их идти на совершение новых преступлений.
Целями программы являются проведение единой государственной политики в сфере профилактики правонарушений и противодействия преступности, консолидация усилий и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов республики в области правопорядка, стабилизация криминальной ситуации, обеспечение участия граждан в охране общественного порядка, взаимодействие с общественными объединениями по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в социальной адаптации, пресечение преступлений экстремистской и террористической направленности, безопасности дорожного движения, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков и снижение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков, предупреждение, расширение форм и методов работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, охрана психологического здоровья населения.
Необходимо ориентировать субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на улучшение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сконцентрировать внимание на совершенствовании действующей на межведомственной основе системы профилактики, семейного неблагополучия, социального сиротства, на разработке и реализации региональных программ, консолидирующих усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех правоохранительных органов и институтов гражданского общества, общественных организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В рамках государственной программы определены следующие задачи: