ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2022 года N 431


О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"

(с изменениями на 3 июля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 28.02.2023 N 77, от 17.07.2023 N 349, от 30.01.2024 N 25, от 28.03.2024 N 96, от 03.07.2024 N 288)



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 359 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 г. N 40 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 359";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2022 г. N 132 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 359";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2022 г. N 304 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 359".


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.


(п. 3 в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.01.2024 N 25)


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. N 431



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 28.02.2023 N 77, от 17.07.2023 N 349, от 30.01.2024 N 25, от 28.03.2024 N 96, от 03.07.2024 N 288)



ПАСПОРТ государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование государственной программы

Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

Куратор государственной программы

Балабкина Ольга Валерьевна, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.01.2024 N 25)

Ответственный исполнитель программы

Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)

Соисполнители программы

-

Участники программы

Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия);

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

Министерство строительства Республики Саха (Якутия);

Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия);

Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 30.01.2024 N 25)

Перечень структурных элементов

Задачи государственной программы:

совершенствование логистической системы завоза продовольственных товаров;

обеспечение гарантированного завоза продовольственных товаров в районы с ограниченными сроками завоза грузов;

создание условий для безопасного и комфортного проживания населения;

обеспечение этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера, защита их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы:

уровень зарегистрированной безработицы в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) (численность официально зарегистрированных безработных к численности рабочей силы), процента:

2023

2024

2025

2026

2027

2,0

1,9

1,9

1,9

1,8

количество человек, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), включенных в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, не менее, человек:

2023

2024

2025

2026

2027

9 000

9 500

10 000

10 500

11 000

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 17.07.2023 N 349)

Цели программы

Формирование условий для сбалансированного пространственного развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и повышения качества жизни населения с учетом социально-экономического потенциала районов;

устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

Сроки реализации программы

2023 - 2027 годы

Объем финансового обеспечения программы

1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 2 368 767,7 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 1 074 630,1 тыс. рублей;

2024 год - 898 368,3 тыс. рублей;

2025 год - 187 086,7 тыс. рублей;

2026 год - 104 348,4 тыс. рублей;

2027 год - 104 334,2 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 537 012,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 731 085,0 тыс. рублей;

2024 год - 626 515,9 тыс. рублей;

2025 год - 86 160,4 тыс. рублей;

2026 год - 46 632,7 тыс. рублей;

2027 год - 46 618,5 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 831 755,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 343 545,2 тыс. рублей;

2024 год - 271 852,4 тыс. рублей;

2025 год - 100 926,3 тыс. рублей;

2026 год - 57 715,7 тыс. рублей;

2027 год - 57 715,7 тыс. рублей;

в) за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

д) за счет внебюджетных средств - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов - 22 323 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 2 679 тыс. рублей;

2024 год - 3 540 тыс. рублей;

2025 год - 5 590 тыс. рублей;

2026 год - 5 154 тыс. рублей;

2027 год - 5 360 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 03.07.2024 N 288)

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации

Возможности для самореализации и развития талантов / Показатель "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций".

Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство / Показатель "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек"



Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ



1.1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Арктической зоны и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)



1.1.1. Социально-экономическое положение Арктической зоны Республики Саха (Якутия)


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия): Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус, Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус (район).


(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 28.03.2024 N 96)


Арктическую зону Якутии отличает целостность природно-хозяйственных систем, обусловленная спецификой природных условий и природно-ресурсной базы, внутренним инфраструктурным единством транспортного и энергетического каркаса, формированием межрайонных кластерных связей, единым государственным управлением.


Районы, расположенные на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия), отличаются экстремальными климатическими условиями, которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам для проживания человека; существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны; повышенной ресурсоемкостью и внешнеэкономическим северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории; крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства.


Наблюдаются дисбаланс в экономическом развитии, значительный разрыв между арктическими районами и остальными районами республики по уровню социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития арктических районов значительно отстают от общереспубликанских средних показателей.


По предварительной оценке численность населения 13 арктических районов республики на 1 января 2022 г. составила 67 118 человек. Удельный вес в общей численности населения республики составляет 6,8 процента, в то время как по занимаемой площади - 52,2 процента. Плотность населения составляет 0,04 человека на 1 кв. км. Наиболее многочисленное население проживает в Верхоянском районе и составляет 10,9 тыс. чел. (16,2 процента от населения Арктической зоны), наименьшая численность - в Аллаиховском районе, 2,7 тыс. чел. (4,0 процента).


Структура размещения населенных пунктов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) обладает высокой дисперсностью (за исключением Жиганского района, все населенные пункты которого расположены по линейному типу вдоль р. Лены) и большим количеством малых сельских поселений (всего 29), труднодоступных населенных пунктов (всего 86) (наибольшее количество сосредоточено в Верхоянском и Среднеколымском районах). В 13 районных центрах и 4 населенных пунктах с населением свыше 1000 человек (г. Верхоянск, с. Юрюнг-Хая, с. Казачье, с. Кюсюр) сосредоточено 60 процентов населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Четверть населения проживает в 70 поселениях с численностью менее 500 человек, 14 процентов населения - в 14 поселениях с численностью от 500 до 1000 человек. В остальных 22 населенных пунктах постоянное население отсутствует.


Арктические районы относятся к зоне децентрализованного электроснабжения (кроме п. Черский) на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций, что значительно удорожает стоимость киловатт-часов (далее - кВТ*ч) электроэнергии, не позволяет рационально использовать структуру энергетического хозяйства и повысить надежность энергоснабжения. Более 60 процентов себестоимости вырабатываемой электроэнергии в арктических районах приходится на топливную составляющую. Функционируют 84 дизельных и 8 солнечных электростанций. Современное состояние энергетического хозяйства характеризуется наличием большой доли физически и морально устаревшего оборудования.


В рамках Соглашения о намерениях, порядке организации взаимодействия и сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и ГК "Росатом" от 11 сентября 2019 г. сторонами рассматривается возможность строительства атомной электрической станции малой мощности (далее - АСММ) в районе п. Усть-Куйга Усть-Янского района, со сроком ввода в промышленную эксплуатацию в 2028 году, и генерацией электроэнергии для промышленности и населенных пунктов района. Выбор площадки АСММ обусловлен необходимостью электроснабжения проекта освоения золоторудного месторождения "Кючус", п. Усть-Куйга, также прорабатывается возможность обеспечения электроэнергией других населенных пунктов района и месторождения олова "Тирехтях".


Основой транспортного каркаса Арктической зоны являются: реки Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма; участок Северного морского пути от устья реки Лены до устьев арктических рек; морской порт Тикси, 3 речных порта (ООО "Зеленомысский речной порт", Белогорский судоходный участок, речной порт в п. Нижнеянск) и причалы на малых арктических реках в населенных пунктах Усть-Куйга, Батагай, Зырянка, Юрюнг-Хая; региональные и местные автозимники; 14 аэропортов, входящих в состав ФКП "Аэропорты Севера" (Саскылах, Оленек, Жиганск, Тикси, Усть-Куйга, Саккырыр, Батагай, Депутатский, Мома, Белая Гора, Чокурдах, Черский, Среднеколымск, Зырянка); 44 авиаплощадки.


Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки, как в дальнем, так и во внутрирайонном сообщении, осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта - автозимники и внутренние водные пути.


Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40 - 70 процентов, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80 процентов. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и арктических реках (от 20 суток до 4 месяцев) сказывается на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет привлечение дополнительных затрат на организацию доставки грузов в чрезвычайном порядке.


Ежегодно одним из самых важных государственных мероприятий по обеспечению гарантированного завоза грузов в арктические районы Республики Саха (Якутия) является северный завоз.


Северный завоз - комплекс ежегодных мероприятий по гарантированному обеспечению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов обязательной номенклатурой товаров (продукции) необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов. Специфика северного завоза в Республику Саха (Якутия) обусловлена экстремальными природно-климатическими и географическими условиями, низкой транспортной обеспеченностью и трудной доступностью, что определяет большие пробеги завозимых грузов и отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами.


Хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной торговлей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеют в достаточном объеме собственных оборотных средств. Вследствие низкой оборачиваемости социально значимых продовольственных товаров, включенных в минимальный набор продуктов питания основных социально-демографических групп населения, субъекты малого предпринимательства не имеют финансовой заинтересованности в их завозе.


Ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства недоступна, площадь покрытия GSM сосредоточена вблизи населенных пунктов, при этом потребителям предлагается лишь голосовая связь, смс и интернет по технологии 2G. В результате сохраняется состояние "цифрового неравенства" Арктической зоны Республики Саха (Якутия), остаются недоступными электронные услуги по мобильной связи.


В районах Арктической зоны отмечается сохранение наиболее критической наполняемости обучающихся (2 - 3 ученика), а также наибольшее количество малокомплектных школ (свыше 50 процентов). Ресурсное обеспечение общеобразовательных школ Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в целом наиболее низкое по всей республике: обеспеченность благоустроенными школами Арктической зоны в среднем составляет всего 32 процента, в капитальном ремонте нуждаются большинство школ макрорайона, в аварийном состоянии 12 процентов школ. Отсутствие конкуренции среди учеников, необустроенность образовательных учреждений напрямую коррелируют с низкими показателями успеваемости.


Республика несет дополнительную нагрузку на содержание сверх нормативной сети медицинских организаций и их структурных подразделений (круглосуточные койки, штаты врачей и среднего медицинского персонала) в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах. При этом выполнение полного объема проведения предварительных и периодических осмотров, медицинских освидетельствований невозможно вследствие отсутствия в маломощных центральных районных и участковых больницах "узких" специалистов, не предусмотренных по методикам расчета штатов нормативных документов. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы центральных районных больниц обусловлено большим физическим износом зданий и сооружений, построенных в период 1960 - 1990 г.г., по типу исполнения 83 процента зданий являются деревянными.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»