ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2022 года N 448


О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)"

(с изменениями на 4 апреля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 03.05.2023 N 202, от 28.07.2023 N 399, от 04.04.2024 N 109)



В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. 2416-З N 743-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 354 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2022 г. N 246 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 354".


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Семенова А.А..


(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 04.04.2024 N 109)


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. N 448



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 03.05.2023 N 202, от 28.07.2023 N 399, от 04.04.2024 N 109)



ПАСПОРТ государственной программы Республики Саха (Якутия)

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 04.04.2024 N 109)

Наименование государственной программы

Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)

Куратор государственной программы

Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Семенов А.А.

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Соисполнители государственной программы

-

Участники государственной программы

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)

Перечень структурных элементов

Целевые показатели:

увеличение доли внутренних затрат на научные исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) РС(Я) к 2027 году до 1,05%.

Задачи:

развитие в Республике Саха (Якутия) научно-образовательного центра мирового уровня "Север: территория устойчивого развития" с целевым показателем "Доля коммерциализированных научно-исследовательских работ" (%) в 2023 году - 4, в 2024 году - 4, в 2025 году - 4, в 2026 году - 5, в 2027 году - 5;

создание Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия) с целевым показателем "Готовность проектно-сметной документации Всемирного центра мамонта" (%) в 2023 году - 0, в 2024 году - 0, в 2025 году - 0, в 2026 году - 0, в 2027 году - 0;

развитие молодежных научных лабораторий с целевым показателем "Количество поддержанных молодежных лабораторий" (ед.) в 2023 году - 0, в 2024 году - 0, в 2025 году - 0, в 2026 году - 0, в 2027 году - 0;

сохранение и развитие интеллектуального капитала с целевым показателем "Количество подготовленных научных и научно-педагогических кадров" (чел.) в 2023 году - 100, в 2024 году - 120, в 2025 году - 140, в 2026 году - 160, в 2027 году - 180;

формирование научно-технологической платформы развития и освоения Арктики с целевым показателем "Количество реализованных научно-технических проектов, направленных на техническое и технологическое развитие северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия)" (ед.) в 2023 году - 1, в 2024 году - 0, в 2025 году - 0, в 2026 году - 0, в 2027 году - 0;

выполнение научных исследований и разработок по приоритетным направлениям социально-экономического развития с целевым показателем "Количество выработанных аналитических, научно-экспертных и нормативно-методических документов, направленных на решение вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)" (ед.) в 2023 году - 2, в 2024 году - 2, в 2025 году - 2, в 2026 году - 2, в 2027 году - 2;

создание и развитие рынка интеллектуальной собственности в научно-технической сфере с целевым показателем "Коэффициент изобретательской активности Республики Саха (Якутия) (число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. человек населения)" (ед.) в 2023 году - 0,8, в 2024 году - 0,8, в 2025 году - 0,85, в 2026 году - 0,9, в 2027 году - 0,9;

развитие региональных научно-исследовательских центров с целевым показателем "Число публикаций научных сотрудников региональных научных центров Республики Саха (Якутия) в научных журналах, индексируемых в базах данных Scopus, Web of science, российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, European Reference Index for the Humanities, MathSciNet и др.)" (ед.) в 2023 году - 68, в 2024 году - 68, в 2025 году - 68, в 2026 году - 72, в 2027 году - 72

Цель государственной программы

Реализация роли науки как надотраслевого ресурса экономики и движущей производительной силы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

Сроки реализации программы

2023 - 2027 годы

Объем финансового обеспечения программы

Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 1 673 202 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 438 059,0 тыс. рублей;

2024 год - 391 524,3 тыс. рублей;

2025 год - 281 524,3 тыс. рублей;

2026 год - 281 524,3 тыс. рублей;

2027 год - 280 570,0 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 653 202,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 434 059,0 тыс. рублей;

2024 год - 387 524,3 тыс. рублей;

2025 год - 277 524,3 тыс. рублей;

2026 год - 277 524,3 тыс. рублей;

2027 год - 276 570,0 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

в) за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

г) за счет средств местных бюджетов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

д) за счет внебюджетных средств - 20 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 4 000,0 тыс. рублей;

2024 год - 4 000,0 тыс. рублей;

2025 год - 4 000,0 тыс. рублей;

2026 год - 4 000,0 тыс. рублей;

2027 год - 4 000,0 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов - 0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации

"Возможности для самореализации и развития талантов":

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

"Возможности для самореализации и развития талантов":

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся



Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ



1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)


В последние годы проблемам совершенствования системы науки уделяется значительное внимание, поскольку данная сфера является одной из важнейших составляющих экономики знания и конкурентоспособности региона. Новый этап научно-технологического прорыва не только усиливает роль знаний и информации, но и диктует необходимость перехода к более гибкой модели развития, в которой ключевой целью становится поиск решений социально-экономического развития региона.


Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют роль науки и технологий как основополагающего элемента решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.


Республика Саха (Якутия) является регионом с большим научно-технологическим потенциалом, состоявшейся академической и инновационной инфраструктурой и одним из крупных центров притяжения творческой энергии на Дальнем Востоке. На данной территории одновременно работают следующие субъекты научной и научно-технической деятельности: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Федеральный исследовательский центр "Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук", Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия), Арктический государственный агротехнологический университет, Якутский научный центр комплексных медицинских проблем, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук, Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения Российской академии наук, Научно-исследовательский институт национальных школ, Научно-практический центр "Фтизиатрия", Научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей продукции "Якутнипроалмаз" акционерной компании "АЛРОСА" (ПАО), Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства, Якутский государственный проектный научно-исследовательский институт строительства.


По итогам реализации государственной научно-технической политики Республики Саха (Якутия) в современный период развития республики были получены действительно значимые и ощутимые результаты, обеспечившие существенное социально-экономическое развитие региона:


разработаны высокопрочные морозо- и износостойкие полимерэластомерные материалы на основе нанотехнологий, используемые для изготовления уплотнительных элементов и узлов трения техники Севера, используемые в алмазодобыче, золотодобыче, и которые позволили на 40 процентов сократить аварии и поломку техники, и, соответственно, увеличить объемы производства;


разработана технология сварки полиэтиленовых труб для газопроводов при помощи соединительных деталей с закладными нагревателями при низких температурах окружающей среды. Проведенный комплекс работ по научно-техническому сопровождению строительства и эксплуатации магистрального нефтепровода доказал целесообразность и надежность применения сборно-разборной конструкции нефтепровода с использованием в качестве герметизирующих элементов резиновых уплотнений, изготовленных по рецептурам ученых. И вместо требовавшихся по техническому заданию 2 лет эксплуатации, трубопроводы успешно эксплуатируются более 10 лет;


выделены активные комплексные ассоциации микроорганизмов нефтедеструкторов (МНД) из мерзлотных почв. Получен минеральный биосорбент с помощью иммобилизации МНД бактерий и грибов на термовспученный вермикулит и карбонизированные отходы лесопереработки, при оперативном внесении которого на аварийную нефтезагрязненную территорию в течение 5 - 10 минут поглощается большая часть разлившихся нефтепродуктов, и загрязнение далее не распространяется;


в области биологии создана геоинформационная база данных: по ареалам растений, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), ключевых орнитологических территорий мирового ранга, система мониторинга состояния редких и исчезающих мигрирующих видов птиц во внутриконтинентальной части Азиатско-Тихоокеанского пролетного пути, созданы уникальные живые коллекции декоративных, кормовых, лекарственных и пищевых, редких, исчезающих растений Якутии и других регионов, что позволяет сохранить экосистему и биологическое разнообразие на территории Республики Саха (Якутия) для будущих поколений;


в республике создана уникальная сеть наблюдений SakhaFluxNet для параметризации компонентов мерзлотных экосистем и верификации баланса парниковых газов с использованием новейшей научной инновационной инструментальной базы, не имеющей аналогов в мире, - комплексная система регионального и глобального экологического мониторинга баланса углекислого газа, потоков тепла и воды, входящая в мировую сеть наблюдений за циклическими процессами на Европейском и Азиатском континентах. Сеть станций охватывает все наиболее крупные биоклиматические зоны Восточной Сибири: тундровую, лесотундровую и лесную. Мониторинговые станции входят одновременно в международные научные сети GlobalCarbon, EuroFlux, INTERACT, PAGE21, ScanNet и AsiaFlux;


разработана технология длительного хранения семян растений в условиях многолетнемерзлых пород без снижения их жизнеспособности (всхожести), структурной и функциональной целостности генома;


палеонтологами республики определено, что на территории Республики Саха (Якутия) сосредоточено более 70 процентов мировых запасов ископаемой мамонтовой кости и других остатков мамонтовой фауны, найдены и изучены наиболее редкие находки: Юкагирский мамонт, Оймяконский мамонтенок, Колымский носорог, Малоляховский мамонт, мамонт Юка. Большую известность приобрели носорожек Саша и отлично сохранившиеся особи пещерных львят из Абыйского улуса, что стало научной сенсацией мирового уровня. С момента уникальных находок мамонтовая тематика является одной из составных частей имиджевой политики Республики Саха (Якутия), ее узнаваемым брендом.


Среди существующих проблемных вопросов по развитию научной сферы республики выделяются вопросы отсутствия роста или слабого роста основных показателей, характеризующих развитие научной сферы Республики Саха (Якутия), дефицита источников и объемов финансирования научной и научно-технической деятельности.


Внутренние затраты на исследования и разработки в 2021 году составили 0,2 процента, в 2020 году всего 3076,2 млн. рублей согласно данным Федеральной службы государственной статистики.


Коэффициент изобретательской активности (количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и полезную модель на 10 тыс. человек населения) в 2021 году составил 1,06 ед. В 2010 году значение данного показателя составляло 0,94 ед., в 2015 году - 1,1 ед., в 2018 году - 1,12 ед. Отмечается возвращение значения данного показателя к значению 2010 года после некоторого спада в последние годы. По данному показателю Республика Саха (Якутия) по состоянию на 2021 год поднялась на третье место в Дальневосточном федеральном округе. В целом по Российской Федерации среднее значение показателя равняется 1,95 ед., что в 2 раза превышает республиканский.


Доля лиц, имеющих ученую степень, в 2022 году составила 59,4 процента (1658 человек), в том числе 368 докторов и 1290 кандидатов наук. Якутия по данному показателю не теряет своих позиций, вместе с тем, достаточно высокий уровень остепененности по сравнению с ситуацией в целом по стране, можно считать скорее заслугой самих ученых, которые стараются сохранять научные школы, восполняться молодыми научными кадрами и передавать знания студенческой молодежи.


Доля молодых исследователей (в возрасте до 39 лет) составляет 39 процентов (447 человек), из них 138 кандидатов и 3 доктора наук. В 2010 году значение данного показателя составляло 40 процентов, в 2015 году - 39,3 процента. Данный факт отчасти сигнализирует о неудовлетворительном состоянии кадровой обеспеченности сектора исследований и разработок, так как для обеспечения работы принципа преемственности научных знаний и функционирования системы самовоспроизводства интеллектуального капитала необходимо удержание доли молодых исследователей в общей численности исследователей выше уровня 40 процентов, а с учетом современных реалий и острой конкуренции на мировой арене, на уровне не ниже 50 процентов.


Вызывает беспокойство сложившаяся в начале 2022 года геополитическая ситуация, сопровождающаяся нарастанием санкционного (политического, экономического, культурного и др.) давления на Российскую Федерацию со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России недружественные действия. Данные условия ставят в затруднительное положение существующие научные коммуникации с исследователями из других стран. Вместе с тем, указанные явления и его последствия, как вновь возникающие, так и долгосрочные, создают дополнительные неоспоримые основания для введения ускоренного полномасштабного ресурсного развития сферы отечественных научных исследований и разработок, как в рамках импортозамещающих мероприятий, так и мероприятий по сохранению интеллектуального потенциала, а по сути, борьбы с оттоком научных кадров из страны.


Текущие события полностью подтверждают необходимый сценарий научно-технологического развития Российской Федерации, установленный в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642. Единственно возможный путь научно-технологического развития России - это лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Реализация данного сценария требует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках.


Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года утвержден Правительством Российской Федерации 3 января 2014 года, в рамках которого определены наиболее перспективные области развития науки и технологий на период до 2030 года, обеспечивающие реализацию конкурентных преимуществ страны.



1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


В настоящее время в Российской Федерации разработан целый комплекс мероприятий и механизмов реализации основных стратегических документов и развития российской науки в целом, установлены источники, объемы и правила государственных инвестиций в исследования и разработки, инфраструктуру и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности, поддержку трансфера полученных результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор экономики.


Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. N 231 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий", государственной программе Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377, наиболее значимыми с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации большими вызовами являются:


а) исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»