(с изменениями на 4 июля 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 04.07.2024 N 603-пп)
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 N 3581-р Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить региональную программу "Содействие занятости молодежи Оренбургской области" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Оренбургской области от 04.07.2024 N 603-пп.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике Оренбургской области.
4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Первый вице-губернатор -
первый заместитель
председателя Правительства
Оренбургской области -
министр
сельского хозяйства, торговли, пищевой
и перерабатывающей промышленности
Оренбургской области
С.В.БАЛЫКИН
Региональная программа "Содействие занятости молодежи Оренбургской области"
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 04.07.2024 N 603-пп)
ГКУ ЦЗН - государственные казенные учреждения центры занятости населения;
ДМП - департамент молодежной политики Оренбургской области;
методология МОТ - методология Международной организации труда;
министерство образования - министерство образования Оренбургской области;
МТиЗН - министерство труда и занятости населения Оренбургской области.
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 04.07.2024 N 603-пп)
Ответственный исполнитель Программы | - | МТиЗН |
Участники Программы | - | министерство образования; ДМП |
Цель Программы | - | создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда |
Задачи Программы | - | содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы; организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций; содействие профессиональному развитию молодых работников |
Показатели (индикаторы) Программы | - | численность участников открытых онлайн-уроков, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория"; численность граждан из числа молодежи, принявших участие в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН; численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, участвующих в мероприятиях и проектах Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" и молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды", направленных на профессиональное самоопределение молодежи; количество подготовленных предложений в методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по определению перечня работ, рекомендуемых для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей-инвалидов; численность необучающихся и неработающих несовершеннолетних, в том числе в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН; численность несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных организациях, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; численность выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций, проинформированных об имеющихся вакансиях на рынке труда; уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет; уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет; удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН, в общей численности выпускников таких образовательных организаций, обратившихся в ГКУ ЦЗН; доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста; доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, участвовавших в профориентационных мероприятиях в рамках проекта "Билет в будущее" и (или) во временных работах, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста; численность граждан из числа молодежи в возрасте до 30 лет, обратившихся в ГКУ ЦЗН и получивших государственные услуги в сфере занятости; численность лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН; численность безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, принявших участие во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН; численность граждан из числа молодежи, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; доля молодежи, отбывающей наказания, не связанные с изоляцией от общества, и молодежи, освобожденной из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обратившейся в ГКУ ЦЗН, охваченной государственными услугами в сфере занятости; удельный вес численности граждан, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета, в общей численности граждан, предполагаемых к обучению по программам среднего профессионального образования в соответствии с установленными контрольными цифрами приема; численность обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, проинформированных об основах социально-трудового законодательства; численность выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, принимающих участие в мероприятиях, проводимых центрами содействия трудоустройству выпускников; численность студентов, оформивших практику с использованием единой цифровой платформы "Работа в России"; численность участников студенческих отрядов, обучившихся по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов; количество трудоустроенных участников студенческих отрядов из числа студентов образовательных организаций высшего образования и обучающихся в общеобразовательных организациях, подростков в период каникул - в организации различных видов экономической деятельности, в том числе строительства, отдыха и оздоровления детей и молодежи, медицины, транспорта, сельского хозяйства, туризма; численность граждан из числа молодежи, принявших участие в мероприятиях по развитию молодежного предпринимательства; доля молодежи, обратившейся в ГКУ ЦЗН за информированием о возможностях трудоустройства в других регионах Российской Федерации; численность потенциальных участников Всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи, проинформированных о проведении конкурса |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2022 - 2030 годы; I этап - 2022 - 2024 годы; II этап - 2025 - 2030 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы | - | финансовое обеспечение Программы осуществляется в рамках государственных программ: "Содействие занятости населения Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 869-пп; "Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 910-пп; "Развитие системы образования Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 921-пп |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | реализация Программы позволит ежегодно обеспечить: участие в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", не менее 71,2 тыс. человек; участие не менее 20,0 тыс. человек из числа молодежи в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН; участие не менее 3,0 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в мероприятиях и проектах Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" и молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды", направленных на профессиональное самоопределение молодежи; подготовку предложений в методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по определению перечня работ, рекомендуемых для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей-инвалидов; трудоустройство при содействии ГКУ ЦЗН не менее 15 необучающихся и неработающих несовершеннолетних, в том числе в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа; обучение в общеобразовательных организациях не менее 0,8 тыс. несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; информирование об имеющихся вакансиях на рынке труда не менее 0,6 тыс. выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций; достижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет не более 9,5 процента; достижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет не более 15,0 процента; достижение удельного веса выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН, в общей численности выпускников таких образовательных организаций, обратившихся в ГКУ ЦЗН, не менее 60,0 процента; достижение доли несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста не менее 7,0 процента; достижение доли несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, участвовавших в профориентационных мероприятиях в рамках проекта "Билет в будущее" и (или) во временных работах, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста не менее 11,0 процента; получение государственных услуг в сфере занятости не менее 5,0 тыс. граждан из числа молодежи в возрасте до 30 лет, обратившихся в ГКУ ЦЗН; трудоустройство при содействии ГКУ ЦЗН не менее 250 лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи; участие во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН не менее 80 безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации; направление на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" не менее 200 граждан из числа молодежи, в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; достижение доли молодежи, отбывающей наказания, не связанные с изоляцией от общества, и молодежи, освобожденной из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обратившейся в ГКУ ЦЗН, охваченной государственными услугами в сфере занятости, не менее 100,0 процента; достижение удельного веса численности граждан, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета, в общей численности граждан, предполагаемых к обучению по программам среднего профессионального образования в соответствии с установленными контрольными цифрами приема, не менее 100,0 процента; информирование об основах социально-трудового законодательства не менее 0,6 тыс. обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций; участие в мероприятиях, проводимых центрами содействия трудоустройству, не менее 11,0 тыс. выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования; оформление практики с использованием единой цифровой платформы "Работа в России" не менее 20 студентов; участие в студенческих отрядах не менее 0,3 тыс. обучившихся по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов; трудоустройство не менее 1,2 тыс. участников студенческих отрядов из числа студентов образовательных организаций высшего образования и обучающихся в общеобразовательных организациях, подростков в период каникул - в организации различных видов экономической деятельности, в том числе строительства, отдыха и оздоровления детей и молодежи, медицины, транспорта, сельского хозяйства, туризма; участие в мероприятиях по развитию молодежного предпринимательства не менее 0,3 тыс. граждан из числа молодежи; достижение доли молодежи, обратившейся в ГКУ ЦЗН за информированием о возможностях трудоустройства в других регионах Российской Федерации, не менее 100,0 процента; информирование о проведении конкурса не менее 5,0 тыс. потенциальных участников Всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи |
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу граждан в возрасте от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Оренбургской области реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания рабочих мест для молодежи в целях приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики на рынке труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей к трудоустройству молодежи.
Программа разработана в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 года N Пр-1096, пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р.
Уровень занятости молодежи в Оренбургской области в последние годы характеризуется низкими показателями. Так, в 2017 - 2021 годах уровень занятости населения в возрасте 15 - 20 лет увеличился с 10,5 до 12,6 процента при среднеобластном показателе 56,9 процента. В возрастной группе 20 - 24 лет отмечалось снижение с 58,0 до 57,8 процента, в группе 25 - 29 лет - незначительный рост (с 82,5 до 82,7 процента).
Низкие показатели уровня занятости молодежи, особенно в возрасте от 14 до 20 лет и в возрасте 20 - 24 лет, объясняются, прежде всего, высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования.
Наиболее высокий уровень занятости молодежи отмечался в возрастной группе 25 - 29 лет. В 2021 году он в 1,5 раза превышал среднеобластной показатель.
Анализ отраслевой структуры занятости населения показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет занята в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (24,7 процента), деятельность профессиональная, научная, административная и сопутствующие дополнительные услуги (24,2 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22,2 процента), строительство (21,0 процента), деятельность финансовая и страховая, деятельность по операциям с недвижимым имуществом (19,8 процента), транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи (18,0 процента).
Численность занятых в неформальном секторе экономики среди молодежи сократилась по всем возрастным группам: 14 - 20 лет - с 7,1 до 6,7 тыс. человек, 20 - 29 лет - с 48,3 до 37,9 тыс. человек.
Наиболее высокий уровень безработицы (по методологии МОТ) характерен для групп молодежи в возрасте от 14 до 20 лет и от 20 до 24 лет.
В 2017 - 2021 годах уровень безработицы (по методологии МОТ) молодежи в возрасте от 14 до 20 лет снизился с 15,8 до 15,3 процента, в возрастной группе 20 - 24 лет - с 15,3 до 12,3 процента.
В результате в 2021 году уровень безработицы (по методологии МОТ) молодежи в возрасте от 14 до 20 лет превышал среднеобластной показатель в 3,3 раза, в возрастной группе 20 - 24 лет - в 2,6 раза.
В возрастной группе 25 - 29 лет уровень безработицы (по методологии МОТ) снизился с 6,4 процента в 2017 году до 5,8 процента в 2021 году.
Вместе с тем отмечался рост уровня регистрируемой безработицы среди молодежи с 0,8 до 2,0 процента.
В наибольшей степени на рост уровня безработицы среди молодежи повлияло распространение коронавирусной инфекции COVID-19.
Несмотря на определенные достижения в сфере поддержки занятости молодежи в настоящее время сохраняются дефицит рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования, а также высокий уровень вовлеченности молодежи в неформальный сектор экономики.
Кроме того, наблюдается снижение доли молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в общей численности рабочей силы в трудоспособном возрасте. Значительная часть рабочей силы в молодежном сегменте приходится на население в возрасте 25 - 29 лет.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень занятости молодежи в возрастной группе 20 - 24 лет;
относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.