(с изменениями на 13 декабря 2022 года)
(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320)
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта в Республике Татарстан" (далее - Программа).
2. Определить Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан:
государственным заказчиком Программы и уполномоченным органом по осуществлению контроля за ходом ее выполнения;
уполномоченным органом по взаимодействию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
3. Внести в перечень государственных программ Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2013 N 282, от 29.04.2013 N 294, от 29.06.2013 N 454, от 19.07.2013 N 507, от 24.10.2013 N 789, от 31.12.2013 N 1110, от 15.03.2014 N 157, от 14.04.2014 N 242, от 11.06.2014 N 405, от 09.07.2014 N 475, от 06.05.2015 N 326, от 16.05.2015 N 346, от 22.07.2015 N 532, от 17.02.2016 N 101, от 27.04.2016 N 252, от 12.05.2016 N 298, от 10.06.2016 N 396, от 12.10.2016 N 740, от 26.12.2016 N 989, от 20.04.2017 N 232, от 13.05.2017 N 281, от 30.10.2017 N 821, от 30.10.2017 N 823, от 21.11.2017 N 895, от 28.11.2017 N 920, от 29.12.2017 N 1117, от 11.06.2018 N 458, от 16.11.2018 N 1002, от 05.03.2019 N 156, от 26.04.2019 N 344, от 27.06.2019 N 517, от 11.12.2019 N 1136, от 24.05.2021 N 362, от 18.10.2021 N 980, от 03.11.2021 N 1043), изменение, дополнив его пунктом 40 следующего содержания:
"40. | Развитие зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта в Республике Татарстан | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан | Исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию), организации (по согласованию) | Создание в Республике Татарстан развитой зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта". |
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"
(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320)
Наименование программы | Государственная программа Республики Татарстан "Развитие зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта в Республике Татарстан" (далее - Программа) | ||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан | ||||
Основные разработчики Программы | Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан; государственное автономное учреждение "Центр энергоресурсоэффективных технологий Республики Татарстан" | ||||
Цель Программы | Создание в Республике Татарстан развитой зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта | ||||
Задачи Программы | 1. Обеспечение установки объектов зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта на территории Республики Татарстан. 2. Введение мер поддержки для увеличения использования в Республике Татарстан электрического автомобильного транспорта и развития зарядной инфраструктуры для них. 3. Популяризация и пропаганда использования электрического автомобильного транспорта на территории Республики Татарстан | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2022 - 2024 годы | ||||
Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам | Общий объем финансирования Программы составляет 322 675,6 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 317 400,0 тыс. рублей, средств бюджета Республики Татарстан - 0,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 5 275,6 тыс. рублей (тыс. рублей) | ||||
Год | Всего | Средства бюджета Республики Татарстан | Средства федерального бюджета | Средства из внебюджетных источников | |
2022 | 267 475,6 | 0,0 | 262 200,0 | 5 275,6 | |
2023 | 55 200,0 | 0,0 | 55 200,0 | 0,0 | |
2024 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Итого | 322 675,6 | 0,0 | 317 400,0 | 5 275,6 | |
Суммы средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, по направлениям Программы будут ежегодно уточняться в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период. Объем ресурсного обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета будет определен в соответствии с заключаемыми соглашениями между Министерством энергетики Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан | |||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320) | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы | Обеспечение эксплуатации на территории Республики Татарстан к 2024 году не менее 194 объектов зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта (увеличение не менее чем на 138 объектов зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта к уровню 2021 года) | ||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320) |
Настоящая Программа разработана на основании Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р (далее - Концепция), Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р, Закона Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
Одним из приоритетов социально-экономического развития Республики Татарстан является улучшение климатического состояния, снижение уровня выбросов парниковых газов и достижение углеродной нейтральности. Одним из направлений для обеспечения данного приоритета является переход на использование низкоуглеродных и безуглеродных источников топлива.
На сегодняшний день в Республике Татарстан развивается использование газомоторного топлива. При этом на низком уровне находится использование электрического автомобильного транспорта. По состоянию на 1 января 2022 года в России доля использования электрического автомобильного транспорта составляет порядка 0,2 процента. По мнению многих аналитиков в данной сфере, толчком для развития использования электрического автомобильного транспорта в России может стать развитие зарядной инфраструктуры.
Путем различных исследований было подтверждено, что эффективность использования энергии электрического автомобильного транспорта выше, следовательно, такой транспорт выбрасывает меньше парниковых газов и других загрязнений, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. На каждые 100 километров, пройденных на бензиновом автомобиле, расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака машины и еще 142 МДж на передвижение. Электрический автомобильный транспорт, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей и всего 38 МДж на передвижение. Несмотря на то, что в обоих случаях сжигание ископаемого топлива влечет за собой выбросы парниковых газов и других загрязнений, лучше, когда эти выбросы происходят на электростанции вне города, а не прямо на дороге перед школой или жилым домом.
Согласно опубликованному отчету международного консалтингового агентства в области стратегического инжиниринга и защиты окружающей среды Ricardo производство одного легкового автомобиля в среднем вызывает выброс 5,6 тонны эквивалента СО2 в атмосферу. В то же время для электрического автомобильного транспорта эта цифра в среднем составляет 8,8 тонны, почти половина из которых вызваны процессом производства батарей. Несмотря на это, суммарные выбросы эквивалента СО2 при изготовлении и эксплуатации электрического автомобильного транспорта в течение всего срока жизни его батарей составят около 80 процентов от выбросов автомобиля с двигателем внутреннего сгорания только в течение его эксплуатации без учета изготовления.
Программа направлена на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для развития зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта и увеличения используемого и производимого на территории Республики Татарстан электрического автомобильного транспорта, что, в свою очередь, позволит повысить уровень углеродной нейтральности Республики Татарстан.
В Программе под электрическим автомобильным транспортом понимаются транспортные средства категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, L7 с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающие на альтернативных источниках энергии (тяговая аккумуляторная батарея и водородный топливный элемент) (далее - электротранспортное средство), и инфраструктура, обеспечивающая их функционирование (далее - зарядная инфраструктура).
Мировой рынок электротранспортных средств.
На мировом рынке в настоящее время доминирует Tesla с долей в 28 процентов. Рейтинг и количество реализованных электротранспортных средств:
1. Tesla: 179 050 единиц - 28 процентов.
2. Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi: 65 521 единица - 10 процентов.
3. Volkswagen Group: 64 542 единицы - 10 процентов.
4. BYD: 46 554 единицы - 7 процентов.
5. Hyundai Motor Group (Hyundai, Kia): 43 689 единиц - 7 процентов.
Согласно результату исследования аналитического агентства "АВТОСТАТ" на середину 2021 года на территории России было зарегистрировано 12 290 электротранспортных средств. Всего в России в 2021 году было продано 2 254 новых электротранспортных средства, из которых 80 процентов пришлось на 10 субъектов Российской Федерации: г. Москва - 924 единицы, г. Санкт-Петербург - 255 единиц, Московская область - 238 единиц, Краснодарский край - 109 единиц, Свердловская область - 65 единиц, Республика Татарстан - 63 единицы, Новосибирская область - 50 единиц, Приморский край - 32 единицы, Пермский край - 32 единицы, Ростовская область - 31 единица.
На долю самого популярного электромобиля с пробегом - Nissan Leaf приходится 75,5 процента от всех электротранспортных средств в России (2 370 единиц). На втором месте находится Mitsubishi I-MiEV - 443 единицы, на третьем - Porsche Taycan - 369 единиц. Остальные бренды составляют всего несколько процентов.
В России разработками серийного выпуска электротранспортных средств занимаются публичное акционерное общество "КАМАЗ" совместно с государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" (электрический автомобиль "Кама-1"), общество с ограниченной ответственностью "ЗЕТТА" (г. Тольятти) (электрический автомобиль Zetta). Публичное акционерное общество "ГАЗ" в 2020 году представило первые экземпляры электрической "ГАЗели" (GAZelle e-NN). В городе Калининграде на базе общества с ограниченной ответственностью "АВТОДОР Холдинг" в 2023 году планируется запуск сборки электрических автомобилей KIA и Hyundai.
Типы устройств для зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств.
В настоящее время в мире используют следующие основные типы устройств для зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств.
1. Type 1 (J1772) - 5-контактный стандартный разъем коннектора, характерный для большинства электротранспортных средств американского и азиатского производства. Подзарядка происходит при помощи однофазной сети переменного тока с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и предельной мощностью в 7,4 кВт. Type 1 применяются в Tesla американского производства, Nissan Leaf и ENV, Mitsubishi MiEV и других.
2. Type 2 (Mennekes) - 7-контактный разъем, характерный в основном для европейских электротранспортных средств, а также для ряда китайских, прошедших адаптацию. Особенность разъема заключается в возможности использовать однофазную и трехфазную сеть с максимальным напряжением 400 В, силой тока 32 А и мощностью 22 кВт при трехфазном подключении и с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и мощностью 7,4 кВт при однофазном подключении. Type 2 (Mennekes) применяются в Hyundai Ioniq, Kia Soul EV, Opel Ampera-e, Renault Zoe, Tesla европейского производства, Jaguar I-Pace, BMW i3, Audi E-tron и других.
3. CCS Combo (Combined Charging System) - комбинированная штекерная система зарядки переменным и постоянным током. CCS Combo применяются в Volkswagen e-Golf и ID, KIA Niro, Hyundai eSUV, Focus Electric и других. Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы, США и Японии: для Европы предлагают разъем Combo 2, совместимый с Mennekes, а для США и Японии - Combo 1, который связан с J1772. CSS Combo 2 на данный момент - наиболее распространенный тип разъема в Европе.
4. CHAdeMO - 2-контактный коннектор постоянного тока, разработанный при сотрудничестве крупнейших японских автопроизводителей с компанией TEPCO. Может использоваться для зарядки большинства японских, американских и ряда европейских электромобилей. Рассчитан для использования на мощных объектах зарядной инфраструктуры, работающих от постоянного тока в режиме Mode 4. Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт.
5. GB/Т 20234 - характерен для электротранспортных средств только китайского производства, и часто его называют просто GBT. Существует два типа разъемов для данного стандарта: один для медленной, второй для быстрой зарядки. GB/Т применяются в Zotye E200 EV и Z500 EV, JAC iEV6E, DongFeng E30L и других.