Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2022 года N 538


Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта в Республике Татарстан"

(с изменениями на 13 декабря 2022 года)

(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320)



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта в Республике Татарстан" (далее - Программа).


2. Определить Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан:


государственным заказчиком Программы и уполномоченным органом по осуществлению контроля за ходом ее выполнения;


уполномоченным органом по взаимодействию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.


3. Внести в перечень государственных программ Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ и перечня государственных программ Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2013 N 282, от 29.04.2013 N 294, от 29.06.2013 N 454, от 19.07.2013 N 507, от 24.10.2013 N 789, от 31.12.2013 N 1110, от 15.03.2014 N 157, от 14.04.2014 N 242, от 11.06.2014 N 405, от 09.07.2014 N 475, от 06.05.2015 N 326, от 16.05.2015 N 346, от 22.07.2015 N 532, от 17.02.2016 N 101, от 27.04.2016 N 252, от 12.05.2016 N 298, от 10.06.2016 N 396, от 12.10.2016 N 740, от 26.12.2016 N 989, от 20.04.2017 N 232, от 13.05.2017 N 281, от 30.10.2017 N 821, от 30.10.2017 N 823, от 21.11.2017 N 895, от 28.11.2017 N 920, от 29.12.2017 N 1117, от 11.06.2018 N 458, от 16.11.2018 N 1002, от 05.03.2019 N 156, от 26.04.2019 N 344, от 27.06.2019 N 517, от 11.12.2019 N 1136, от 24.05.2021 N 362, от 18.10.2021 N 980, от 03.11.2021 N 1043), изменение, дополнив его пунктом 40 следующего содержания:

"40.

Развитие зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта в Республике Татарстан

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

Исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию), организации (по согласованию)

Создание в Республике Татарстан развитой зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта".



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 7 июня 2022 г. N 538



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"

(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320)



Паспорт программы

Наименование программы

Государственная программа Республики Татарстан "Развитие зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта в Республике Татарстан" (далее - Программа)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

государственное автономное учреждение "Центр энергоресурсоэффективных технологий Республики Татарстан"

Цель Программы

Создание в Республике Татарстан развитой зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта

Задачи Программы

1. Обеспечение установки объектов зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта на территории Республики Татарстан.

2. Введение мер поддержки для увеличения использования в Республике Татарстан электрического автомобильного транспорта и развития зарядной инфраструктуры для них.

3. Популяризация и пропаганда использования электрического автомобильного транспорта на территории Республики Татарстан

Сроки и этапы реализации Программы

2022 - 2024 годы

Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам

Общий объем финансирования Программы составляет 322 675,6 тыс. рублей, в том числе за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 317 400,0 тыс. рублей, средств бюджета Республики Татарстан - 0,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 5 275,6 тыс. рублей

     (тыс. рублей)

Год

Всего

Средства бюджета Республики Татарстан

Средства федерального бюджета

Средства из внебюджетных источников

2022

267 475,6

0,0

262 200,0

5 275,6

2023

55 200,0

0,0

55 200,0

0,0

2024

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого

322 675,6

0,0

317 400,0

5 275,6

Суммы средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, по направлениям Программы будут ежегодно уточняться в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период.

Объем ресурсного обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета будет определен в соответствии с заключаемыми соглашениями между Министерством энергетики Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан

(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320)

Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Обеспечение эксплуатации на территории Республики Татарстан к 2024 году не менее 194 объектов зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта (увеличение не менее чем на 138 объектов зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта к уровню 2021 года)

(в ред. Постановления КМ РТ от 13.12.2022 N 1320)



I. Общая характеристика сферы реализации Программы, проблемы и пути их решения


Настоящая Программа разработана на основании Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р (далее - Концепция), Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р, Закона Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".


Одним из приоритетов социально-экономического развития Республики Татарстан является улучшение климатического состояния, снижение уровня выбросов парниковых газов и достижение углеродной нейтральности. Одним из направлений для обеспечения данного приоритета является переход на использование низкоуглеродных и безуглеродных источников топлива.


На сегодняшний день в Республике Татарстан развивается использование газомоторного топлива. При этом на низком уровне находится использование электрического автомобильного транспорта. По состоянию на 1 января 2022 года в России доля использования электрического автомобильного транспорта составляет порядка 0,2 процента. По мнению многих аналитиков в данной сфере, толчком для развития использования электрического автомобильного транспорта в России может стать развитие зарядной инфраструктуры.


Путем различных исследований было подтверждено, что эффективность использования энергии электрического автомобильного транспорта выше, следовательно, такой транспорт выбрасывает меньше парниковых газов и других загрязнений, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. На каждые 100 километров, пройденных на бензиновом автомобиле, расходуется 26 МДж для добычи топлива из недр и доставки до бака машины и еще 142 МДж на передвижение. Электрический автомобильный транспорт, заряженный электроэнергией, добытой путем сжигания углеводородов, преодолевающий ту же дистанцию, расходует 74 МДж на добычу топлива из недр, выработку и доставку электроэнергии до батарей и всего 38 МДж на передвижение. Несмотря на то, что в обоих случаях сжигание ископаемого топлива влечет за собой выбросы парниковых газов и других загрязнений, лучше, когда эти выбросы происходят на электростанции вне города, а не прямо на дороге перед школой или жилым домом.


Согласно опубликованному отчету международного консалтингового агентства в области стратегического инжиниринга и защиты окружающей среды Ricardo производство одного легкового автомобиля в среднем вызывает выброс 5,6 тонны эквивалента СО2 в атмосферу. В то же время для электрического автомобильного транспорта эта цифра в среднем составляет 8,8 тонны, почти половина из которых вызваны процессом производства батарей. Несмотря на это, суммарные выбросы эквивалента СО2 при изготовлении и эксплуатации электрического автомобильного транспорта в течение всего срока жизни его батарей составят около 80 процентов от выбросов автомобиля с двигателем внутреннего сгорания только в течение его эксплуатации без учета изготовления.


Программа направлена на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для развития зарядной инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта и увеличения используемого и производимого на территории Республики Татарстан электрического автомобильного транспорта, что, в свою очередь, позволит повысить уровень углеродной нейтральности Республики Татарстан.


В Программе под электрическим автомобильным транспортом понимаются транспортные средства категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, L7 с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающие на альтернативных источниках энергии (тяговая аккумуляторная батарея и водородный топливный элемент) (далее - электротранспортное средство), и инфраструктура, обеспечивающая их функционирование (далее - зарядная инфраструктура).


Мировой рынок электротранспортных средств.


На мировом рынке в настоящее время доминирует Tesla с долей в 28 процентов. Рейтинг и количество реализованных электротранспортных средств:


1. Tesla: 179 050 единиц - 28 процентов.


2. Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi: 65 521 единица - 10 процентов.


3. Volkswagen Group: 64 542 единицы - 10 процентов.


4. BYD: 46 554 единицы - 7 процентов.


5. Hyundai Motor Group (Hyundai, Kia): 43 689 единиц - 7 процентов.


Согласно результату исследования аналитического агентства "АВТОСТАТ" на середину 2021 года на территории России было зарегистрировано 12 290 электротранспортных средств. Всего в России в 2021 году было продано 2 254 новых электротранспортных средства, из которых 80 процентов пришлось на 10 субъектов Российской Федерации: г. Москва - 924 единицы, г. Санкт-Петербург - 255 единиц, Московская область - 238 единиц, Краснодарский край - 109 единиц, Свердловская область - 65 единиц, Республика Татарстан - 63 единицы, Новосибирская область - 50 единиц, Приморский край - 32 единицы, Пермский край - 32 единицы, Ростовская область - 31 единица.


На долю самого популярного электромобиля с пробегом - Nissan Leaf приходится 75,5 процента от всех электротранспортных средств в России (2 370 единиц). На втором месте находится Mitsubishi I-MiEV - 443 единицы, на третьем - Porsche Taycan - 369 единиц. Остальные бренды составляют всего несколько процентов.


В России разработками серийного выпуска электротранспортных средств занимаются публичное акционерное общество "КАМАЗ" совместно с государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" (электрический автомобиль "Кама-1"), общество с ограниченной ответственностью "ЗЕТТА" (г. Тольятти) (электрический автомобиль Zetta). Публичное акционерное общество "ГАЗ" в 2020 году представило первые экземпляры электрической "ГАЗели" (GAZelle e-NN). В городе Калининграде на базе общества с ограниченной ответственностью "АВТОДОР Холдинг" в 2023 году планируется запуск сборки электрических автомобилей KIA и Hyundai.


Типы устройств для зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств.


В настоящее время в мире используют следующие основные типы устройств для зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств.


1. Type 1 (J1772) - 5-контактный стандартный разъем коннектора, характерный для большинства электротранспортных средств американского и азиатского производства. Подзарядка происходит при помощи однофазной сети переменного тока с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и предельной мощностью в 7,4 кВт. Type 1 применяются в Tesla американского производства, Nissan Leaf и ENV, Mitsubishi MiEV и других.


2. Type 2 (Mennekes) - 7-контактный разъем, характерный в основном для европейских электротранспортных средств, а также для ряда китайских, прошедших адаптацию. Особенность разъема заключается в возможности использовать однофазную и трехфазную сеть с максимальным напряжением 400 В, силой тока 32 А и мощностью 22 кВт при трехфазном подключении и с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и мощностью 7,4 кВт при однофазном подключении. Type 2 (Mennekes) применяются в Hyundai Ioniq, Kia Soul EV, Opel Ampera-e, Renault Zoe, Tesla европейского производства, Jaguar I-Pace, BMW i3, Audi E-tron и других.


3. CCS Combo (Combined Charging System) - комбинированная штекерная система зарядки переменным и постоянным током. CCS Combo применяются в Volkswagen e-Golf и ID, KIA Niro, Hyundai eSUV, Focus Electric и других. Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы, США и Японии: для Европы предлагают разъем Combo 2, совместимый с Mennekes, а для США и Японии - Combo 1, который связан с J1772. CSS Combo 2 на данный момент - наиболее распространенный тип разъема в Европе.


4. CHAdeMO - 2-контактный коннектор постоянного тока, разработанный при сотрудничестве крупнейших японских автопроизводителей с компанией TEPCO. Может использоваться для зарядки большинства японских, американских и ряда европейских электромобилей. Рассчитан для использования на мощных объектах зарядной инфраструктуры, работающих от постоянного тока в режиме Mode 4. Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт.


5. GB/Т 20234 - характерен для электротранспортных средств только китайского производства, и часто его называют просто GBT. Существует два типа разъемов для данного стандарта: один для медленной, второй для быстрой зарядки. GB/Т применяются в Zotye E200 EV и Z500 EV, JAC iEV6E, DongFeng E30L и других.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»