ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2022 года N 146


Об утверждении Концепции развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года



Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан в соответствии с распределением обязанностей.



Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Р.АЛИЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 26 мая 2022 г. N 146



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



1. Общие положения


Концепция развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему приоритетов, целей, задач и направлений деятельности в области образовательной политики, направленной на совершенствование системы образования как важнейшей составляющей сохранения и развития человеческого капитала, способного решать задачи достижения национальных целей развития страны на территории Республики Дагестан.


Концепция определяет подходы, принципы, цели, задачи, приоритетные направления развития и механизмы управления качеством образования в республике, является основой для принятия управленческих решений.


Основополагающими приоритетами социально-экономического развития Республики Дагестан на средне- и долгосрочную перспективу являются повышение качества жизни жителей Республики Дагестан и дальнейшее развитие региональной экономики, обеспечивающее вхождение Республики Дагестан в группу регионов-лидеров по стране.


Обеспечение достижения данных приоритетов ставит масштабные задачи перед системой образования. Высокое качество образования, соответствие содержания образования актуальным и перспективным требованиям экономики, возможность равного доступа всех жителей Республики Дагестан к современным образовательным ресурсам, способность организаций профессионального образования в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных кадрах, готовность системы образования обеспечить каждому жителю Республики Дагестан возможность для максимально полного раскрытия его творческого потенциала и успешной социализации в условиях высококонкурентного рынка труда - именно этим требованиям должна в полной мере удовлетворять система образования Республики Дагестан.


Кроме того, изменения в социальном укладе жизни, активизация внешних попыток навязать новому поколению российской молодежи поведенческие установки и мировоззрение, не соответствующее традиционной для российского общества системе ценностей, делают необходимым усиление воспитательной работы в системе образования, чтобы тем самым сформировать благоприятную и комфортную социальную среду, обеспечить ориентацию детей и молодежи на семейные ценности, создать условия для повышения гражданской ответственности, обеспечения преемственности поколений, воспитания нового поколения граждан, имеющих активную жизненную позицию.


В связи с этим можно выделить следующие задачи реализации Концепции:


создание условий для устойчивого развития системы образования Республики Дагестан с учетом потребностей общества в соответствии с приоритетными направлениями развития Республики Дагестан;


развитие конкурентоспособной системы образования Республики Дагестан;


развитие кадрового потенциала образовательных организаций Республики Дагестан путем совершенствования системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников, стимулирования их деятельности;


разработка и внедрение вариативных моделей обучения путем консолидации экономических и социальных ресурсов в целях взаимовыгодного сотрудничества, совместного решения финансово-хозяйственных вопросов, комплексного предоставления образования, индивидуализации образовательных программ;


расширение доступности и развитие системы дошкольного образования, обеспечивающей высокое качество и эффективность дошкольного образования, его постоянное обновление с учетом этнокультурной ситуации развития детей, социальных и экономических потребностей региона, запросов личности, общества и государства;


обновление содержания образования, реализация системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании, эффективная социализация обучающихся, индивидуализация и дифференциация образовательных программ;


обеспечение соответствия содержания образования запросам личности, кадровым потребностям рынка труда, создание условий для всесторонней подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязи образовательных организаций и производственных структур;


обеспечение права на доступное качественное образование обучающихся сельских общеобразовательных организаций, в том числе путем использования дистанционных образовательных технологий и верифицированного образовательного контента, определения эффективных механизмов организации образовательного процесса, интеграции и кооперации образовательных организаций разных типов;


развитие региональной системы оценки качества образования;


создание благоприятных условий для обучения на родных языках, изучение культурно-исторического наследия народов Дагестана;


развитие кадрового потенциала педагогических и руководящих работников для опережающего обеспечения потребностей кадровых ресурсов в системе образования республики;


формирование единой кадровой политики в сфере образования;


создание условий для обеспечения роста качества образования путем использования финансовых ресурсов, а также повышения эффективности управленческой деятельности в образовательных организациях;


создание и модернизация инфраструктуры системы образования в соответствии с требованиями современного общества;


развитие системы инклюзивного образования путем обеспечения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов специальных условий для получения образования и условий доступности объектов в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, укомплектование образовательных организаций штатами учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов;


формирование механизма прогнозирования, мониторинга государственного регулирования подготовки специалистов, получающих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями рынка труда Республики Дагестан;


развитие негосударственного сектора в образовании путем создания равных условий для всех участников образовательного процесса;


развитие доступного качественного дополнительного образования детей и взрослых;


формирование на базе образовательных организаций высшего образования региональных и отраслевых центров инноваций и развития компетенций для всех отраслей экономики;


организация патриотического, экологического и нравственного воспитания детей на основе духовно-нравственных ценностей и воспитательных традиций народов Российской Федерации;


развитие добровольчества (волонтерства) путем поддержки общественных инициатив и проектов;


формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, на самоопределении и профессиональной ориентации всех обучающихся.


Решение этих задач требует мобилизации всех ресурсов системы образования - кадровых, организационных, информационных и финансовых, но прежде всего особое внимание должно быть обращено на содержание образовательного процесса, на обеспечение соответствия содержания обучения и воспитания на всех ступенях системы образования актуальным и перспективным потребностям как обучающегося, так и общества в целом.


Концепция разработана с учетом:


Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";


Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года";


Послания Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года;


постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2335 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа";


приказа Министерства образования и науки Российской Федерации России от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";


Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 14 июля 2021 г.;


приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";


приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";


приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";


приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";


приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";


Закона Республики Дагестан от 16 июня 2014 г. N 48 "Об образовании в Республике Дагестан";


Закона Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»