Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2022 года N 342-пп


О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Реализация государственной национальной политики в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 13.11.2023 N 1027-пп.
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Внести в государственную программу Иркутской области "Реализация государственной национальной политики в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года N 767-пп (далее - государственная программа), следующие изменения:


1) в паспорте:


строку "Задачи государственной программы" дополнить пунктом 4 следующего содержания:


"4. Реализация государственной политики в отношении российского казачества в Иркутской области";


строку "Подпрограммы государственной программы" дополнить пунктом 4 следующего содержания:


"4. Подпрограмма "Развитие российского казачества на территории Иркутской области" на 2022 - 2024 годы (приложение 3(1) к государственной программе)";


2) раздел 2 "ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ" дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:


"4. Реализация государственной политики в отношении российского казачества в Иркутской области.";


3) раздел 3 "ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ" изложить в следующей редакции:


"Раздел 3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ



Реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации в целом и в Иркутской области в частности испытывает значительные трудности, обусловленные внешними и внутренними вызовами и угрозами.


Государственная политика в сфере межнациональных отношений, сохранения национальной самобытности, укрепления российской государственности в Иркутской области реализуется посредством:


1) взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, ответственными за решение вопросов местного значения на соответствующих территориях, включая вопросы сохранения этноконфессионального мира и согласия, гармонизации межэтнических отношений в муниципальных образованиях Иркутской области;


2) обеспечения деятельности совещательных органов при Губернаторе Иркутской области с участием представителей общественных национально-культурных организаций;


3) непосредственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области с гражданами и организациями по вопросам реализации государственной национальной политики, предотвращения и оперативного реагирования на возникновение конфликтных ситуаций на почве национальной или религиозной ненависти;


4) взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области с федеральными органами государственной власти: Федеральным агентством по делам национальностей, Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, прокуратурой Иркутской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области по вопросам реализации государственной национальной политики, предотвращения и оперативного реагирования на возникновение конфликтных ситуаций на почве национальной или религиозной ненависти, участия в федеральных целевых программах;


5) взаимодействия органов власти, общественных и национально-культурных объединений по вопросам сохранения национальной самобытности Усть-Ордынского Бурятского округа.


В целях решения указанных задач в государственной программе выделены четыре подпрограммы:


1. Подпрограмма "Государственная региональная поддержка в сфере этноконфессиональных отношений" на 2019 - 2024 годы (далее - Подпрограмма N 1).


2. Подпрограмма "Комплексные меры профилактики экстремистских проявлений на национальной и религиозной почве" на 2019 - 2024 годы (далее - Подпрограмма N 2).


3. Подпрограмма "Коренные малочисленные народы Российской Федерации, проживающие на территории Иркутской области" на 2019 - 2024 годы (далее - Подпрограмма N 3).


4. Подпрограмма "Развитие российского казачества на территории Иркутской области" на 2022 - 2024 годы (далее - Подпрограмма N 4).


Подпрограмма N 1:


К началу 2018 года в Иркутской области функционировало свыше 80 зарегистрированных национально-культурных организаций с участием более 50 этносов, а с учетом их филиалов, центров и представительств количество национальных институтов гражданского общества достигает двухсот. Они проводят большую работу не только в деле сохранения и развития своего языка, культуры и традиций, но и в области проведения научно-краеведческих исследований, культурного просветительства, развития деловых связей с исторической родиной, социокультурной адаптации прибывающих в регион соотечественников.


Среди национальных меньшинств прослеживается недовольство уровнем обеспечения их культурно-языковых прав, что ведет к ускорению ассимиляционных процессов в их среде. На проявление ксенофобии и этнической нетерпимости в Иркутской области оказывают влияние такие факторы, как правовой нигилизм в сфере национальных отношений, размывание традиционных нравственных ценностей народов, распространенность отрицательных стереотипов в отношении некоторых этносов, недостаточная урегулированность миграционных процессов, проблем социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, низкий уровень толерантности по отношению к национальному, религиозному и особенно миграционному аспектам.


Социокультурные особенности Иркутской области обусловили необходимость решения задачи по поддержке национальных традиций и культурной самобытности народов, проживающих на территории региона. Это позволит снизить социальную и психологическую напряженность в межнациональном сообществе, снизить риски, связанные с проявлением этноксенофобии, активизировать развитие социально-экономических связей с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.


Для решения указанной задачи необходимо укрепление общественно-государственного партнерства в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, проведение мероприятий в сфере поддержки и сохранения культуры народов, проживающих на территории Иркутской области.


По итогам реализации мероприятий Подпрограммы N 1, направленных на решение поставленной задачи, ожидается содействие укреплению единой российской нации, создание условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, что будет способствовать общественно-политической стабильности в Иркутской области, а также осуществлению эффективной деятельности национальных институтов гражданского общества, направленной на решение социальных, культурных и духовных проблем социума в Иркутской области, повышение инвестиционной привлекательности региона.


Подпрограмма N 2:


В последние годы в Иркутской области актуализируются вопросы интеграции иммигрантов. В Иркутской области число трудовых мигрантов уже превышает 200 тыс. чел., основная масса которых аккумулируется в таких крупных городах, как Иркутск, Ангарск, Братск, с негативной тенденцией анклавности расселения. Рост числа внешних трудовых мигрантов из стран Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающей стороны закономерно вызывают недовольство у местного населения.


С учетом общей тенденции к распространению радикального ислама на территории Российской Федерации, в Иркутской области также необходимо продолжить проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения экстремистской идеологии.


Учитывая, что в обозримой перспективе можно прогнозировать дальнейшее развитие миграционных процессов, особое значение приобретает задача содействия интеграции мигрантов в региональную социокультурную среду через расширение культурно-просветительской деятельности национальных некоммерческих организаций, сопровождение с их стороны (информационное, правовое, справочное) интеграционных процессов среди иммигрантов, развитие мероприятий межнационального характера областного уровня, особенно в молодежной среде, направленных на формирование здорового образа жизни и укрепление общероссийской гражданской идентичности.


Мероприятия Подпрограммы N 2 направлены на создание систем, организацию и проведение мероприятий информационного, справочного, социального, культурного, аналитического, просветительского характера, направленных на выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидацию последствий.


Для решения указанных задач необходимо проведение мероприятий по созданию базовых компонентов системы реализации государственной национальной политики на территории Иркутской области.


По итогам реализации мероприятий Подпрограммы N 2, направленных на решение поставленных задач, ожидается создание условий для эффективной работы с национальными сообществами Иркутской области по адаптации и интеграции мигрантов, по осуществлению мониторинга выявления формирующихся конфликтов, способствующих формированию условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, а в конечном итоге - общественно-политической стабильности в Иркутской области.


Подпрограмма N 3:


Полномочием субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.


В Иркутской области к коренным малочисленным народам относятся тофалары (тофы) и эвенки. Согласно данным переписей населения с 1959 по 2010 годы, численность тофаларов (тофов) выросла с 429 до 678 человек (прирост составил 249 человек, или 58%), численность эвенков за аналогичный период снизилась с 1 787 до 1 272 человек (убыль составила 515 человек, или 28,8%).


По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность коренных малочисленных народов в Иркутской области составляет 1 950 чел.: эвенков - 1 272 чел. и тофаларов (тофов) - 678 чел.


Удельный вес коренных малочисленных народов в общей численности региона составляет 0,08% от численности населения Иркутской области.


Средний возраст тофаларов (тофов) - 27,5 года, эвенков - 34,5 года. Это объясняется относительно высокой рождаемостью: среднее число рожденных детей (на 1 000 женщин) у тофаларов (тофов) - 1 796, эвенков - 1 903 (в целом по области - 1 588). В то же время из-за низкой продолжительности жизни доля лиц старше трудоспособного возраста у этих народов низка - соответственно 4% и 8,5% (всего по Иркутской области - 15,6%).


Коренные малочисленные народы расселены в восьми районах Иркутской области достаточно компактно.


В соответствии с перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р, на территории Иркутской области определены следующие места расселения коренных малочисленных народов:


1) тофалары (тофы) проживают в горной Тофаларии на территории трех населенных пунктов Нижнеудинского района Иркутской области (Верхнегутарское, Нерхинское и Тофаларское муниципальные образования);


2) эвенки проживают в населенных пунктах следующих муниципальных районов Иркутской области: Катангском, Качугском (Вершино-Тутурское муниципальное образование), Казачинско-Ленском (Казачинское, Магистральнинское муниципальные образования и межселенные территории муниципального района), Усть-Кутском (Ручейское муниципальное образование и межселенная территория муниципального района), Мамско-Чуйском (Горно-Чуйское, Луговское, Мамское муниципальные образования и межселенная территория муниципального района), Бодайбинском (Жуинское муниципальное образование) и Киренском (Алексеевское, Киренское, Петропавловское муниципальные образования).


На территории Иркутской области зарегистрировано 37 некоммерческих организаций, представляющих интересы коренных малочисленных народов.


Проблемы социально-экономического развития связаны с тем, что коренные малочисленные народы в Иркутской области проживают в основном, в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях. Социально-экономическое положение коренных малочисленных народов характеризуется следующими проблемами:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»