В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании", решением Челябинской городской Думы от 29.06.2021 N 20/2 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года", постановлением Администрации города Челябинска от 29.12.2015 N 345-п "Об утверждении Порядка разработки и корректировки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Челябинска":
1. Утвердить План мероприятий по реализации 1 этапа (2021 - 2025 годы) Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года (далее - План) (приложение).
2. Заместителям Главы города Челябинска обеспечить выполнение Плана.
3. Структурным подразделениям аппарата Администрации города Челябинска, отраслевым (функциональным) органам Администрации города Челябинска, являющимся ответственными исполнителями Плана, ежегодно в срок до 16 мая года, следующего за отчетным, предоставлять отчеты о выполнении Плана в Управление по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска.
4. Управлению по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска (Косикова О.О.) ежегодно в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, формировать отчет по выполнению Плана.
5. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Сафонов В.А.) разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы города по экономическому развитию и инвестициям Постнова И.В.
Глава города Челябинска
Н.П.КОТОВА
План мероприятий по реализации 1 этапа (2021 - 2025 годы) Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года
Мероприятия | Срок реализации | Ответственный исполнитель | Соисполнители <*> |
Трансформация 1.1. Создание лучших условий для предпринимателей, субъектов инновационной и инвестиционной деятельности | |||
1. Создание и совершенствование нормативной правовой и организационной основы промышленной, инновационной и инвестиционной политики, развитие малого и среднего предпринимательства, разработка и внедрение мер стимулирования применения комплексных цифровых и иных решений на предприятиях | 2021 - 2025 | Управление по стратегическому планированию, экономике и инвестициям (далее - Управление экономики) | Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска (далее - КУИиЗО); Управление жилищно-коммунального хозяйства (далее - УЖКХ) |
2. Внедрение новых и совершенствование существующих преференций, создание лучших условий для ведения бизнеса, инновационного и инвестиционного процесса (мер финансовой и нефинансовой поддержки - налоговых льгот, субсидий, грантов, поощрений, упрощенного порядка внедрения инновационных продуктов и услуг и других) путем: 1) организации "умной" поддержки, в том числе на основе системного изучения запросов потенциальных и действующих инвесторов, разработки и запуска smart-системы практических инструментов поддержки, сопровождения, поощрений, а также штрафов, стимулирующих ответственное отношение предприятий к городской среде; | 2021 - 2025 | Управление экономики | Челябинская городская Дума; Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска (далее - Управление экологии); КУИиЗО; Агентство инвестиционного и инновационного развития города Челябинска (далее - АИИР); Управление информатизации и цифровой инфраструктуры Администрации города |
2) развития условий для разработки, внедрения, апробации, применения и коммерциализации инновационных проектов и их масштабирования | Управление благоустройства города Челябинска (далее - Управление благоустройства) | ||
3. Совершенствование процессов производства современных, качественных, безопасных и конкурентоспособных потребительских товаров и услуг | 2022 - 2025 | Управление экономики | - |
4. Минимизация некоммерческих рисков, повышение стабильности, предсказуемости и удобства ведения бизнеса, развитие конкурентной среды: 1) продолжение упрощения административных процедур ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также дальнейшего развития институтов поддержки инвесторов по принципу "одного окна"; 2) развитие механизмов взаимодействия и сотрудничества между бизнесом, властью и населением, в том числе с применением цифровых технологий нового поколения для решения задач городского развития; 3) обеспечение баланса интересов города и инвесторов, фиксация взаимных интересов и обязательств (например, в рамках концессионных соглашений) | 2021 - 2025 | Управление экономики | КУИиЗО; АИИР; структурные подразделения аппарата Администрации города Челябинска (далее - структурные подразделения); отраслевые (функциональные) органы Администрации города (далее - отраслевые органы) |
5. Формирование спроса на инновационные разработки и продукцию, в том числе путем организации и участия в выставках, торгово-экономических и бизнес-миссиях и других мероприятиях | 2022 - 2025 | Управление экономики | - |
6. Создание организационно-экономических условий для повышения социальной ответственности бизнеса в сфере содействия занятости и сохранности здоровья населения, экологической безопасности производств | 2022 - 2025 | Управление экономики | - |
7. Создание системы непрерывной подготовки специалистов для предприятий с целью формирования у них компетенций в области цифровой экономики по работе с цифровыми технологиями | 2021 - 2025 | Управление экономики | - |
Трансформация 1.2. Стимулирование инновационного и технологического развития, развитие технологического предпринимательства | |||
1. Создание инновационного научно-технологического центра федерального уровня | 2021 - 2025 | Управление экономики | АИИР; КУИиЗО; Управление по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска (далее - УАГП) |
2. Обеспечение на крупных предприятиях конкурентоспособности и диверсификации деятельности в современных условиях на основе: 1) содействия формированию инновационных производств и культуры реализации инвестиционно-инновационных проектов с участием ведущих научных центров города, области, страны и мира; 2) развития современных высокотехнологичных производств на основе использования преимуществ базовых отраслей - машиностроения, приборостроения, информационно-коммуникационных технологий; 3) территориального развития промышленности путем содействия развитию промышленной инфраструктуры - индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков и кластеров, научно-производственных центров и других, функционирующих на принципах "зеленой" экономики замкнутого цикла с широким применением цифровых технологий, обеспечивающих производство с высокой добавленной стоимостью и реинвестирующих прибыль в собственное развитие, развитие человеческого капитала и территории, на базе таких промышленных предприятий как Станкомаш, Конар, ЧТПЗ, Мечел и других | 2023 - 2025 | Управление экономики | Челябинская городская Дума; АИИР |
3. Поиск и привлечение инвесторов к реализации проектов развития города | 2021 - 2025 | АИИР | Управление экономики; УЖКХ; УАГП; КУИиЗО |
4. Синхронизация и взаимодополняемость федеральных, региональных и муниципальных мер стимулирования развития промышленности, инноваций, новых технологий, предпринимательства, повышения производительности труда, а также соответствующей инфраструктуры развития инновационной и инвестиционной инфраструктуры. Стимулирование инвестиционной деятельности организаций, связанной с внедрением отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных на основе технологий искусственного интеллекта | 2021 - 2025 | Управление экономики | АИИР |
5. Участие во внедрении и использовании "сквозных" цифровых технологий национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город"; совершенствование управления городом, нацеленного на повышение качества жизни населения города Челябинска, с применением инструментов цифровизации | 2021 - 2025 | Управление информатизации | структурные подразделения; отраслевые органы; подведомственные организации |
6. Стимулирование развития наукоемких цифровых технологических инициатив в области больших данных, новых материалов, искусственного интеллекта, интернета вещей, робототехники, сенсорики и других | 2022 - 2025 | Управление экономики | - |
Трансформация 1.3. Приоритизация развития инновационной и инвестиционной деятельности | |||
1. Формирование уникального торгового предложения муниципального образования как инвестиционной площадки для внешних инвесторов. Создание базы данных об инвестиционных и инновационных проектах и сферах, требующих приоритетного инвестиционного вливания на территории города | 2022 - 2025 | Управление экономики | АИИР; отраслевые органы |
2. Обеспечение притока частных и государственных инвестиций в муниципальную инфраструктуру для сбалансированного развития жилой, транспортной, социальной инфраструктур Челябинска, повышения качества городской среды | 2021 - 2025 | Управление экономики | АИИР; отраслевые органы |
3. Обеспечение реализации проектов Национальной технологической инициативы на территории города | 2022 - 2025 | Управление экономики | Управление экологии |
Трансформация 1.4. Развитие Челябинской агломерации | |||
1. Обеспечение усиления территориального разделения труда на основе диверсификации экономики и учета специфики размещения производительных сил ядра Челябинской агломерации и городов-сателлитов, базовых и перспективных экономических специализаций | 2025 | Управление экономики | - |
2. Выравнивание социальной обеспеченности жителей услугами, предлагаемыми в агломерации | 2025 | Управление экономики | Управление по торговле и услугам Администрации города Челябинска (далее - Управление торговли); отраслевые органы |
3. Организация и наращивание партнерского и коллаборационного взаимодействия Челябинска с Екатеринбургом, Пермью, Уфой и муниципальными образованиями Челябинской агломерации | 2025 | Управление экономики | - |
4. Создание условий для размещения грузовых авиакомпаний в международном аэропорту "Челябинск" имени И.В. Курчатова. Разделение с городом Екатеринбургом рынка пассажирских авиаперевозок (Екатеринбург) и грузовых авиаперевозок (Челябинск) | 2021 - 2025 | КУИиЗО | Управление градостроительных разрешений Администрации города Челябинска (далее - УГР); УАГП; заместитель Главы города по строительству |
5. Обеспечение высокого качества городской среды, учитывающей уникальные свойства каждого района города и каждого муниципального образования, входящего в агломерацию, в историко-культурном, природном, экономическом смыслах | 2022 - 2025 | УЖКХ | УАГП; Управление культуры Администрации города Челябинска (далее - Управление культуры); администрации внутригородских районов города Челябинска (далее - администрации внутригородских районов); Управление торговли; Управление капитального строительства Администрации города Челябинска (далее - УКС); Управление по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска (далее - УБЖ); Управление экологии; Управление по физической культуре и спорту Администрации города Челябинска (далее - Управление физкультуры); Комитет дорожного хозяйства города Челябинска (далее - КДХ); Комитет по делам образования города Челябинска (далее - Комитет по делам образования); Управление информационной политики Администрации города Челябинска (далее - Управление информационной политики); Управление по делам молодежи Администрации города Челябинска (далее - Управление по делам молодежи); КУИиЗО; Отдел транспорта Администрации города Челябинска (далее - Отдел транспорта); Управление информатизации; Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска (далее - Управление рекламы) |
6. Проведение административной и информационной поддержки агломерации, формирование позитивного отношения к выгодам и рискам | 2025 | Управление экономики | - |
Трансформация 1.5. Позиционирование и продвижение Челябинска как места, удобного для ведения бизнеса, инновационной и инвестиционной деятельности, для получения образования | |||
1. Обеспечение открытости и доступности информации о городе для потенциальных инвесторов (инвестиционный портал, инвестиционный паспорт, перечень инвестиционных проектов и другое) и открытия нового бизнеса (например, истории успеха) | 2021 - 2025 | Управление экономики | Управление информационной политики; АИИР; отраслевые органы |
2. Обеспечение информационной открытости и доступности всех уровней образования с приоритетом естественно-научной и инженерно-технической направленности | 2021 - 2025 | Комитет по делам образования | - |
3. Масштабное информирование профессиональной и широкой общественности о лучших проектах, созданных и реализованных в Челябинске | 2022 - 2025 | Управление экономики | Управление информационной политики; АИИР; отраслевые органы |
4. Популяризация промышленности в целом и распространение опыта применения лучших технологий | 2022 - 2025 | Управление экономики | - |
Трансформация 1.6. Создание в городе Челябинске особой экономической зоны | |||
1. Создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств | 2025 | Управление экономики | Индустриальный парк "Станкомаш" |
2. Развитие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств | 2025 | Управление экономики | Индустриальный парк "Станкомаш" |
3. Развитие транспортной, энергетической, производственной, инновационной и социальной инфраструктуры | 2025 | Управление экономики | Индустриальный парк "Станкомаш" |
4. Техническое перевооружение отечественного производства, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств | 2025 | Управление экономики | Индустриальный парк "Станкомаш" |
5. Увеличение объема продукции высоких переделов | 2025 | Управление экономики | Индустриальный парк "Станкомаш" |
6. Стимулирование образования новых инновационных компаний и новых видов бизнеса, развитие малого бизнеса | 2025 | Управление экономики | Индустриальный парк "Станкомаш" |
7. Повышение занятости жителей города за счет создания новых рабочих мест, улучшения условий труда, роста заработной платы | 2025 | Управление экономики | Индустриальный парк "Станкомаш" |
________________
* источники получения информации: органы исполнительной власти Челябинской области и подведомственные им учреждения; организации всех форм собственности; общественные объединения
Показатели | Срок реализации мероприятия, год | Целевое значение показателя | Ответственный исполнитель |
1. Объем валового муниципального продукта (ВМП), млрд. руб. | 2021 | 685,1 | Управление экономики |
2022 | 735,1 | ||
2023 | 791,0 | ||
2024 | 852,7 | ||
2025 | 889,3 | ||
2. Объем ВМП на душу населения, тыс. руб. | 2021 | 574,5 | Управление экономики |
2022 | 618,4 | ||
2023 | 668,6 | ||
2024 | 722,1 | ||
2025 | 753,3 | ||
3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, млрд. руб. | 2021 | 725,2 | Управление экономики |
2022 | 755,7 | ||
2023 | 792,7 | ||
2024 | 833,4 | ||
2025 | 994,4 | ||
4. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним организациям), млрд. руб. | 2021 | 84,9 | Управление экономики |
2022 | 93,5 | ||
2023 | 102,8 | ||
2024 | 112,8 | ||
2025 | 113,2 | ||
5. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | 2021 | 13,6 | Управление экономики |
2022 | 14,2 | ||
2023 | 14,4 | ||
2024 | 14,8 | ||
2025 | 15,0 | ||
6. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг организаций, осуществляющих технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | 2021 | 8,4 | Управление экономики |
2022 | 9,1 | ||
2023 | 9,8 | ||
2024 | 10,3 | ||
2025 | 10,5 | ||
7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. | 2021 | 64897 | Управление экономики |
2022 | 65871 | ||
2023 | 66859 | ||
2024 | 67862 | ||
2025 | 69219 | ||
8. Регистрация юридического лица или ИП в Федеральной налоговой службе, дней | 2021 | 1 - 3 | Управление экономики |
2022 | 1 - 3 | ||
2023 | 1 - 3 | ||
2024 | 1 - 2 | ||
2025 | 1 - 2 | ||
9. Средняя заработная плата работников крупных и средних организаций, тыс. руб. | 2021 | 48,3 | Управление экономики |
2022 | 51,1 | ||
2023 | 54,3 | ||
2024 | 57,7 | ||
2025 | 61,3 | ||
10. Производительность труда, тыс. руб. на 1 занятого в экономике | 2021 | 1136,2 | Управление экономики |
2022 | 1221,1 | ||
2023 | 1316,1 | ||
2024 | 1421,2 | ||
2025 | 1484,6 | ||
11. Уровень зарегистрированной безработицы, % | 2021 | 0,68 | Управление экономики |
2022 | 0,65 | ||
2023 | 0,64 | ||
2024 | 0,63 | ||
2025 | 0,57 |