ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2022 года N 31-ПП


Об утверждении схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Республики Хакасия на 2023 - 2027 годы



В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" (с последующими изменениями) постановляю:


1. Утвердить прилагаемые схему и программу перспективного развития электроэнергетики Республики Хакасия на 2023 - 2027 годы (далее - программа).


2. Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (М.А. Данданян) обеспечить ежегодно до 1 мая корректировку программы.


3. Признать утратившим силу с 01.01.2023 постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 20.04.2021 N 34-ПП "Об утверждении схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Республики Хакасия на 2022 - 2026 годы" ("Вестник Хакасии", 2021, N 43).



Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.КОНОВАЛОВ


г. Абакан


27.04.2022


N 31-ПП



Приложение



Утверждены
постановлением
Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства
Республики Хакасия "Об утверждении
схемы и программы перспективного
развития электроэнергетики
Республики Хакасия на 2023 - 2027 годы"



СХЕМА И ПРОГРАММА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2023 - 2027 ГОДЫ



ПАСПОРТ
 схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Республики Хакасия на 2023 - 2027 годы

Дата принятия решения о разработке

Техническое задание на выполнение работы "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Республики Хакасия на 2023 - 2027 годы" от 08.02.2022

Государственный заказчик-координатор

Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия

Цель

разработка предложений по развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики на территории Республики Хакасия

Задачи

разработка предложений по скоординированному развитию объектов генерации (с учетом демонтажей) и электросетевых объектов номинальным классом напряжения 110 кВ и выше в энергосистеме Республики Хакасия на пятилетний период с разбивкой по годам;

разработка предложений по развитию электрических сетей номинальным классом напряжения 110 кВ и выше в энергосистеме Республики Хакасия на пятилетний период для обеспечения надежного функционирования в долгосрочной перспективе;

обеспечение координации планов развития топливно-энергетического комплекса Республики Хакасия

Сроки и этапы реализации

2023 - 2027 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации

повышение надежности энергоснабжения, сокращение сроков окупаемости капитальных вложений, модернизация систем энергоснабжения Республики Хакасия при меньших темпах роста тарифов, обеспечение устойчивого экономического роста при сохранении энергетической безопасности Республики Хакасия



1. Общие положения


Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Республики Хакасия на 2023 - 2027 годы (далее - Региональная программа) разработаны рабочей группой Координационного совета по развитию энергетики Республики Хакасия в соответствии с:


Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с последующими изменениями);


Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" (с последующими изменениями);


пунктом 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29.03.2010 N Пр-839 по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 23 марта 2010 года;


пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21.02.2015 N Пр-294.


При разработке Региональной программы также учтены положения:


Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";


Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";


требований к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";


Методических рекомендаций по проектированию развития энергосистем, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2003 N 281 (в актуальной редакции);


Методических указаний по устойчивости энергосистем от 03.08.2018 N 630 (в актуальной редакции);


Стандарта организации ОАО "ФСК ЕЭС" СТО 56947007-29.240,30,010-2008 "Схемы принципиальные электрические распределительных устройств подстанций 35-750 кВ. Типовые решения" (утвержденного и введенного в действие приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 20.12.2007 N 441);


Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937;


ГОСТ Р 58085-2018 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем. Нормы и требования" (утвержден приказом Росстандарта от 13.03.2018 N 129-ст);


ГОСТ Р 58670-2019 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Планирование развития энергосистем. Расчеты электроэнергетических режимов и определение технических решений при перспективном развитии энергосистем. Нормы и требования";


требований к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.02.2019 N 81 (в актуальной редакции).


Региональная программа сформирована на основании:


проекта схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2022 - 2028 годы;


Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года, утвержденной Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ;


прогноза спроса на электрическую энергию и мощность по Республике Хакасия и основным узлам нагрузки, расположенным на территории Республики Хакасия;


ежегодного отчета о функционировании Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) и данных мониторинга исполнения схем и программ перспективного развития электроэнергетики;


сведений о заявках на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей;


предложений Акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" по развитию распределительных сетей;


предложений сетевых организаций и исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия по развитию электрических сетей и объектов генерации на территории республики.


Региональная программа содержит обоснованные предложения по развитию предприятий электроэнергетической отрасли Республики Хакасия с представлением на карте-схеме объектов электроэнергетики. На карту-схему нанесены существующие и вновь сооружаемые объекты электроэнергетики федерального и регионального уровня за пятилетний период.



2. Общая характеристика региона


Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг - 460 км; с запада на восток (в наиболее широкой части) - 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге - с Республикой Тыва, на юго-западе - с Республикой Алтай, на западе - с Кемеровской областью - Кузбассом. Экономико-географическое положение Хакасии определяется расположением территории республики на пересечении Южно-Сибирской магистрали, соединяющей ее с Минусинским правобережьем, Иркутской областью, Кемеровской областью - Кузбассом и Енисейским транспортным коридором, по которому республика имеет выход к Центрально-Красноярскому региону и на Енисейский Север.


Площадь территории Республики Хакасия - 61900 км2, численность населения - 528,316 тыс. человек, плотность населения - 8,58 чел./км2. Несмотря на сравнительно небольшую территорию, республика обладает значительным природно-ресурсным потенциалом. Наиболее значимы гидроэнергетические, минерально-сырьевые, агроклиматические, рекреационные, лесные ресурсы.


В силу природно-географических характеристик и неравномерного размещения производительных сил пространственная структура экономики и системы расселения республики отличается значительной неравномерностью. Более 70% населения и наиболее значительная часть экономического потенциала сосредоточены на сравнительно небольшой территории в восточной части республики, прилегающей к Енисею (между подпором Красноярского водохранилища и плотиной Саяно-Шушенской ГЭС). На этой территории расположены крупнейшие города Хакасии: Абакан (187,239 тыс. человек), Черногорск (77,761 тыс. человек) и Саяногорск (58,769 тыс. человек), в которых сосредоточены крупнейшие предприятия обрабатывающей промышленности. Кроме того, на прилегающих к городам территориях Усть-Абаканского, Аскизского и Ширинского районов отмечается наибольшая плотность сельского населения. Сравнительно высокая плотность сельского населения наблюдается также в долине реки Абакан. Данные территории являются наиболее освоенными в сельскохозяйственном отношении. Для горных районов Хакасии характерна система расселения очагового типа, приуроченная к районам освоения месторождений полезных ископаемых. К населенным пунктам с преимущественно горнодобывающей специализацией относятся города Сорск и Абаза, с. Коммунар и ряд более мелких населенных пунктов.


Республика Хакасия - один из старейших горнорудных районов на востоке России. Разрабатываются крупнейшее в стране Сорское месторождение молибденовых руд (около 25% общероссийских запасов), месторождения каменного угля Минусинского бассейна (около 3% общероссийских запасов), многочисленные месторождения россыпного и рудного золота, другие виды минерального сырья. Кроме того, Республика Хакасия обладает высоким потенциалом по ряду металлических полезных ископаемых (медные, полиметаллические, кобальтовые, марганцевые, вольфрамовые руды), широкому кругу нерудных полезных ископаемых (барит, бентонит, мрамор, гранит, известняк, поделочные камни, фосфориты, асбест, гипс), существуют перспективы разработки небольших нефтегазовых месторождений. Большинство крупных месторождений по основным видам сырья уже разрабатываются.


Промышленный комплекс Республики Хакасия представлен цветной металлургией, энергетикой, предприятиями машиностроения, горнодобывающей, пищевой, легкой промышленности. Ключевым элементом производственного комплекса Республики Хакасия является Саяно-Шушенская ГЭС - крупнейшая в России и одна из крупнейших гидроэлектростанций в мире с установленной мощностью 6400 МВт.


Важнейшая производственная площадка расположена на территории городского округа Саяногорск, где размещены Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы компании АО "РУСАЛ Саяногорск", которые производят наиболее значительную часть валового регионального продукта Республики Хакасия и являются крупнейшими потребителями электроэнергии на территории республики. На базе производственной площадки алюминиевых заводов развивается фольгопрокатное производство АО "РУСАЛ САЯНАЛ". На площадке Саяногорского алюминиевого завода расположен крупнейший теплоисточник города ООО "Хакасские коммунальные системы". Также имеются и предприятия других производственных отраслей. Производственная площадка, непосредственно примыкающая к городу Саяногорску, обладает значительными территориальными резервами и возможностями для развития новых производств. Город Саяногорск обеспечен современными объектами коммунальной инфраструктуры. Транспортный комплекс развит недостаточно: имеется автостанция для междугородних автоперевозок пассажиров и железнодорожная линия для доставки сотрудников на площадку Саяногорского алюминиевого завода, но отсутствуют пассажирское железнодорожное, водное, воздушное сообщение.


Крупный промышленный узел сложился в столице республики - городе Абакане. Градообразующее значение имеют АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", ПАО "Абаканский опытно-механический завод". Кроме того, имеются другие машиностроительные предприятия, специализирующиеся на производстве машин и оборудования, стальном и чугунном литье, производстве товаров народного потребления. Электро- и теплоснабжение организовано на базе АО "Абаканская ТЭЦ" (далее - Абаканская ТЭЦ) установленной электрической мощностью 406 МВт и тепловой мощностью 700 Гкал/ч. На территории города находятся крупные предприятия пищевой промышленности: АО "АЯН" (производство пива и безалкогольных напитков), кондитерская фабрика, хлебозавод, крупяные и иные производства. В городе есть предприятия легкой промышленности, развивается производство строительных материалов, мебельное производство. В Абакане расположен международный аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»