Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения в государственную программу Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 8, ст. 443; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 24 мая, N 05002001471; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 25 октября, N 0500201610250005; 2017, 2 марта, N 0500201703020007, 6 июня, N 0500201706060021; 2018, 2 июля, N 0500201807020005; 2019, 2 апреля, N 0500201904020011; 2020, 26 марта, N 0500202003270006; 2021, 8 февраля, N 0500202102080013).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ"
1. В паспорте Программы:
а) позицию, касающуюся участников Программы, дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Комитет по виноградарству и алкогольному регулированию Республики Дагестан;";
б) позицию, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 21714334,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1572807,0 тыс. рублей; 2015 год - 1727684,6 тыс. рублей; 2016 год - 1274246,7 тыс. рублей; 2017 год - 1481779,0 тыс. рублей; 2018 год - 1842661,5 тыс. рублей; 2019 год - 3035296,5 тыс. рублей; 2020 год - 1869852,4 тыс. рублей; 2021 год - 1677673,2 тыс. рублей; 2022 год - 1980897,0 тыс. рублей; 2023 год - 1594167,1 тыс. рублей; 2024 год - 1523052,8 тыс. рублей; 2025 год - 2134216,9 тыс. рублей; прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет 30717093,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2103319,1 тыс. рублей; 2015 год - 2618092,9 тыс. рублей; 2016 год - 2741471,0 тыс. рублей; 2017 год - 2536328,8 тыс. рублей; 2018 год - 2847519,1 тыс. рублей; 2019 год - 3305667,5 тыс. рублей; 2020 год - 2493492,6 тыс. рублей; 2021 год - 2184756,3 тыс. рублей; 2022 год - 2190654,8 тыс. рублей; 2023 год - 2272952,1 тыс. рублей; 2024 год - 2331879,9 тыс. рублей; 2025 год - 3090959,2 тыс. рублей; прогнозная оценка ассигнований за счет местных бюджетов составляет 26203,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 24561,8 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 957,7 тыс. рублей; 2019 год - 684,3 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; прогнозная оценка ассигнований за счет внебюджетных источников составляет 73330502,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 15204275,5 тыс. рублей; 2015 год - 18440584,4 тыс. рублей; 2016 год - 11674240,4 тыс. рублей; 2017 год - 5245106,5 тыс. рублей; 2018 год - 6225296,2 тыс. рублей; 2019 год - 6319237,8 тыс. рублей; 2020 год - 6866858,7 тыс. рублей; 2021 год - 667695,2 тыс. рублей; 2022 год - 607952,4 тыс. рублей; 2023 год - 387944,5 тыс. рублей; 2024 год - 405330,9 тыс. рублей; 2025 год - 1285980,0 тыс. рублей"; |
в) в позиции, касающейся ожидаемых результатов реализации Программы и показателей ее социально-экономической эффективности:
в абзаце седьмом слова "14000 рублей" заменить словами "18862 рубля";
в абзаце десятом цифры "1973" заменить цифрами "1283".
2. Раздел I Программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Программа разработана в соответствии со статьей 10 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан", Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 и Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731.
Аграрный сектор экономики является системообразующим, в значительной степени определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения республики. В его состав входят порядка 1000 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, свыше 11,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и около 437,0 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 18 процентов. В нем занято до 30 процентов численности экономически активного населения и сконцентрировано более 12 процентов основных производственных фондов.
Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Программа базируется на положениях Закона Республики Дагестан "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан" и Закона Республики Дагестан "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года". Кроме того, при разработке Госпрограммы учтены основные положения Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года.
В 2021 году в республике объем производства продукции сельского хозяйства составил 176,2 млрд, рублей, что на 116,1 процента больше уровня 2013 года, в том числе продукции растениеводства - на 133,5 процента, животноводства - на 102,7 процента.
Среднегодовые темпы роста производства сельскохозяйственной продукции за последние 8 лет составляют 3,7 процента.
В 2021 году посевная площадь зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств республики составила 165,7 тыс. га, что на 5,3 процента больше показателей 2020 года. Валовой сбор при этом составил 448,9 тыс. тонн, что на 6,3 процента больше показателя 2020 года.
За 2013 - 2021 годы вовлечено в оборот 78,8 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Этому способствовало и оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, что позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям проводить агротехнические мероприятия в оптимальные сроки, а также повысить эффективность использования земель за счет внесения удобрений.
В структуре растениеводства важное значение имеет зерновое хозяйство, под зерновыми культурами занято более 35 процентов пашни, используемой в сельскохозяйственном обороте. Главные зерновые культуры - озимая пшеница, кукуруза, ячмень и рис. Из технических культур в основном возделывается подсолнечник. На промышленной основе организовано виноградарство и садоводство.
Валовой сбор зерновых культур в республике за период с 2013 года по 2021 год увеличился на 66,3 процента, овощей - на 28,1 процента, винограда и плодов - на 73,9 и 65,8 процента соответственно.
Республика располагает большими возможностями по производству винограда и плодов, что является сырьем для производства вино-коньячной продукции и консервов.
Общая площадь виноградников в республике составляет 26,3 тыс. га, в том числе плодоносящего возраста - 21,4 тыс. гектаров. За период с 2013 по 2021 год в республике посажено 12544,5 га новых виноградников.
Общая площадь садов в республике составляет 28,9 тыс. га, в том числе в плодоносящем возрасте - 22,1 тыс. гектаров. Из общей площади садов площадь садов интенсивного типа составляет более 3,9 тыс. гектаров. За период с 2013 по 2021 год посажено новых садов на площади 13537 га, из них интенсивных - 3942,14 гектара.
В последние годы в республике наблюдается активное строительство теплиц. Общая площадь теплиц составляет 735 га, при 6,0 га на начало 2013 года.
В Республике Дагестан традиционно развита отрасль животноводства. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2021 году к уровню 2013 года уменьшилось на 3,2 процента, в том числе поголовье коров - на 0,6 процента. Молочная продуктивность коров из года в год растет, но остается низкой по сравнению со среднероссийским показателем.
В 2021 году поголовье овец и коз уменьшилось к уровню 2013 года на 16,7 процента.
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в 2021 году составило 266,0 тыс. тонн, что на 39,9 процента выше уровня 2013 года, молока - 935,4 тыс. тонн, что на 23,8 процента выше уровня 2013 года, производство яиц составило 238,9 млн штук, что на 26,5 процента выше уровня 2013 года.
В республике функционирует 71 племенных предприятий, которые осуществляют деятельность по 77 видам племенной работы, в том числе 2 племенных завода, 51 племрепродукторов и 18 генофондовых хозяйств. Из них в 20 предприятиях содержится крупный рогатый скот, в том числе в 4 хозяйствах - мясного направления, в 47 - мелкий рогатый скот, в 2 - птица, 1 - пятнистые олени и в 1 - зааненские козы.
В республике имеется 396,8 тыс. га орошаемых земель, в том числе 270,8 тыс. га пашни, 55,2 тыс. га многолетних насаждений и 70,8 тыс. га кормовых угодий. Эти земли, занимая всего лишь 12,0 процента сельскохозяйственных угодий, обеспечивают производство более 70,0 процента продукции растениеводства.
Принятые за последние годы на уровне республики дополнительные меры по государственной поддержке процессов технической модернизации позволили стабилизировать количественные показатели машинно-тракторного парка и значительно улучшить его качественный состав.
За 2013 - 2021 годы сельскохозяйственными товаропроизводителями республики приобретено 2171 ед. различной сельскохозяйственной техники, в том числе 591 трактор, 113 зерноуборочных комбайнов, на общую сумму более 3,38 млрд рублей, что в несколько раз превысило объем закупок предыдущих 10 лет.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из важнейших звеньев агропромышленного комплекса Республики Дагестан, в которой функционирует более 80 крупных и средних перерабатывающих предприятий. Ежегодно здесь перерабатывается свыше 14,0 тыс. тонн мяса и 105,0 тыс. тонн молока. Объем переработки мяса в республике по сравнению с 2013 годом увеличился в 2,3 раза, молока - более чем в 1,5 раза, несмотря на то, что процент переработки выращиваемого мяса остается низким (9 - 10 процентов от произведенного мяса) и производимого молока (12,6 процента).
Недостаточными темпами развивается плодоовощная и консервная промышленность - перерабатывается лишь 5,0 процента от объема производства плодов и менее 1,0 процента овощей. Мощности перерабатывающих предприятий используются на 20,0 - 25,0 процента.
Развитие виноградарства обеспечивает стабильный рост производства алкогольной продукции. В 2021 году объем производства коньяка составил 913,1 тыс. дал, вина - 630,4 тыс. дал, шампанского - 2120,6 тыс. дал. Производство алкогольной продукции ежегодно дает существенные поступления в бюджет.
Значительное внимание по-прежнему уделяется развитию малых форм хозяйствования на селе, что позволяет увеличить объем сельскохозяйственного производства и повысить уровень жизни населения. По многим видам продукции этот сектор занимает значительную долю в производстве. В личных подсобных хозяйствах производится: мяса - 61,9 процента, молока - 66,0 процента, овощей - 96,2 процента, плодов - 92,5 процента, картофеля - 98,4 процента.
За период реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств создано более 1000 новых рабочих мест в сельской местности.
Вместе с тем остро стоят вопросы сохранения молодежи в сельской местности и реализации продукции, произведенной как фермерами, так и личными подсобными хозяйствами.
Приоритетом развития малых форм хозяйствования должна быть кооперация различных форм. Указанную работу необходимо организовать на самом низовом уровне - на уровне сельских поселений. Главы сельских поселений с привлечением наиболее авторитетных и экономически активных жителей районов и городов должны организовать практическую работу по объединению мелких и разрозненных сельхозтоваропроизводителей в коллективные хозяйства и кооперативы различных форм, а также для привлечения инвесторов в различные проекты в области сельского хозяйства.
Одним из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан является удовлетворение потребностей жителей республики в продуктах питания за счет насыщения регионального рынка высококачественной продукцией, производимой предприятиями и организациями, расположенными на территории Республики Дагестан.
Это приобретает особую актуальность в условиях введенных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Однако в настоящее время сельское хозяйство республики не обеспечивает в полной мере потребности своего населения в продовольствии.
Индекс самообеспеченности отдельных видов продукции показывает, что максимальный уровень сохраняется у овощей (325,6 процента) и картофеля (126,1 процента), а самый низкий уровень приходится на рыбу, рыбопродукты (12,9 процента) и яйцо куриное (29,3 процента). Дагестан в период сезона уборки может поставлять в регионы России более 550,0 тыс. тонн овощей, около 20,0 тыс. тонн плодов, более 40,0 тыс. тонн винограда столовых сортов.
В республике практически отсутствуют хранилища для овощей и фруктов, слабо развита система их предпродажной подготовки, упаковки и фасовки, что лишает возможности закладывать на хранение востребованную на рынках страны экологически чистую качественную продукцию с последующим доведением до потребителей в надлежащем состоянии.
Общий объем хранилищ для овощей и фруктов составляет более 22,2 тыс. тонн.
Большую роль в достижении производственных показателей играет государственная поддержка, оказываемая сельскохозяйственным товаропроизводителям республики, благодаря которой рентабельность сельского хозяйства в 2021 году по отношению к 2013 году увеличилась на 10,8 процентных пункта и составила 17,5 процента.