Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 20 января 2022 года N 101


[Об утверждении алгоритма реагирования Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан на чрезвычайные ситуации техногенного характера - транспортные аварии (катастрофы) на дорогах (дорожно-транспортные происшествия), алгоритма реагирования Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан на чрезвычайные ситуации социального характера (терроризм, бандитизм, действия организованных преступных групп, массовые беспорядки и др.)]



В целях обеспечения готовности Службы медицины катастроф Республики Татарстан к реагированию и оказанию медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, во исполнение протокола видеоселекторного совещания по вопросам информационного взаимодействия при оказании медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях под председательством заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В.Гриднева от 29.12.2021, приказываю:


1. Утвердить:


1.1. алгоритм реагирования Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан на чрезвычайные ситуации техногенного характера - транспортные аварии (катастрофы) на дорогах (дорожно-транспортные происшествия) (приложение N 1 к настоящему приказу);


1.2. алгоритм реагирования Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан на чрезвычайные ситуации социального характера (терроризм, бандитизм, действия организованных преступных групп, массовые беспорядки и др.) (приложение N 2 к настоящему приказу).


2. Руководителям медицинских организаций Республики Татарстан:


2.1. обеспечить организацию работы подведомственных учреждений в соответствии с алгоритмами реагирования на чрезвычайные ситуации, утвержденные настоящим приказом;


2.2. в срок до 01.04.2022 организовать проведение тактико-специальных учений, тренировок по отработке данных алгоритмов реагирования;


2.3. информацию о проведенных учениях представить в отдел по организационно-методической консультативной работе Республиканского центра медицины катастроф ГАУЗ "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" по электронной почте Liliya.Chalaya@tatar.ru немедленно после проведения учения.


3. Контроль выполнения приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан А.Р.Абашева, заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан И.Р.Фатихова.



Министр
М.Н.САДЫКОВ



Приложение N 1
к приказу
Министерства здравоохранения
Республики Татарстан
от 20 января 2022 г. N 101



АЛГОРИТМ РЕАГИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА - ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ (КАТАСТРОФЫ) НА ДОРОГАХ (ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, ДТП)


Правовые акты (критерии отнесения ДТП к ЧС)

Приказ Минздрава России от 23 апреля 2002 г. N 131 "Об утверждении инструкций по заполнению учетных форм службы медицины катастроф"

Приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. N 429 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (вступает в силу с 01.01.2022)

Наименование источника ЧС

Критерии ЧС (число случаев)

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения событий к ЧС

1. Техногенные

1.1. Транспортные аварии (катастрофы)

1.1.3. Аварии (катастрофы) на дорогах

Число пораженных 10 человек и более. Число погибших 2 человека и более.

Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами.

1. Техногенные ЧС 1.1. Транспортные аварии

1.1.5. Аварии на

автомобильном

транспорте

1. ДТП с участием автотранспортного средства, осуществляющего пассажирские перевозки и имеющего более восьми сидячих мест, помимо сидения водителя, в результате которого: погибли 5 человек и более;

2. Прекращение или ограничение движения на участке дороги (федерального и регионального значения), не имеющей объездных путей, на 6 часов и более

Наличие одного из критериев чрезвычайных ситуаций для службы медицины катастроф Минздрава России является основанием для отнесения ситуации к чрезвычайной и необходимости ее регистрации.


Алгоритм действий:

N п/п

Ответственные лица

Действия

Примечание

1.

Фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов бригадам СМП медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь

1. При получении информации о ЧС из любого достоверного источника:

- уточняет и фиксирует: время и место произошедшего события (точный адрес (значимый ориентир), наличие и количество пострадавших, данные заявителя (телефон, адрес его местонахождения) и время поступления сообщения, дополнительно уточняет характер ЧС (участие общественного транспорта, железнодорожного транспорта, масштабы происшествия, характер повреждений и т.д.);

- вызов оформляется максимально быстро, сбор персонифицированных данных (дата рождения и т.д.), а также дополнительный опрос не проводится: абоненту сообщают, что вызов принят и просят не занимать телефон, т.к. через несколько минут при необходимости будут связываться с вызывающим лицом для уточнения данных;

- незамедлительно направляет к месту ЧС по возможности необходимое количество бригад СМП согласно схеме расчета количества бригад и предполагаемого количества пострадавших (приложение N 1.1);

незамедлительно передает информацию непосредственно сотрудникам выездной бригады СМП для осуществления незамедлительного выезда;

- информирует дежурного врача ОДО РЦМК, экстренные оперативные службы о предполагаемом количестве пострадавших и числе направленных выездных бригад СМП согласно схеме оповещения;

- заводит карту в ЕДДС ГЛОНАСС 112;

- при необходимости звонит по контактному телефону очевидца ЧС, уточняет дополнительную информацию;

- по возможности предпринимает меры по визуализации места происшествия с помощью мониторинга видеонаблюдения или иных технических средств.

2. Получает доклад от медицинского работника выездной бригады СМП, назначенного старшим указанной бригады, о прибытии к месту ЧС. фиксирует время поезда.

3. Уточняет количество пострадавших и характер травм, необходимость направления дополнительных бригад или авиамедицинской бригады.

4. При необходимости направляет дополнительные бригады СМП к месту ЧС. при этом

вызовы в неотложной форме снимаются с бригад СМП и назначаются вызовы в экстренной форме.

5. Осуществляет взаимодействие с направленными к месту ЧС выездными бригадами СМП и дежурным врачом ОДО РЦМК в соответствии с планом работы станции и отделений СМП при возникновении ЧС.

6. Направляет в РЦМК уточненные списки пострадавших.

7. Своевременно направляет в РЦМК первичное, последующие и заключительное донесение о ЧС <*>

<*> приказ Минздрава Республики Татарстан от 15.11.2019 N 2250

2.

Дежурный старший врач оперативного отделения ССМП, при наличии оперативного отделения)

1. При получении информации от фельдшера по приему вызовов о ЧС:

- незамедлительно направляет к месту ЧС по возможности необходимое количество бригад СМП согласно схеме расчета количества бригад и предполагаемого количества пострадавших (приложение N 1.1);

- незамедлительно передает информацию о предполагаемом количестве пострадавших и числе направленных выездных бригад СМП дежурному врачу ОДО РЦМК, экстренным оперативным службам согласно схеме оповещения.

2. Получает доклад от медицинского работника выездной бригады СМП, назначенного старшим указанной бригады, о прибытии к месту ЧС, фиксирует время доезда, уточняет количество пострадавших и характер травм, необходимость направления дополнительных бригад или авиамедицинской бригады.

3. При необходимости направляет дополнительные бригады СМП к месту ЧС, при этом вызовы в неотложной форме снимаются с бригад СМП и назначаются вызовы в экстренной форме, резервирует бригады СМП на ближайших подстанциях (филиалах, отделениях).

4. Осуществляет запрос в ОПЭКП на использование воздушного судна (при необходимости и соблюдении критериев вызова вертолета) для проведения медицинской эвакуации с места ЧС

5. Осуществляет взаимодействие с направленными к месту ЧС выездными бригадами СМП и дежурным врачом ОДО РЦМК в соответствии с планом работы станции СМП при возникновении ЧС.

6. Направляет в ОДО РЦМК уточненные списки пострадавших.

7. Своевременно направляет в РЦМК первичное, последующие и заключительное донесение о ЧС <*>

<*> приказ Минздрава Республики Татарстан от 15.11.2019 N 2250

3.

Фельдшер (медицинская сестра) ОДО РЦМК (диспетчер ГЛОНАСС)

1. При поступлении карты в ЕДДС ГЛОНАСС 112 о ЧС:

- передает информацию дежурному врачу ОДО РЦМК;

- уточняет передачу информации в другие экстренные службы по системе ГЛОНАСС+112.

2. Проверяет заполнение карты после ликвидации последствий ЧС.

3. При необходимости, по распоряжению дежурного врача ОДО РЦМК. принимает участие в сборе информации о ЧС.

4.

Дежурный врач ОДО РЦМК

1. При поступлении информации о ЧС уточняет:

- достоверность полученной информации;

- время и место возникновения ЧС;

- вид и масштаб ЧС;

- предварительное число пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи;

- необходимость в направлении дополнительных бригад СМП (в том числе с других территорий ближайших муниципальных районов) и бригад ОСССЭКМП, авиамедицинской бригады РЦМК к месту ЧС.

2. Осуществляет действия:

- направляет к месту ЧС необходимое количество бригад ОСССЭКМП, авиамедицинской бригады РЦМК, дополнительные бригады СМП, в том числе специализированной медицинской помощи;

- передает информацию о ЧС и принимаемых мерах по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС руководителю РЦМК, оперативному дежурному ФЦМ. экстренные службы, согласно схеме оповещения;

- осуществляет оперативное взаимодействие с экстренными оперативными службами;

- при необходимости привлекает медицинские силы и средства СМК республики;

- формирует и направляет первичное донесение о ЧС оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи), ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан;

- представляет в ФЦМК списки пострадавших в ЧС (обезличенные) по запросу оперативного дежурного ФЦМК.

3. Осуществляет сбор информации о медико-тактической обстановке, осуществляет мониторинг ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания медицинской помощи пострадавшим, во взаимодействии:

- со старшим врачом ССМП, фельдшером (медицинской сестрой) по приему вызовов ОСМП;

- бригадами СМП и РЦМК, работающими в месте ЧС;

- оперативной группой Штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- оперативным дежурным ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан.

4. Осуществляет сбор информации о наличии свободного коечного фонда, возможности размещения дополнительных коек, их профиле, наличии необходимых специалистов в МО Республики Татарстан.

5. Определяет профильные МО с целью принятия решения по медицинской эвакуации пострадавших (с учетом принципов оптимальной маршрутизации, профиля и тяжести поражения, особенностей медико-тактической обстановки).

6. Передает информацию о пострадавших (степень тяжести, количество) в приемные отделения МО, в которые осуществляется медицинская эвакуация, в ОПЭКП.

7. Координирует:

- взаимодействие медицинских сил и средств СМК республики, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- проведение медицинской эвакуации пострадавших в МО, в том числе с использованием воздушных судов;

- направление врачей - специалистов в МО для оказания экстренной и плановой специализированной медицинской помощи пострадавшим в медицинских организациях зоны ЧС;

- мониторинг состояния пострадавших в ЧС до их выписки из стационара.

8. Уточняет в МО, в которые эвакуированы пострадавшие, необходимость проведения телемедицинских консультаций по пострадавшим в ЧС со специалистами республиканских МО 3-го уровня и федеральных медицинских центров, в случае необходимости - принимает меры по их организации.

9. Формирует последующие и заключительные донесения о ЧС и представляет оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи), ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан

5.

Фельдшер отделения ОПЭКП РЦМК

1. При поступлении информации от дежурного врача ОДО РЦМК о пострадавших в ЧС:

- организует сбор информации по диагнозам, тяжести состояния пострадавших, эвакуированных с места ЧС в МО;

- организует консультации (телефонные, видеоконсультации, очные консультации) специалистов ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" и иных медицинских организаций со специалистами МО, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2. Организует медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС, МО (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки) в МО более высокого уровня;

3. Организует телемедицинские консультации по взрослым пострадавшим в ЧС в тяжелом и крайнем тяжелом состоянии (пострадавшим в состоянии средней тяжести - по необходимости), а также детям с участием специалистов республиканских и федеральных медицинских организаций в течение первых 24 часов поступления.

4. Мониторинг пострадавших в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, находящихся в МО 1 - 2 уровня и не эвакуированных с учетом принципов маршрутизации в МО более высокого уровня

6.

Медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады (в том числе бригады РЦМК)

Медицинский работник выездной бригады СМП, прибывшей на место ЧС первой, до прибытия старших руководителей (руководителей РЦМК и/или ССМП, руководителя МО, бригады ОСССЭКМП РЦМК, министра здравоохранения или лица, замещающего его) является ответственным за организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим в зоне ЧС (ДТП) и координирует работу медицинских сил и средств. Прибывающие медицинские бригады поступают в его распоряжение. Если первой к месту ЧС (ДТП) прибывает фельдшерская бригада СМП, а врачебные и специализированные бригады прибывают позже, оперативное руководство организацией оказания медицинской помощи в зоне ЧС переходит от фельдшерской бригады к врачебной или специализированной (до прибытия бригад ОСССЭКМПРЦМК, руководителя РЦМК и/или ССМП, руководителя МО, министра здравоохранения или лица, замещающего его).

До прибытия старших руководителей и/или бригад ОСССЭКМП РЦМК медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады, на месте ЧС предпринимает следующие действия:

- по прибытии к месту ЧС (ДТП) производит первичную оценку медицинских последствий ЧС (число пострадавших, степень тяжести и профиль поражения, потребность в санитарном транспорте, в том числе авиационном, количество погибших) и докладывает фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции СМП или старшему врачу (постоянно находится на связи с ним и старшим врачом ССМП);

- представляется руководителю аварийно-спасательными работами, уточняет сведения о масштабе и характере ЧС, числе пострадавших и погибших;

- определяет безопасные для медицинского персонала границы зоны и безопасное место работы бригад СМП;

- осуществляет взаимодействие с руководителями экстренных и спасательных служб,

работающих на месте ЧС (ГИБДД МВД России. МЧС России и др.);

- распределяет обязанности между членами своей бригады и прибывающим персоналом других бригад СМИ. при необходимости формирует сортировочную бригаду, одного из медицинских работников назначает ответственным за учет пострадавших, другого работника - за встречу и расстановку прибывшего санитарного автотранспорта и бригад СМИ с учетом безопасности и доступности путей эвакуации.

В случае прибытия бригады СМП на место происшествия первой (до приезда аварийно-спасательных служб) медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады:

- выбирает безопасное место для работы самостоятельно, вне границ зоны ЧС;

- определяет место сортировочной и эвакуационной площадок с учетом путей эвакуации в непосредственной близости от зоны поражения, исключая воздействие поражающих факторов ЧС на медицинский персонал и пострадавших (Приложение 1.5);

- определяет место стоянки санитарного автотранспорта вне границ зоны ЧС, не затрудняя проезд специальной техники, и организует работу выездных бригад СМП, рациональные пути подъезда и отъезда санитарного автотранспорта, в том числе с учетом оптимальной для складывающейся ситуации и особенностей местности "эвакуационной петли";

- уточняет задачи фельдшера и водителя своей бригады СМП;

- распределяет обязанности медицинского персонала прибывших бригад;

- медицинский персонал бригад СМП работает на границе зоны ЧС и участия в поисковых, аварийно-спасательных работах не принимает;

2. Медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады (до прибытия бригад ОСССЭКМПРЦМК, руководителей РЦМК и/или ССМП или органов управления здравоохранением республики) докладывает фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов СМП или старшему врачу станции СМП оперативные данные о масштабе и характере ЧС, числе пострадавших и прогнозе, потребности в силах и средствах; согласовывает маршруты медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в МО (с учетом принципов оптимальной маршрутизации и складывающейся медико-тактической обстановки).

В дальнейшем докладывает новые данные каждые 15 - 30 мин, а при внезапном изменении обстановки - немедленно.

3. Медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады, первой прибывшей к месту происшествия, координирует действия медицинского персонала по оказанию СМП в экстренной форме, организует работу на сортировочной и эвакуационной площадках, проводит медицинскую сортировку, определяет очередность госпитализации.

Приступает к оказанию медицинской помощи пострадавшим, сортировке и эвакуации согласно алгоритму экстренного распределения пострадавших по сортировочным группам (приложение N 1.2) в соответствии с инструкцией по медицинской сортировке пострадавших в чрезвычайных ситуациях (приложение N 1.3). В процессе медицинской сортировки необходимо определить:

- нуждающихся в СМП в экстренной форме по жизненным показаниям - пострадавших с тяжелыми и крайне тяжелыми повреждениями, нарастающими, опасными для жизни расстройствами основных жизненно важных функций организма;

- пострадавших с тяжелыми или средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы для жизни;

- пострадавших с легкими повреждениями, не нуждающихся в оказании медицинской помощи на данном этапе;

- пострадавших с летальным исходом (погибших).

4. Докладывает в ОДО РЦМК и фельдшеру по приему вызовов (старшему врачу) о начале эвакуации пострадавших в МО с учетом уровней оказания медицинской помощи и наличия травмоцентров.

5. Докладывает в ОДО РЦМК и фельдшеру по приему вызовов (старшему врачу) о завершении эвакуации пострадавших (в какие учреждения (количество, степень тяжести).

6. Осуществляет регистрацию пострадавших, эвакуированных и погибших посредством заполнения сортировочного листа (приложение N 1.4).

7. Основные задачи выездных бригад СМП при ЧС на догоспитальном этапе - оказание СМП в экстренной форме пострадавшим и проведение в минимально короткие сроки их медицинской эвакуации санитарным, в том числе авиационным, транспортом для госпитализации в профильные стационарные МО, имеющие возможности для оказания медицинской помощи пострадавшим в необходимом объеме. Действия сотрудников бригад СМП, в том числе сортировочной группы, представлены в приложении N 5 к настоящему алгоритму

7.

Руководитель

(ответственный

заместитель) РЦМК

1. Принимает и уточняет полученную информацию:

- время, место возникновения ЧС;

- вид и масштаб ЧС;

- предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;

- задействованные медицинские силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2. Отдает распоряжение на оповещение (при необходимости - сбор) должностных лиц МО. привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

3. Информирует министра и заместителя министра здравоохранения, главного врача ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" о ЧС и принимаемых мерах.

4. Организует работу оперативного штаба РЦМК по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, включая:

- сбор и обработку информации о ЧС и составление донесений;

- сбор и направление, при необходимости, оперативной группы к месту ЧС для руководства действиями медицинских формирований и организаций, сил и средств СМК;

- организацию взаимодействия с участниками ликвидации последствий ЧС.

5. Руководитель РЦМК (лицо, замещающее его) осуществляет управление формированиями СМК, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и обеспечивает работу оперативного штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).

6. Заслушивает предложения должностных лиц РЦМК и/или ССМП по организации медицинского реагирования при ЧС (ДТП).

7. Уточняет план медицинского обеспечения населения, потребность в силах и средствах СМК региона, их состояние и готовность к ликвидации последствий ЧС. Докладывает министру, заместителю министра здравоохранения предложения по организации медицинской помощи пострадавшим при ЧС (ДТП), оценке достаточности принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости дополнительного привлечения медицинских сил и средств регионального и федерального уровней.

8. Организует и контролирует доведение до исполнителей распоряжений на выполнение первоочередных мероприятий.

9. Контролирует доведение задач до МО в соответствии с планом медицинского обеспечения, отдает необходимые распоряжения.

10. Организует, при необходимости, дежурства бригад СМП, медицинских специалистов для оказания психолого-психиатрической помощи на месте работы Штаба по ликвидации ЧС и в районе ЧС (ДТП) до завершения аварийно-спасательных работ, а также в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших.

11. Принимает участие в организации медицинского обеспечения населения в пунктах его временного размещения.

12. Принимает участие в организации медицинского, материально-технического снабжения, транспортного обеспечения СМК и медпунктов в районах временного размещения населения.

13. Организует и осуществляет взаимодействие с:

- органами исполнительной власти Республики Татарстан;

- территориальными органами МЧС России и МВД России, иными экстренными службами;

- оперативно-диспетчерской службой и руководством ЦУКС ФЦМК;

- с руководством МО, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС;

- при необходимости участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП) сил и средств СМК соседних регионов - с руководством ТЦМК данных субъектов Российской Федерации;

- при необходимости участия сил и средств СМК федерального уровня - с руководством ФЦМК и оперативной группы ФЦМК, направляемой к месту ЧС;

- органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан.

15. Контролирует выполнение мероприятий плана медицинского обеспечения населения республики при ЧС.

16. Обеспечивает организацию, при необходимости, телемедицинских консультаций по пострадавшим с участием специалистов республиканских и федеральных медицинских организаций.

17. Обеспечивает организацию медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС (ДТП), МО (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки), в МО более высокого уровня, в том числе федеральные медицинские центры.

18. Организует встречу прибывающих из федеральных и других регионов сил и средств, и доведение им их задач.

19. Организует выпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения из Резерва медицинского имущества Минздрава Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в соответствии с заявками МО, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

21. После ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

21.1. производит анализ работы должностных лиц МО и формирований, задействованных в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. и представляет его министру или лицу, заменяющего его;

21.2. организует составление отчета (справки) о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и представляет его по назначению:

21.3. на основе анализа деятельности МО и формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разрабатывает и представляет министру или лицу, заменяющего его, предложения о проведении мероприятий по повышению готовности здравоохранения республики к реагированию на ЧС;

21.4. организует и оказывает помощь по устранению выявленных недостатков и реализации мероприятий по повышению готовности здравоохранения республики к реагированию на ЧС

8.

Главный врач (ответственный заместитель) ССМП, медицинской организации, имеющей в своем составе ОСМП

1. Принимает и уточняет полученную информацию:

- время, место возникновения ЧС;

- вид и масштаб ЧС;

- предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;

- задействованные медицинские силы и средства СМП, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2. При необходимости отдает распоряжение на оповещение и сбор должностных лиц ССМП или МО, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

3. Информирует руководителя РЦМК о принимаемых мерах.

4. В случае отсутствия руководителя РЦМК или лица, замещающего его, на месте ЧС принимает решения о проведении мероприятий по ликвидации последствий ЧС при непосредственном контроле руководителя РЦМК.

5. Организует работу оперативного штаба МО или ССМП по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, включая сбор информации по учету и мониторингу пострадавших в ЧС, которым оказана медицинская помощь, в том числе о госпитализированных.

6. Заслушивает предложения должностных лиц МО или ССМП по организации медицинского реагирования на ЧС (ДТП).

7. Организует, при необходимости, дежурства бригад ССМП, ОСМП на месте проведения работ по ликвидации ЧС до завершения аварийно-спасательных работ, а также в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших, в том числе психолого-психиатрическую помощь.

8. Организует медицинское, материально-техническое снабжение, транспортное обеспечение бригад ССМП, ОСМП.

9. Организует и осуществляет взаимодействие с:

- территориальными органами управления экстренными службами, задействованными в ликвидации ЧС;

- дежурным врачом ОДО РЦМК и руководством РЦМК.

10. Обеспечивает медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС (ДТП) в МО (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки), МО более высокого уровня.

11. Организует составление отчета о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и представляет его руководителю РЦМК

9.

Руководитель

(ответственный

заместитель)

медицинской

организации

госпитального этапа

1. Мероприятия при получении информации о ЧС и по экстренной подготовке МО к работе в условиях ЧС:

- уточнение достоверности полученной информации о ЧС, а также о числе пострадавших, характере, профиле и тяжести поражения, ориентировочных сроках поступления в МО;

- организация оповещения и сбор работников МО в рабочее и нерабочее время;

- организация сбора штаба ГО и ЧС и руководящего состава МО;

- введение в действие плана работы больницы в ЧС, уточнение его положений с учетом особенностей конкретной ЧС (ДТП);

- формирование в приемно-диагностическом отделении (стационарном отделении скорой медицинской помощи) усиленных медицинских бригад с привлечением профильных врачей-специалистов, выделение сортировочных бригад, организация сортировочной площадки;

- выделение в ПДО дополнительных каталок и носилок;

- отмена плановых оперативных вмешательств, экстренная подготовка операционных и реанимационных отделений, формирование операционных бригад;

- при необходимости указание по развертыванию дополнительных коек в профильных отделениях или по перепрофилизации коек в отделениях;

- при необходимости организация выписки (подготовки к выписке) части больных на амбулаторное лечение или осуществления их перевода в профильные отделения данной МО, а также других МО, не задействованных в ликвидации последствий ЧС;

- указание по выдаче дополнительных медикаментов и расходных материалов (резерв больницы на случай ЧС), подготовке заявки на выделение средств из Резерва медицинского имущества Минздрава Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- организация подъездных путей для санитарного автотранспорта СМК, а также освобождение проходов внутри помещений МО, возле больничных лифтов и др.;

- привлечение при необходимости через РЦМК дополнительных медицинских сил и средств, в том числе востребованных специалистов из иных медицинских организаций, в том числе федеральных медицинских центров;

- организация усиления охраны, пропускного режима МО, взаимодействие с руководством ведомств по привлечению сотрудников МВД России и Росгвардии для организации дополнительных постов;

- оценка готовности МО к приему пострадавших в ЧС (ДТП).

2. Мероприятия при поступлении пострадавших и больных из зоны ЧС:

- организация и контроль приема, проведения медицинской сортировки, оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим;

- представление оперативной информации о поступлении пострадавших в МО в РЦМК, Минздрав Республики Татарстан;

- организация четкого оформления медицинской документации, формирования списков пострадавших, в том числе умерших, представление их в РЦМК, Минздрав Республики Татарстан и в иные уполномоченные структуры;

- привлечение (при необходимости) медицинских специалистов для оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим и их близким;

- организация дальнейшего лечения пострадавших в профильных отделениях МО; осуществление мониторинга их состояния с представлением соответствующей информации в РЦМК до выписки пострадавшего из стационара;

- при необходимости привлечение на консультации врачей-специалистов ОПЭКП РЦМК, многопрофильных больниц, а также специалистов ведущих республиканских и федеральных медицинских организаций, в том числе посредством дистанционных телемедицинских технологий в течение первых 24 часов поступления. Связь осуществлять через дежурного фельдшера ОПЭКП;

- при необходимости по согласованию с РЦМК и Минздравом Республики Татарстан организация межбольничной эвакуации пострадавших в ЧС в МО более высокого уровня, в том числе в федеральные медицинские центры, силами формирований РЦМК. ОСМП, ССМП;

- определение при необходимости дополнительной потребности в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, ином медицинском и техническом имуществе, необходимом для продолжения работы МО в режиме ЧС и направление заявки в РЦМК для выписки указанных средств из Резерва медицинского имущества Минздрава Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - представление доклада о проделанной работе по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС в РЦМК и Минздрав Республики Татарстан

10.

Министр (ответственный заместитель) здравоохранения Республики Татарстан

1. Принимает и уточняет информацию:

- время, место возникновения ЧС (ДТП);

- вид и масштаб ЧС (ДТП);

- число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;

- задействованные медицинские силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).

2. Отдает распоряжение по реагированию на ЧС, привлечению сил и средств здравоохранения, направлению их в зону ЧС. Определяет первоочередные мероприятия и отдает распоряжение по их выполнению.

3. Организует работу Минздрава Республики Татарстан по организации медицинского обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).

4. Отдает распоряжение на оповещение и сбор подчиненных должностных лиц, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

5. Организует оказание медицинской помощи пострадавшим в ЧС (ДТП) на догоспитальном и госпитальном периодах, проведение медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, в МО республики, при необходимости - в ведомственные медицинские учреждения (с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи в республике, возможностей федеральных медицинских организаций и особенностей медико-тактической обстановки).

6. Уточняет потребность в медицинских силах и средствах для проведения неотложных работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в возможно короткие сроки, транспортных средствах для медицинской, в том числе санитарно-авиационной эвакуации; последовательность их привлечения для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и медицинского обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований, служб.

7. Принимает участие в работе Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.

8. Руководит работой оперативного штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и контролирует:

- сбор и обработку информации о ЧС и составление донесений;

- убытие при необходимости оперативной группы к месту ЧС для руководства действиями медицинских формирований СМК;

- осуществление мониторинга хода ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания медицинской помощи пострадавшим, проведения их медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, в МО (с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи в республике, возможностей федеральных медицинских организаций, особенностей медико-тактической обстановки);

- определение достаточности принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости привлечения дополнительных медицинских сил и средств республиканского и федерального уровней для оказания медицинской помощи пострадавшим;

- организацию взаимодействия с другими участниками ликвидации последствий ЧС;

- организацию взаимодействия со средствами массовой информации;

9. Организует уточнение плана медицинского обеспечения населения республики при ЧС и осуществляет контроль его выполнения.

10. Докладывает о крупномасштабных ЧС (ДТП) и организации медицинской помощи пострадавшим высшему руководству республики Татарстан, Министру здравоохранения Российской Федерации (заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации, курирующему вопросы Всероссийской СМК), директору Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России (заместителю директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, курирующему вопросы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС).

11. Организует взаимодействие с ФЦМК и Минздравом России (Департаментом организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России) при необходимости привлечения сил и средств СМК федерального уровня, осуществления медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в федеральные медицинские центры.

12. Организует и осуществляет взаимодействие с руководством иных органов исполнительной власти Республики Татарстан; органов управления и организаций МЧС России, МВД России, Росгвардии, Минобороны России, ФМБА России, других ведомств, органами местного самоуправления Республики Татарстан, руководителями

органов исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в интересах медицинского обеспечения населения региона и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).

13. Организует встречу, осуществляет координацию и взаимодействие с прибывающими федеральными и из других регионов силами для усиления.

14. Контролирует проведение телемедицинских консультаций по пострадавшим с участием специалистов республиканских и федеральных МО.

15. Контролирует проведение межбольничной медицинской эвакуации пострадавших, в т.ч. санитарно-авиационной, в республике и за ее пределы.

16. Контролирует осуществление медицинского обеспечения и психолого-психиатрической помощи в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших, в пунктах временного размещения, при необходимости - медицинское обеспечение участников ликвидации последствий ЧС.

17. Организует проведение контроля качества медицинской помощи, оказываемой пострадавшим в ЧС (ДТП) на догоспитальном и госпитальном периодах, выполнения медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, осуществления мониторинга пострадавших в ЧС, находящихся на лечении в МО.

18. Контролирует организацию сбора информации по учету и мониторингу пострадавших, которым оказана медицинская помощь, в том числе госпитализированных.

20. После ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

20.1. На основе анализа деятельности должностных лиц Министерства здравоохранения Республики Татарстан, МО и формирований, задействованных в выполнении задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организует работу по устранению недостатков и реализации мероприятий по повышению готовности здравоохранения к реагированию на ЧС (ДТП).

20.2. Контролирует направление отчета о ликвидации медико-санитарных последствий крупномасштабных ЧС в ФЦМК и Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, курирующий вопросы

ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.


Примечание:


Вопросы организации и оказания медицинской помощи и оптимальной маршрутизации при медицинской эвакуации пострадавших в ЧС (ДТП) решаются в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 15.11.2012 N 927н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком", приказа Минздрава России от 06.11.2020 N 1202н "Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации", приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи".


Применение телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи регулируется статьей 36.2. "Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий" Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".


Медицинскую эвакуацию пострадавших в ЧС (ДТП), нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи, в медицинские организации 1 уровня расценивать как вынужденную меру, при невозможности изначальной медицинской эвакуации сразу в МО 2-го и 3-го уровня. В данном случае в возможно короткие сроки выполняется межбольничная эвакуация в МО более высокого уровня. При политравме оптимальной является эвакуация изначально в МО 3-го уровня, в составе которых функционируют травмоцентры 1-го уровня.



Приложение N 2
к приказу
Министерства здравоохранения
Республики Татарстан
от 20 января 2022 г. N 101



АЛГОРИТМ РЕАГИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (ТЕРРОРИЗМ, БАНДИТИЗМ, ДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП, МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ И ДР.)


Правовые акты (критерии отнесения к ЧС)

Приказ Минздрава России от 23 апреля 2002 г. N 131 "Об утверждении инструкций по заполнению учетных форм службы медицины катастроф"

Приказ МЧС России от 8 июля 2004 г. N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях"

Наименование источника ЧС

Критерии ЧС (число случаев)

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения событий к ЧС

4. Социальные ЧС из них:

4.1. Массовые беспорядки

4.2. Терроризм

4.3. Бандитизм, действия организованных преступных групп

4.4. Межэтнические конфликты

4.5. Вооруженные конфликты 4.7. Прочие социальные конфликты

Число пораженных - 15 человек и более. Число погибших - 4 человека и более.

Неспособность справиться с ликвидацией последствий ЧС собственными силами

4. Крупные террористические акты

1. Число погибших - 5 чел. и более. Число госпитализированных - 10 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб - свыше 1 тыс. МРОТ.


Алгоритм действий:

N п/п

Ответственные лица

Действия

Примечание

1.

Фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов бригадам СМП

1. При получении информации о ЧС из любого достоверного источника:

- уточняет и фиксирует: время и место произошедшего события (точный адрес (значимый ориентир), наличие и количество пострадавших, данные заявителя (фамилия, имя. телефон, адрес его местонахождения) и время поступления сообщения, дополнительно уточняет характер ЧС, масштабы происшествия, характер повреждений и т.д.;

- вызов оформляется максимально быстро, сбор персонифицированных данных (дата рождения и т.д.), а также дополнительный опрос не проводится; абоненту сообщают, что вызов принят и просят не занимать телефон, т.к. через несколько минут при необходимости будут связываться с вызывающим лицом для уточнения данных;

- незамедлительно направляет к месту ЧС по возможности необходимое количество бригад СМП согласно схеме расчета количества бригад и предполагаемого количества пострадавших (приложением 1.1);

незамедлительно передает информацию непосредственно сотрудникам выездной бригады СМП для осуществления незамедлительного выезда;

- информирует дежурного врача ОДО РЦМК, экстренные оперативные службы (в том числе территориальные органы ФСБ России в случае угрозы и совершения террористического акта) о принятии вызова, предполагаемом количестве пострадавших и числе направленных выездных бригад СМП согласно схеме оповещения;

- заводит карту в ЕД ДС ГЛОНАСС 112;

- при необходимости звонит по контактному телефону очевидца ЧС, уточняет дополнительную информацию;

- по возможности предпринимает меры по визуализации места происшествия с помощью мониторинга видеонаблюдения или иных технических средств.

2. Получает доклад от медицинского работника выездной бригады СМП, назначенного старшим указанной бригады, о прибытии к месту ЧС, фиксирует время доезда.

3. Уточняет количество пострадавших и характер травм, необходимость направления дополнительных бригад или авиамедицинской бригады.

4. При необходимости направляет дополнительные бригады СМП к месту ЧС, при этом вызовы в неотложной форме снимаются с бригад СМП и назначаются вызовы в экстренной форме.

5. Осуществляет взаимодействие с направленными к месту ЧС выездными бригадами СМП и дежурным врачом ОДО РЦМК в соответствии с планом работы станции и отделений СМП при возникновении ЧС.

6. Направляет в РЦМК уточненные списки пострадавших.

7. Своевременно направляет в РЦМК первичное, последующие и заключительное донесение о ЧС <*>

<*> приказ Минздрава Республики Татарстан от 15.11.2019 N 2250

2.

Дежурный старший врач оперативного отделения ССМП (при наличии оперативного отделения)

1. При получении информации от фельдшера по приему вызовов о ЧС:

- незамедлительно направляет к месту ЧС по возможности необходимое количество бригад СМП согласно схеме расчета количества бригад и предполагаемого количества пострадавших (приложение N 1.1);

незамедлительно передает информацию о принятии вызова, предполагаемом количестве пострадавших и числе направленных выездных бригад СМП дежурному врачу ОДО РЦМК, экстренным оперативным службам (в том числе территориальные органы ФСБ России в случае угрозы и совершения террористического акта) согласно схеме оповещения.

2. Получает доклад от медицинского работника выездной бригады СМП, назначенного старшим указанной бригады, о прибытии к месту ЧС, фиксирует время доезда, уточняет количество пострадавших и характер травм, необходимость направления дополнительных бригад или авиамедицинской бригады.

3. При необходимости направляет дополнительные бригады СМП к месту ЧС, при этом вызовы в неотложной форме снимаются с бригад СМП и назначаются вызовы в экстренной форме, резервирует бригады СМП на ближайших подстанциях (филиалах, отделениях).

4. Осуществляет запрос в ОПЭКП на использование воздушного судна (при необходимости и соблюдении критериев вызова вертолета) для проведения медицинской эвакуации с места ЧС

5. Осуществляет взаимодействие с направленными к месту ЧС выездными бригадами СМП и дежурным врачом ОДО РЦМК в соответствии с планом работы станции СМП при возникновении ЧС.

6. Направляет в ОДО РЦМК уточненные списки пострадавших.

7. Своевременно направляет в РЦМК первичное, последующие и заключительное донесение о ЧС <*>

<*> приказ Минздрава Республики Татарстан от 15.11.2019 N 2250

3.

Фельдшер (медицинская сестра) ОДО РЦМК (диспетчер ГЛОНАСС)

1. При поступлении карты в ЕДДС ГЛОНАСС 112 о ЧС:

- передает информацию дежурному врачу ОДО РЦМК;

- уточняет передачу информации в другие экстренные службы по системе ГЛОНАСС+112.

2. Проверяет заполнение карты после ликвидации последствий ЧС.

3. При необходимости, по распоряжению дежурного врача ОДО РЦМК, принимает участие в сборе информации о ЧС.

4.

Дежурный врач ОДО РЦМК

1. При поступлении информации о ЧС уточняет:

- достоверность полученной информации;

- время и место возникновения ЧС;

- вид и масштаб ЧС;

- предварительное число пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи;

- необходимость в направлении дополнительных бригад СМП (в том числе с других территорий) и бригад ОСССЭКМП, авиамедицинской бригады РЦМК к месту ЧС.

2. Осуществляет действия:

- направляет к месту ЧС необходимое количество бригад ОСССЭКМП, авиамедицинской бригады РЦМК, дополнительные бригады СМП, в том числе специализированной медицинской помощи;

- передает информацию о ЧС и принимаемых мерах по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС руководителю РЦМК, оперативному дежурному ФЦМК, экстренные службы, в т.ч. в территориальные органы управления ФСБ России в случае угрозы и совершения террористического акта, согласно схеме оповещения;

- осуществляет оперативное взаимодействие с экстренными оперативными службами;

- при необходимости привлекает медицинские силы и средства СМК республики;

- формирует и направляет первичное донесение о ЧС оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи), ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан;

- представляет в ФЦМК списки пострадавших в ЧС (обезличенные) по запросу оперативного дежурного ФЦМК.

3. Осуществляет сбор информации о медико-тактической обстановке, осуществляет мониторинг ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания медицинской помощи пострадавшим, во взаимодействии:

- со старшим врачом ССМП, фельдшером (медицинской сестрой) по приему вызовов ОСМП;

- бригадами СМП и РЦМК, работающими в месте ЧС;

- оперативной группой Штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- оперативным дежурным ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан.

4. Осуществляет сбор информации о наличии свободного коечного фонда, возможности размещения дополнительных коек, их профиле, наличии необходимых специалистов в МО Республики Татарстан.

5. Определяет профильные МО с целью принятия решения по медицинской эвакуации пострадавших (с учетом принципов оптимальной маршрутизации, профиля и тяжести поражения, особенностей медико-тактической обстановки).

6. Передает информацию о пострадавших (степень тяжести, количество) в приемные отделения МО, в которые осуществляется медицинская эвакуация, в ОПЭКП.

7. Координирует:

- взаимодействие медицинских сил и средств СМК республики, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- проведение медицинской эвакуации пострадавших в МО, в том числе с использованием воздушных судов;

- направление врачей - специалистов в МО для оказания экстренной и плановой специализированной медицинской помощи пострадавшим в медицинских организациях зоны ЧС;

- мониторинг состояния пострадавших в ЧС до их выписки из стационара.

8. Уточняет в МО, в которые эвакуированы пострадавшие, необходимость проведения телемедицинских консультаций по пострадавшим в ЧС со специалистами республиканских МО 3-го уровня и федеральных медицинских центров, в случае необходимости - принимает меры по их организации.

9. Формирует последующие и заключительные донесения о ЧС и представляет оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи). ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан

5.

Фельдшер отделения ОПЭКП РЦМК

1. При поступлении информации от дежурного врача ОДО РЦМК о пострадавших в ЧС:

- организует сбор информации по диагнозам, тяжести состояния пострадавших, эвакуированных с места ЧС в МО;

- организует консультации (телефонные, видеоконсультации, очные консультации) специалистов ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" и иных медицинских организаций со специалистами МО, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2. Организует медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС, МО (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки) в МО более высокого уровня;

3. Организует телемедицинские консультации по взрослым пострадавшим в ЧС в тяжелом и крайнем тяжелом состоянии (пострадавшим в состоянии средней тяжести - по необходимости), а также детям с участием специалистов республиканских и федеральных медицинских организаций в течение первых 24 часов поступления.

4. Мониторинг пострадавших в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, находящихся в МО 1 - 2 уровня и не эвакуированных с учетом принципов маршрутизации в МО более высокого уровня

6.

Медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады (в том числе бригады РЦМК)

Медицинский работник выездной бригады СМП, прибывшей на место ЧС первой, до прибытия старших руководителей (руководителей РЦМК и/или ССМП, руководителя МО, бригады ОСССЭКМП РЦМК. министра здравоохранения или лица, замещающего его) является ответственным за организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим в зоне ЧС и координирует работу медицинских сил и средств. Прибывающие медицинские бригады поступают в его распоряжение. Если первой к месту ЧС прибывает фельдшерская бригада СМП, а врачебные и специализированные бригады прибывают позже, оперативное руководство организацией оказания медицинской помощи в зоне ЧС переходит от фельдшерской бригады к врачебной или специализированной (до прибытия бригад ОСССЭКМП РЦМК, руководителя РЦМК и/ или ССМП, руководителя МО, министра здравоохранения или лица, замещающего его).

До прибытия старших руководителей и/или бригад ОСССЭКМП РЦМК медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады, на месте ЧС предпринимает следующие действия:

- по прибытии к месту ЧС производит первичную оценку медицинских последствий ЧС (число пострадавших, степень тяжести и профиль поражения, потребность в санитарном транспорте, в том числе авиационном, количество погибших) и докладывает фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции СМП или старшему врачу (постоянно находится на связи с ним и старшим врачом ССМП);

- представляется руководителю аварийно-спасательными работами, уточняет сведения о масштабе и характере ЧС. числе пострадавших и погибших;

- определяет безопасные для медицинского персонала границы зоны и безопасное место работы бригад СМП;

- осуществляет взаимодействие с руководителями экстренных и спасательных служб, работающих на месте ЧС (ФСБ России, ГИБДД МВД России, МЧС России и др.);

- распределяет обязанности между членами своей бригады и прибывающим персоналом других бригад СМП, при необходимости формирует сортировочную бригаду, одного из медицинских работников назначает ответственным за учет пострадавших, другого работника - за встречу и расстановку прибывшего санитарного автотранспорта и бригад СМП с учетом безопасности и доступности путей эвакуации.

В случае прибытия бригады СМП на место происшествия первой (до приезда аварийно-спасательных служб) медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады:

- выбирает безопасное место для работы самостоятельно, вне границ зоны ЧС;

- определяет место сортировочной и эвакуационной площадок с учетом путей эвакуации в непосредственной близости от зоны поражения, исключая воздействие поражающих факторов ЧС на медицинский персонал и пострадавших (Приложение 1.5);

- определяет место стоянки санитарного автотранспорта вне границ зоны ЧС, не затрудняя проезд специальной техники, и организует работу выездных бригад СМП, рациональные пути подъезда и отъезда санитарного автотранспорта, в том числе с учетом оптимальной для складывающейся ситуации и особенностей местности "эвакуационной петли";

- уточняет задачи фельдшера и водителя своей бригады СМП;

- распределяет обязанности медицинского персонала прибывших бригад;

- медицинский персонал бригад СМП работает на границе зоны ЧС и участия в поисковых, аварийно-спасательных работах не принимает;

2. Медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады (до прибытия бригад ОСССЭКМП РЦМК, руководителей РЦМК и/или ССМП или органов управления здравоохранением республики) докладывает фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов СМП или старшему врачу станции СМП оперативные данные о масштабе и характере ЧС, числе пострадавших и прогнозе, потребности в силах и средствах; согласовывает маршруты медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в МО (с учетом принципов оптимальной маршрутизации и складывающейся медико-тактической обстановки).

В дальнейшем докладывает новые данные каждые 15 - 30 мин, а при внезапном изменении обстановки - немедленно.

3. Медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим указанной бригады, первой прибывшей к месту происшествия, координирует действия медицинского персонала по оказанию СМП в экстренной форме, организует работу на сортировочной и эвакуационной площадках, проводит медицинскую сортировку, определяет очередность госпитализации.

Приступает к оказанию медицинской помощи пострадавшим, сортировке и эвакуации согласно алгоритму экстренного распределения пострадавших по сортировочным группам (приложение N 1.2) в соответствии с инструкцией по медицинской сортировке пострадавших в чрезвычайных ситуациях (приложение N 1.3). В процессе медицинской сортировки необходимо определить:

- нуждающихся в СМП в экстренной форме по жизненным показаниям - пострадавших с тяжелыми и крайне тяжелыми повреждениями, нарастающими, опасными для жизни расстройствами основных жизненно важных функций организма:

- пострадавших с тяжелыми или средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы для жизни;

- пострадавших с легкими повреждениями, не нуждающихся в оказании медицинской помощи на данном этапе;

- пострадавших с летальным исходом (погибших).

4. Докладывает в ОДО РЦМК и фельдшеру по приему вызовов (старшему врачу) о начале эвакуации пострадавших в МО с учетом уровней оказания медицинской помощи и наличия травмоцентров.

5. Докладывает в ОДО РЦМК и фельдшеру по приему вызовов (старшему врачу) о завершении эвакуации пострадавших (в какие учреждения (количество, степень тяжести).

6. Осуществляет регистрацию пострадавших, эвакуированных и погибших посредством заполнения сортировочного листа (приложение N 1.4).

7. Основные задачи выездных бригад СМП при ЧС на догоспитальном этапе - оказание СМП в экстренной форме пострадавшим и проведение в минимально короткие сроки их медицинской эвакуации санитарным, в том числе авиационным, транспортом для госпитализации в профильные стационарные МО, имеющие возможности для оказания медицинской помощи пострадавшим в необходимом объеме. Действия сотрудников бригад СМП, в том числе сортировочной группы, представлены в приложении N 5 к настоящему алгоритму

7.

Руководитель (ответственный заместитель) РЦМК

1. Принимает и уточняет полученную информацию: - время, место возникновения ЧС;

- вид и масштаб ЧС;

- предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;

- задействованные медицинские силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2. Отдает распоряжение на оповещение (при необходимости - сбор) должностных лиц МО, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

3. Информирует министра и заместителя министра здравоохранения, главного врача ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" о ЧС и принимаемых мерах.

4. Организует работу оперативного штаба РЦМК по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, включая:

- сбор и обработку информации о ЧС и составление донесений;

- сбор и направление, при необходимости, оперативной группы к месту ЧС для руководства действиями медицинских формирований и организаций, сил и средств СМК;

- организацию взаимодействия с участниками ликвидации последствий ЧС.

5. Руководитель РЦМК (лицо, замещающее его) осуществляет управление формированиями СМК, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и обеспечивает работу оперативного штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

6. Заслушивает предложения должностных лиц РЦМК и/или ССМП по организации медицинского реагирования при ЧС.

7. Уточняет план медицинского обеспечения населения, потребность в силах и средствах СМК региона, их состояние и готовность к ликвидации последствий ЧС. Докладывает министру, заместителю министра здравоохранения предложения по организации медицинской помощи пострадавшим при ЧС, оценке достаточности принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости дополнительного привлечения медицинских сил и средств регионального и федерального уровней.

8. Организует и контролирует доведение до исполнителей распоряжений на выполнение первоочередных мероприятий.

9. Контролирует доведение задач до МО в соответствии с планом медицинского обеспечения, отдает необходимые распоряжения.

10. Организует, при необходимости, дежурства бригад СМП, медицинских специалистов для оказания психолого-психиатрической помощи на месте работы Штаба по ликвидации ЧС и в районе ЧС до завершения аварийно-спасательных работ, а также

в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших.

11. Принимает участие в организации медицинского обеспечения населения в пунктах его временного размещения.

12. Принимает участие в организации медицинского, материально-технического снабжения, транспортного обеспечения СМК и медпунктов в районах временного размещения населения.

13. Организует и осуществляет взаимодействие с:

- органами исполнительной власти Республики Татарстан;

- территориальными органами ФСБ России в случае угрозы и совершения террористического акта. МЧС России и МВД России, иными экстренными службами;

- оперативно-диспетчерской службой и руководством ЦУКС ФЦМК;

- с руководством МО, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС;

- при необходимости участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС сил и средств СМК соседних регионов - с руководством ТЦМК данных субъектов Российской Федерации;

- при необходимости участия сил и средств СМК федерального уровня - с руководством ФЦМК и оперативной группы ФЦМК, направляемой к месту ЧС;

- органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан.

15. Контролирует выполнение мероприятий плана медицинского обеспечения населения республики при ЧС.

16. Обеспечивает организацию, при необходимости, телемедицинских консультаций по пострадавшим с участием специалистов республиканских и федеральных медицинских организаций.

17. Обеспечивает организацию медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС, МО (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки), в МО более высокого уровня, в том числе федеральные медицинские центры.

18. Организует встречу прибывающих из федеральных и других регионов сил и средств, и доведение им их задач.

19. Организует выпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения из Резерва медицинского имущества Минздрава Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в соответствии с заявками МО, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

21. После ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

21.1. производит анализ работы должностных лиц МО и формирований, задействованных в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. и представляет его министру или лицу, заменяющего его;

21.2. организует составление отчета (справки) о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и представляет его по назначению;

21.3. на основе анализа деятельности МО и формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разрабатывает и представляет министру или лицу, заменяющего его, предложения о проведении мероприятий по повышению готовности здравоохранения республики к реагированию на ЧС;

21.4. организует и оказывает помощь по устранению выявленных недостатков и реализации мероприятий по повышению готовности здравоохранения республики к реагированию на ЧС

8.

Главный врач (ответственный заместитель) ССМП, медицинской организации, имеющей в своем составе ОСМП

1. Принимает и уточняет полученную информацию:

- время, место возникновения ЧС;

- вид и масштаб ЧС;

- предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;

- задействованные медицинские силы и средства СМП, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2. При необходимости отдает распоряжение на оповещение и сбор должностных лиц ССМП или МО, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

3. Информирует руководителя РЦМК о принимаемых мерах.

4. В случае отсутствия руководителя РЦМК или лица, замещающего его, на месте ЧС принимает решения о проведении мероприятий по ликвидации последствий ЧС при непосредственном контроле руководителя РЦМК.

5. Организует работу оперативного штаба МО или ССМП по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, включая сбор информации по учету и мониторингу пострадавших в ЧС, которым оказана медицинская помощь, в том числе о госпитализированных.

6. Заслушивает предложения должностных лиц МО или ССМП по организации медицинского реагирования на ЧС.

7. Организует, при необходимости, дежурства бригад ССМП, ОСМП на месте проведения работ по ликвидации ЧС до завершения аварийно-спасательных работ, а также в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших, в том числе психолого-психиатрическую помощь.

8. Организует медицинское, материально-техническое снабжение, транспортное обеспечение бригад ССМП, ОСМП.

9. Организует и осуществляет взаимодействие с:

- территориальными органами управления экстренными службами, задействованными в ликвидации ЧС;

- дежурным врачом ОДО РЦМК и руководством РЦМК.

10. Обеспечивает медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС в МО (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки), МО более высокого уровня.

11. Организует составление отчета о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и представляет его руководителю РЦМК

9.

Руководитель (ответственный заместитель) медицинской организации госпитального этапа

1. Мероприятия при получении информации о ЧС и по экстренной подготовке МО к работе в условиях ЧС:

- уточнение достоверности полученной информации о ЧС, а также о числе пострадавших, характере, профиле и тяжести поражения, ориентировочных сроках поступления в МО;

- организация оповещения и сбор работников МО в рабочее и нерабочее время;

- организация сбора штаба ГО и ЧС и руководящего состава МО;

- введение в действие плана работы больницы в ЧС, уточнение его положений с учетом особенностей конкретной ЧС;

- формирование в приемно-диагностическом отделении (стационарном отделении скорой медицинской помощи) усиленных медицинских бригад с привлечением профильных врачей-специалистов, выделение сортировочных бригад, организация сортировочной площадки;

- выделение в ПДО дополнительных каталок и носилок;

- отмена плановых оперативных вмешательств, экстренная подготовка операционных и реанимационных отделений, формирование операционных бригад;

- при необходимости указание по развертыванию дополнительных коек в профильных отделениях или по пере профилизации коек в отделениях;

- при необходимости организация выписки (подготовки к выписке) части больных на амбулаторное лечение или осуществления их перевода в профильные отделения данной МО, а также других МО, не задействованных в ликвидации последствий ЧС;

- указание по выдаче дополнительных медикаментов и расходных материалов (резерв больницы на случай ЧС), подготовке заявки на выделение средств из Резерва медицинского имущества Минздрава Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- организация подъездных путей для санитарного автотранспорта СМК, а также освобождение проходов внутри помещений МО, возле больничных лифтов и др.;

- привлечение при необходимости через РЦМК дополнительных медицинских сил и средств, в том числе востребованных специалистов из иных медицинских организаций, в том числе федеральных медицинских центров;

- организация усиления охраны, пропускного режима МО, взаимодействие с руководством ведомств по привлечению сотрудников МВД России и Росгвардии для организации дополнительных постов;

- оценка готовности МО к приему пострадавших в ЧС.

2. Мероприятия при поступлении пострадавших и больных из зоны ЧС:

- организация и контроль приема, проведения медицинской сортировки, оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим;

- представление оперативной информации о поступлении пострадавших в МО в РЦМК, Минздрав Республики Татарстан;

- организация четкого оформления медицинской документации, формирования списков пострадавших, в том числе умерших, представление их в РЦМК. Минздрав Республики Татарстан и в иные уполномоченные структуры;

- привлечение (при необходимости) медицинских специалистов для оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим и их близким;

- организация дальнейшего лечения пострадавших в профильных отделениях МО; осуществление мониторинга их состояния с представлением соответствующей информации в РЦМК до выписки пострадавшего из стационара;

- при необходимости привлечение на консультации врачей-специалистов ОПЭКП РЦМК, многопрофильных больниц, а также специалистов ведущих республиканских и федеральных медицинских организаций, в том числе посредством дистанционных телемедицинских технологий в течение первых 24 часов поступления. Связь осуществлять через дежурного фельдшера ОПЭКП;

- при необходимости по согласованию с РЦМК и Минздравом Республики Татарстан организация межбольничной эвакуации пострадавших в ЧС в МО более высокого уровня, в том числе в федеральные медицинские центры, силами формирований РЦМК, ОСМП, ССМП;

- определение при необходимости дополнительной потребности в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, ином медицинском и техническом имуществе, необходимом для продолжения работы МО в режиме ЧС и направление заявки в РЦМК для выписки указанных средств из Резерва медицинского имущества Минздрава Республики Татарстан для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- представление доклада о проделанной работе по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС в РЦМК и Минздрав Республики Татарстан

10.

Министр (ответственный заместитель) здравоохранения Республики Татарстан

1. Принимает и уточняет информацию:

- время, место возникновения ЧС;

- вид и масштаб ЧС;

- число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи;

- задействованные медицинские силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2. Отдает распоряжение по реагированию на ЧС, привлечению сил и средств здравоохранения, направлению их в зону ЧС. Определяет первоочередные мероприятия и отдает распоряжение по их выполнению.

3. Организует работу Минздрава Республики Татарстан по организации медицинского обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

4. Отдает распоряжение на оповещение и сбор подчиненных должностных лиц, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

5. Организует оказание медицинской помощи пострадавшим в ЧС на догоспитальном и госпитальном периодах, проведение медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, в МО республики, при необходимости - в ведомственные медицинские учреждения (с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи в республике, возможностей федеральных медицинских организаций и особенностей медико-тактической обстановки).

6. Уточняет потребность в медицинских силах и средствах для проведения неотложных работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в возможно короткие сроки, транспортных средствах для медицинской, в том числе санитарно-авиационной эвакуации; последовательность их привлечения для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и медицинского обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований, служб.

7. Принимает участие в работе Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.

8. Руководит работой оперативного штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и контролирует:

- сбор и обработку информации о ЧС и составление донесений;

- убытие при необходимости оперативной группы к месту ЧС для руководства действиями медицинских формирований СМК;

- осуществление мониторинга хода ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания медицинской помощи пострадавшим, проведения их медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, в МО (с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи в республике, возможностей федеральных медицинских организаций, особенностей медико-тактической обстановки);

- определение достаточности принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости привлечения дополнительных медицинских сил и средств республиканского и федерального уровней для оказания медицинской помощи пострадавшим;

- организацию взаимодействия с другими участниками ликвидации последствий ЧС;

- организацию взаимодействия со средствами массовой информации;

9. Организует уточнение плана медицинского обеспечения населения республики при ЧС и осуществляет контроль его выполнения.

10. Докладывает о крупномасштабных ЧС и организации медицинской помощи пострадавшим высшему руководству республики Татарстан, Министру здравоохранения Российской Федерации (заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации, курирующему вопросы Всероссийской СМК), директору Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России (заместителю директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, курирующему вопросы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС).

11. Организует взаимодействие с ФЦМК и Минздравом России (Департаментом организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России) при необходимости привлечения сил и средств СМК федерального уровня, осуществления медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в федеральные медицинские центры.

12. Организует и осуществляет взаимодействие с руководством иных органов исполнительной власти Республики Татарстан; органов управления и организаций ФСБ России. МЧС России, МВД России, Росгвардии, Минобороны России, ФМБА России,

других ведомств, органами местного самоуправления Республики Татарстан, руководителями органов исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в интересах медицинского обеспечения населения региона и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

13. Организует встречу, осуществляет координацию и взаимодействие с прибывающими федеральными и из других регионов силами для усиления.

14. Контролирует проведение телемедицинских консультаций по пострадавшим с участием специалистов республиканских и федеральных МО.

15. Контролирует проведение межбольничной медицинской эвакуации пострадавших, в т.ч. санитарно-авиационной, в республике и за ее пределы.

16. Контролирует осуществление медицинского обеспечения и психолого-психиатрической помощи в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших, в пунктах временного размещения, при необходимости - медицинское обеспечение участников ликвидации последствий ЧС.

17. Организует проведение контроля качества медицинской помощи, оказываемой пострадавшим в ЧС на догоспитальном и госпитальном периодах, выполнения медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, осуществления мониторинга пострадавших в ЧС, находящихся на лечении в МО.

18. Контролирует организацию сбора информации по учету и мониторингу пострадавших, которым оказана медицинская помощь, в том числе госпитализированных.

20. После ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

20.1. На основе анализа деятельности должностных лиц Министерства здравоохранения Республики Татарстан, МО и формирований, задействованных в выполнении задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организует работу по устранению недостатков и реализации мероприятий по повышению готовности здравоохранения к реагированию на ЧС.

20.2. Контролирует направление отчета о ликвидации медико-санитарных последствий крупномасштабных ЧС в ФЦМК и Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России, курирующий вопросы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.


Список сокращений:

1. ЧС

Чрезвычайная ситуация

2. ДТП

Дорожно-транспортное происшествие

3. Минздрав России

Министерство здравоохранения Российской Федерации

4. Минздрав Республики Татарстан

Министерство здравоохранения Республики Татарстан

5. МО

Медицинская организация

6. СМК

Служба медицины катастроф

7. РЦМК

Республиканский центр медицины катастроф ГАУЗ "РКБ МЗ РТ"

8. ОДО

Оперативно-диспетчерский отдел

9. ОПЭКП

Отделение плановой и экстренной консультативной помощи (санитарная авиация)

10. ОСССЭКМП

Отделение скорой, скорой специализированной и экстренной консультативной медицинской помощи

11. СМП

Скорая медицинская помощь

12. ССМП, ОСМП

Станция скорой медицинской помощи, отделение скорой медицинской помощи

13. ГАУЗ "РКБ МЗ РТ"

Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан"

14. ПДО

Приемно-диагностическое отделение

15. ФМБА России

Федеральное медико-биологическое агентство

16. ФЦМК

Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ "НМХЦ им. Н.И.Пирогова" Минздрава России

17. ЦУКС

Центр управления в кризисных ситуациях

18. ГЛОНАСС 112

Глобальная навигационная спутниковая система 112

19. ЕДДС

Единая дежурная диспетчерская служба

20. ВСОД

Всероссийская система оперативных донесений о чрезвычайных ситуациях в режиме реального времени

21. ГУ

Главное управление

22. МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации

23. МЧС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

24. ГО

Гражданская оборона

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»