Недействующий

Об утверждении концепции и разработке городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2011-2013 годы)" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 01.10.2013 N 649-ПП)

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Целесообразность решения проблемы развития культурно-досуговой сферы Москвы программно-целевым методом обусловлена возможностью органичного сочетания научного подхода к планированию и организации культурного процесса с результатами практической деятельности учреждений культуры и оптимизацией расходования финансовых средств.

Нормативными, правовыми основаниями для разработки и реализации программы являются следующие документы:

- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

- Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы";

- Закон города Москвы от 23 сентября 2009 года N 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".

Содержательной основой концепции является поэтапное целевое комплексное развитие культуры Москвы с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в экономике и социальной сфере столицы и России.

Первый этап (кризисная ситуация) - выработка стратегии организации деятельности учреждений культуры и досуга в условиях мирового глобального кризиса. В этот период акцент делается на повышение эффективности работы с учетом реально сложившейся ситуации и ограниченности ресурсного обеспечения. В такой ситуации возрастают роль и ответственность работников культурно-досуговой сферы. В условиях экономии и бережливости им предстоит совершенствовать и развивать культурную работу с населением за счет рационализации, оптимизации организуемых ими культурных процессов, поиска новых, не требующих больших затрат, форм и направлений, актуализации и модернизации работы по содержанию, исходя из имеющихся ресурсов, как минимум вдвое повысить эффективность использования бюджетных вложений. Особое внимание при этом необходимо уделять обеспечению культурной, духовной, психологической реабилитации москвичей средствами культуры в условиях кризиса, снижения уровня жизни определенной части населения, нестабильности и депрессии.

Второй этап (посткризисная ситуация) - планомерное наращивание потенциала культурно-досуговой сферы, количественный и качественный рост сети учреждений культуры и досуга в контексте изменений социально-экономической ситуации в стране, формирование материальной, организационной, экономической, содержательной базы для эффективного развития отрасли в последующий период экономического подъема в целях полного и качественного обеспечения всех категорий населения Москвы качественным, высокоинтеллектуальным, одухотворенным культурным продуктом, современными, на уровне мировых стандартов, видами досуга, а работников культурно-досуговой сферы - современными условиями труда и достойным уровнем заработной платы.

Экономической основой концепции является ориентация на стратегические, перспективные, социально-ориентированные направления развития культурной сферы Москвы, целями развития которых являются:

1. Первоочередное развитие учреждений культуры и досуга массового спроса, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в районах массового проживания.

2. Обеспечение доступности культурных благ в период снижения потенциальных возможностей граждан в условиях экономического спада.

3. Реализация программ культурной реабилитации и психологической разгрузки населения столицы.

4. Культурное воспитание подростков и молодежи, подготовка культурных, эрудированных, духовно развитых менеджеров для всех сфер производства, экономики, политики.

5. Борьба с негативными явлениями в социальной сфере, такими как наркомания, алкоголизм, преступность и т.п., средствами культуры, искусства, одухотворенного интеллектуального досуга.

В целях рационализации, повышения эффективности, экономии бюджетных ресурсов предполагается концентрировать усилия на реализации ключевых проектов и программ, закладывающих основу для интенсивного развития и подъема культуры в посткризисный период экономического подъема, финансирование современных, масштабных проектов, устремленных в будущее, использование программно-целевого метода на всех уровнях и направлениях работы, ориентируясь на целевую аудиторию и решение конкретных социально-культурных задач.

Основополагающие принципы Программы:

- комплексный подход к решению культурных проблем в контексте конституционных прав граждан России в области культуры и государственной культурной политики;

- обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и гражданских институтов в деле развития культуры Москвы, культурного воспитания граждан;

- социальная ориентированность, стимулирование культурной, творческой активности населения;

- гарантия сохранения и развития национальной культуры, русского народного творчества, традиционного творчества народов России;

- поддержка инновационных творческих проектов в области культуры и искусства;

- развитие современных информационных технологий, организационно-техническое обеспечение деятельности учреждений культуры и досуга;

- стимулирование развития межрегиональных и международных связей учреждений культуры, творческих работников, поддержка международных культурных проектов;