ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2009 года N 977-ПП
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 763-ПП
____________________________________________________________________
В целях создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в городе Москве, во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2008 года N 302-ПП "О подпрограмме "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" на 2008-2009 годы Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Виноградова В.Ю.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями в целях социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.
Действие настоящего Закона распространяется на:
1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также лиц из их числа в возрасте старше 18 лет, обучающихся по программам начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
2) родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также родителей (законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по программам начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
3) педагогических и иных работников, участвующих в осуществлении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4) органы государственной власти города Москвы, государственные образовательные учреждения города Москвы (далее - государственные образовательные учреждения) и негосударственные образовательные организации, их должностных лиц, объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, а также иных лиц, осуществляющих деятельность в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:
1) ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от нее, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять ту или иную деятельность таким образом и в том объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных, средовых и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления утраченной функции ограничение возможностей здоровья может быть постоянным или временным;
2) специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие безбарьерную среду образования и жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);
3) инклюзивное образование - совместное обучение и (или) воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;
4) обучение на дому - освоение образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих государственных образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
1. Органы государственной власти города Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе:
1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией;
2) бесплатную квалифицированную психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
3) создание в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
4) создание условий для физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и с учетом их индивидуальных способностей и состояния здоровья;
5) возможность с учетом медицинских рекомендаций и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить образование в любых государственных образовательных учреждениях, в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
6) обеспечение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья компьютерной техникой и средствами связи (Интернет) при получении образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
7) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами на период получения образования для доставки в государственное образовательное учреждение;
8) возможность пользования услугами сурдопереводчиков, помощников;
9) возможность обучения по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
10) возможность освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей на основе выбора профиля труда;
11) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
12) иные права и гарантии в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают организацию информационно-просветительской работы с гражданами в целях формирования позитивных представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья и недопущение их дискриминации во всех сферах жизни.
3. Органы государственной власти города Москвы принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, совершенствование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию, медико-социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения, обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом могут создаваться межведомственные комиссии.
4. Организационной основой политики города Москвы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются городские целевые программы.
Органы государственной власти города Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителей (законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1) выбирать образовательное учреждение (с учетом заключения учреждения здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
2) выбирать формы получения образования (с учетом заключения учреждения здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
3) присутствовать при обследовании ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением, оспаривать заключение в установленном порядке;
4) участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;
5) посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в образовательных учреждениях в целях участия в процессе обучения и воспитания лица с ограниченными возможностями здоровья;
6) получать консультации по вопросам образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту его воспитания и обучения, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;
7) участвовать в управлении образовательным учреждением;
8) получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье в размерах, определяемых нормативами финансовых затрат на одного обучающегося в государственных образовательных учреждениях соответствующего типа и вида;
9) пользоваться иными правами и гарантиями в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
1. Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования путем:
1) открытия класса (группы) для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) совместного обучения в одном классе (группе) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
2. В целях преодоления ограничений возможностей здоровья обучающимся предоставляется квалифицированная психолого-медико-педагогическая коррекция таких ограничений.
3. Предоставление квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья осуществляется непосредственно в государственном образовательном учреждении, если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, составляет свыше 6 человек. Если число таких обучающихся составляет менее 6 человек, квалифицированная коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.
4. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в конкретном государственном образовательном учреждении, обучающихся по очной форме обучения, не должно превышать 10 процентов от общего числа обучающихся, воспитанников данного учреждения. В одном классе (группе) могут обучаться не более трех лиц с ограниченными возможностями здоровья определенной категории.
5. Деятельность классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации соответствующих образовательных программ, включая разработку требований к приему, наполняемости, содержанию образования и к организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся (воспитанникам) и работникам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учреждений.
6. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться по очной форме обучения, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве создаются дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие квалифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
2. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие квалифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, создаются для лиц:
1) с нарушением слуха - глухих, слабослышащих и позднооглохших;
2) с нарушениями зрения - слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
3) с нарушениями речи - общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
4) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) с задержкой психического развития разного генеза;
6) с умственной отсталостью, в том числе с выраженной умственной отсталостью;
7) со сложными дефектами, в том числе со слепоглухотой;
8) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
9) с хроническими соматическими или инфекционными заболеваниями;
10) с иными нарушениями в развитии.