Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2009 года N 977-ПП

О проекте закона города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 763-ПП
____________________________________________________________________

В целях создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в городе Москве, во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2008 года N 302-ПП "О подпрограмме "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" на 2008-2009 годы Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить проект закона города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" (приложение).

2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Виноградова В.Ю.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 сентября 2009 года N 977-ПП


Проект

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями в целях социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также лиц из их числа в возрасте старше 18 лет, обучающихся по программам начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;

2) родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также родителей (законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по программам начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;

3) педагогических и иных работников, участвующих в осуществлении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

4) органы государственной власти города Москвы, государственные образовательные учреждения города Москвы (далее - государственные образовательные учреждения) и негосударственные образовательные организации, их должностных лиц, объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, а также иных лиц, осуществляющих деятельность в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:

1) ограничение возможностей здоровья - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от нее, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять ту или иную деятельность таким образом и в том объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных, средовых и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления утраченной функции ограничение возможностей здоровья может быть постоянным или временным;

2) специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие безбарьерную среду образования и жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);

3) инклюзивное образование - совместное обучение и (или) воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;

4) обучение на дому - освоение образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих государственных образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Статья 3. Обеспечение государственных гарантий права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования

1. Органы государственной власти города Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе:

1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией;

2) бесплатную квалифицированную психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) создание в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

4) создание условий для физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и с учетом их индивидуальных способностей и состояния здоровья;

5) возможность с учетом медицинских рекомендаций и (или) рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии получить образование в любых государственных образовательных учреждениях, в формах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

6) обеспечение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья компьютерной техникой и средствами связи (Интернет) при получении образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

7) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами на период получения образования для доставки в государственное образовательное учреждение;

8) возможность пользования услугами сурдопереводчиков, помощников;

9) возможность обучения по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

10) возможность освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей на основе выбора профиля труда;

11) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

12) иные права и гарантии в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают организацию информационно-просветительской работы с гражданами в целях формирования позитивных представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья и недопущение их дискриминации во всех сферах жизни.

3. Органы государственной власти города Москвы принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, совершенствование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию, медико-социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения, обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом могут создаваться межведомственные комиссии.

4. Организационной основой политики города Москвы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются городские целевые программы.

Статья 4. Участие родителей (законных представителей) в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья

Органы государственной власти города Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителей (законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1) выбирать образовательное учреждение (с учетом заключения учреждения здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

2) выбирать формы получения образования (с учетом заключения учреждения здравоохранения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);

3) присутствовать при обследовании ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением, оспаривать заключение в установленном порядке;

4) участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;

5) посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в образовательных учреждениях в целях участия в процессе обучения и воспитания лица с ограниченными возможностями здоровья;

6) получать консультации по вопросам образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту его воспитания и обучения, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;

7) участвовать в управлении образовательным учреждением;

8) получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье в размерах, определяемых нормативами финансовых затрат на одного обучающегося в государственных образовательных учреждениях соответствующего типа и вида;

9) пользоваться иными правами и гарантиями в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Глава 2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья 5. Инклюзивное образование

1. Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования путем:

1) открытия класса (группы) для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) совместного обучения в одном классе (группе) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

2. В целях преодоления ограничений возможностей здоровья обучающимся предоставляется квалифицированная психолого-медико-педагогическая коррекция таких ограничений.    

     

3. Предоставление квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья осуществляется непосредственно в государственном образовательном учреждении, если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, составляет свыше 6 человек. Если число таких обучающихся составляет менее 6 человек, квалифицированная коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

4. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в конкретном государственном образовательном учреждении, обучающихся по очной форме обучения, не должно превышать 10 процентов от общего числа обучающихся, воспитанников данного учреждения. В одном классе (группе) могут обучаться не более трех лиц с ограниченными возможностями здоровья определенной категории.

5. Деятельность классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации соответствующих образовательных программ, включая разработку требований к приему, наполняемости, содержанию образования и к организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся (воспитанникам) и работникам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учреждений.

6. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться по очной форме обучения, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Статья 6. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие квалифицированную коррекцию отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, и специальные (коррекционные) образовательные учреждения

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве создаются дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие квалифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2. Дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие квалифицированную коррекцию ограничений возможностей здоровья, создаются для лиц:

1) с нарушением слуха - глухих, слабослышащих и позднооглохших;

2) с нарушениями зрения - слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

3) с нарушениями речи - общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;

4) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) с задержкой психического развития разного генеза;

6) с умственной отсталостью, в том числе с выраженной умственной отсталостью;

7) со сложными дефектами, в том числе со слепоглухотой;

8) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

9) с хроническими соматическими или инфекционными заболеваниями;

10) с иными нарушениями в развитии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»