Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы городского хозяйства города Москвы.
Значительному вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города Москвы во многом способствовала реализация предыдущих комплексных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом осуществления государственно-общественной политики города Москвы по отношению к малому бизнесу.
Стабильный темп развития малого предпринимательства города Москвы в последние годы к завершению 2008 года был нарушен финансово-экономическим кризисом. Несмотря на негативное влияние, начавшееся проявляться в экономике страны и города в IV квартале прошлого года, все задачи, поставленные Комплексной целевой программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 годы, выполняются в заданных объемах, на уровне или с превышением установленных индикативных показателей. Основные итоги выполнения Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 годы (фактические, оценочные и прогнозные) представлены в таблице.
N | Наименование показателя | Значение показателя (по годам) | |||||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
План | Исп. (факт) | План | Исп. (оценка) | План | Исп. (прогноз) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности, млрд.руб.* | 941,9 | 1512,0 | 1170,5 | 1557,6 | 1234,8 | не менее 1300,0 |
2 | Количество малых предприятий, тыс. единиц | 208,3 | 214,5 | 216,6 | 218,8 | 225,3 | не менее 225,3 |
3 | Среднесписочная численность работников (без учета внешних совместителей и индивидуальных предпринимателей) по малым предприятиям, тыс. человек** | 2002,0 | 2046,2 | 2062,0 | 2067,8 | 2122,0 | не менее 2 122,0 |
4 | Инвестиции в основной капитал, млн.рублей | 6700,0 | 9659,4 | 7370,0 | 9512,0 | 8107,0 | не менее 8200,0 |
5 | Рост объема выручки субъектов малого предпринимательства в сопоставимых ценах относительно предыдущего, % | 11 | 18,1*** | 12 | 13,6 | 13 | не менее 13 |
6 | Увеличение налоговых поступлений в бюджет города относительно предыдущего года в сопоставимых значениях, %*** | 4,0 | 13,2 | 4,5 | 9,0 | 5,0 | не менее 7,0 |
________________
* С 2005 года показатель в данной редакции не публикуется в сборниках Мосгорстата. По состоянию на 2007 год в годовых сборниках публикуется показатель "Отгружено товаров, выполнено работ и услуг (без НДС и акцизов)".
** Приведена оценка показателя "Средняя численность работников - всего" на малых предприятиях Москвы (без учета индивидуальных предпринимателей).
*** По данным бухгалтерской отчетности.
К настоящему времени в городе Москве создана и эффективно действует институциональная структура развития частного сектора экономики, представляющая собой единую Систему, включающую Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие комплексное и адресное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям организации, ведения и расширения собственного бизнеса, в том числе прогнозно-аналитическом, информационном, обучающем, консультационном, правовом, финансовом, имущественном, а также оказывающих предпринимателям широкий спектр деловых услуг.
В условиях финансовой нестабильности, ставшей следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации государственно-общественной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в городе Москве в 2009 году была выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей.
Новая Программа, во-первых, является прямым продолжением и развитием уже реализованных программ, а во-вторых, включает в себя меры поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства.
Реализация настоящей Программы решает двуединую задачу: с одной стороны, максимальное смягчение для малых и средних предприятий последствий финансово-экономического кризиса, с другой - проведение комплекса мер, содействующих дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в посткризисный период.
В соответствии с целями реализации государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства, определенной Законом города Москвы от 26 ноября 2008 года N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", Программа представляет собой комплекс правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мероприятий, сгруппированных по трем основным направлениям, представленным отдельными подпрограммами:
1) создание общих условий для развития предпринимательской деятельности в городе Москве;
2) оказание услуг поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы;
3) развитие, совершенствование и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.