ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2009 года N 226-ПП
В целях повышения надежности обеспечения населения города Москвы качественной питьевой водой, восстановления и охраны источников питьевого водоснабжения, защиты окружающей природной среды от воздействия загрязняющих веществ и рационального использования водных ресурсов Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Концепцию городской целевой среднесрочной программы "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 годов и на перспективу до 2020 года (приложение).
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту экономической политики и развития города Москвы принять участие в формировании государственным заказчиком координатором Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы городской целевой среднесрочной программы "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 годов и на перспективу до 2020 года.
3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:
3.1. Обеспечить разработку и в IV квартале 2009 года представить на утверждение Правительства Москвы городскую целевую среднесрочную программу "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 годов и на перспективу до 2020 года (далее - Программа).
3.2. При разработке проекта Программы в целях исключения дублирования обеспечить контроль соответствия мероприятий Программы основным документам:
- актуализированному Генеральному плану города Москвы на период до 2025 года;
- Генеральной схеме водоснабжения города Москвы на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 года N 176-ПП "О развитии систем водоснабжения и канализации города Москвы на период до 2020 года";
- Городской целевой среднесрочной программе по реабилитации малых рек и водоемов на территории города Москвы на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 года N 1004-ПП;
- приоритетным национальным проектам "Здоровье" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы обеспечить публикацию материалов о качестве воды, путях экономного использования питьевой воды в быту в городских, окружных, районных средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
КОНЦЕПЦИЯ
городской целевой среднесрочной программы "Чистая вода Москвы"
на период 2010-2012 годов и на перспективу до 2020 года
Основополагающим условием повышения комфорта проживания и здоровья жителей города Москвы является создание экологически безопасной водной среды, доступность оказываемых услуг, надежность централизованного водоснабжения и водоотведения, эффективное и сбалансированное развитие водного сектора столицы.
Понятие водного сектора включает систему источников водоснабжения, подготовки питьевой воды, ее транспортировки, систему технического водоснабжения, отведения городских сточных вод, их очистки и сброса очищенных сточных вод в водные объекты. Задачи благоустройства и реабилитации водных объектов на территории города Москвы решаются Городской целевой среднесрочной программой по реабилитации малых рек и водоемов на территории города Москвы на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 года N 1004-ПП.
Главной целью городской целевой среднесрочной программы "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 годов и на перспективу до 2020 года (далее - Программа) является гарантированное обеспечение жителей Московского мегаполиса чистой питьевой водой по доступной цене, создание экологически безопасной водной среды, улучшение на этой основе состояния здоровья и продолжительности жизни человека.
Под чистой питьевой водой понимается вода, качество которой соответствует нормативным требованиям.
Программа определяет комплекс взаимно увязанных мероприятий, осуществляемых органами исполнительной и законодательной власти, организациями промышленного и финансового сектора, научными организациями, реализация которых обеспечит поэтапное достижение цели. Основные задачи и направления Программы сформулированы в данной Концепции.
В основу разработки Концепции положены результаты изучения существующего положения в водном секторе столицы, анализа качества предоставляемых жителям столицы услуг по водоснабжению и водоотведению, состояния нормативной правовой базы отрасли на федеральном и региональном уровнях, современных технологических и технических решений, передовых экономических механизмов организации и управления отраслью.
Программа разрабатывается на среднесрочный период 2010-2012 годов и на перспективу до 2020 года с учетом основных направлений государственной программы "Чистая вода".
Программа является многоцелевой и межотраслевой, так как затрагивает интересы различных сфер экономики и отраслей промышленности. Межрегиональное значение Программы определяется необходимостью надежного обеспечения качественными услугами водоснабжения и водоотведения городов центральной части Московской области, риском антропогенных загрязнений источников водоснабжения города Москвы, расположенных на территории Московской, Смоленской и Тверской областей, воздействием сбросов очищенных вод Москвы на водные объекты, расположенные на территории Московской, Рязанской и Нижегородской областей.
В целом Программа направлена на создание отлаженной и гибкой системы управления водным сектором в интересах жителей Московского мегаполиса.
2.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы
Обеспечение населения города Москвы чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования являются одним из главных приоритетов социальной политики Правительства Москвы, лежат в основе здоровья и благополучия человека. При этом безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения.
В настоящее время по качеству питьевой воды и степени очистки сточных вод город Москва находится на уровне развитых стран мира. Однако повышение уровня антропогенного загрязнения территории источников питьевого водоснабжения, ужесточение нормативов качества питьевой воды, значительный износ сооружений и оборудования водного сектора, отсутствие резервного водоисточника определяют актуальность проблемы гарантированного обеспечения жителей московского мегаполиса чистой питьевой водой и выводят ее в приоритетные задачи социально-экономического развития города Москвы. Возрастающие экологические требования предписывают необходимость повышения качества очистки сточных вод.
Программа должна быть увязана со следующими документами:
- актуализированным Генеральным планом города Москвы на период до 2025 года;
- Генеральной схемой водоснабжения города Москвы на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 года N 176-ПП "О развитии систем водоснабжения и канализации города Москвы на период до 2020 года".
Программа должна учитывать:
- приоритетные национальные проекты - "Здоровье" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года;
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Для решения задачи по гарантированному обеспечению жителей Московского мегаполиса чистой питьевой водой необходима организация совместных действий органов исполнительной и законодательной власти, предприятий водного сектора, инвесторов, технических и научных специалистов, населения столицы по созданию в водном секторе эффективных, качественно новых, современных форм и методов управления, социально-ответственной бизнес-среды, научного и технического потенциала.
2.2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Масштабность проблемы определяет необходимость разработки Программы с использованием программно-целевого решения комплекса организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач и мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы, поскольку они:
- входят в число приоритетов социальной политики Правительства Москвы;
- носят межотраслевой и межведомственный характер;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
- требуют проведения институциональных преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;
- требуют проведения единой технической политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий, современного оборудования;
- носят комплексный, масштабный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие жителей города Москвы, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие города Москвы.
Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это проблема, которую невозможно успешно решить только на уровне ведомств или в рамках одного города.
Применение программно-целевого метода при разработке Программы должно обеспечить эффективное решение системных проблем в водном секторе города Москвы за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
2.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в водном секторе города Москвы без использования программно-целевого метода
Централизованное водоснабжение жителей столичного региона осуществляется, в основном, из поверхностных источников Москворецко-Вазузской и Волжской систем, расположенных на водосборной площади 55 тыс.кв.км на территории трех областей.
Подготовка воды питьевого качества производится на пяти станциях: Западной, Юго-Западной и Рублевской, использующих воду Москворецкого источника, Северной и Восточной, использующих воду Волжского источника. Станции водоподготовки общей производительностью 6,7 млн.куб.м/сутки обеспечивают подачу воды потребителям города Москвы и 13 городов центральной части Московской области.
Применяемая технология водоподготовки решает задачу получения качества питьевой воды, удовлетворяющего нормативным требованиям. Однако ухудшение состояния источников водоснабжения, возрастающий риск их антропогенного загрязнения в условиях постоянного ужесточения нормативов качества питьевой воды обуславливают необходимость внедрения современных эффективных технологий.
Транспортировка питьевой воды осуществляется по радиально-кольцевой системе трубопроводов протяженностью более 11 тыс.км. Водопроводная сеть является одним из самых уязвимых элементов в системе водоснабжения города Москвы. Установленный нормативный срок службы исчерпали около 5,3 тыс.км труб. Ежегодный прирост самортизированных сетей водоснабжения достигает 200 км. Объем реконструкции на сегодняшний день составляет 170 км или 1,5% от их общей протяженности. Для сокращения объема самортизированных трубопроводов потребность в замене ветхих водопроводных труб - не менее 340 км или 3% от общей протяженности сетей.
Наибольшее количество повреждений происходит на трубопроводах, проложенных в 1970-1980 годах из стали, железобетонных коммуникациях 1980-х годов прокладки и чугунных трубах со сроком эксплуатации более 50 лет. Особую обеспокоенность вызывают трубопроводы из железобетона протяженностью 22,51 км и серого чугуна протяженностью 3 498 км, из которых 55,6 км превысили 100-летний срок эксплуатации. Повреждения на данных инженерных коммуникациях связаны со значительным изливом воды и нанесением ущерба городу.
Производительность системы технического водоснабжения составляет 830 тыс.куб.м/сутки. Источниками воды являются река Москва и Клязьминское водохранилище. Кроме того, в городе Москве создана и функционирует система промышленного водоснабжения с использованием доочищенных сточных вод Курьяновских очистных сооружений. Протяженность трубопроводов для подачи технической воды - 220,8 км.
Система канализации (водоотведения) представляет собой комплекс инженерных сооружений: более 7,7 тыс.км сетей, 139 насосных станций, 4 комплекса очистных сооружений (Курьяновский, Люберецкий, Зеленоградский, Южнобутовский) суммарной производительностью 6,345 млн.куб.м/сутки.
В канализационную сеть города Москвы поступают сточные воды столичного мегаполиса, а также 15 подмосковных городов и нескольких десятков поселков, расположенных в центральной части Московской области. Канализационная сеть, как и водопроводная, имеет высокий износ. Протяженность самортизированных сетей, включая каналы большого диаметра (до 3,5 м), составляет 46-69% в зависимости от диаметра. На сегодняшний день объемы реконструкции и перекладки канализационных трубопроводов недостаточны и составляют 74 км или 0,95% от общей протяженности. Для обеспечения устойчивого водоотведения и функционирования канализационной системы города Москвы необходимо проведение ежегодной реконструкции канализационных каналов и напорных трубопроводов в объеме 1,5% от общей протяженности 116 км.
Очистные сооружения обеспечивают очистку сточных вод от органических загрязнений и взвешенных веществ в соответствии с проектными показателями. Однако в соответствии с современными нормативными требованиями качество очистки должно быть повышено, прежде всего по соединениям азота и фосфора, для достижения требований к водным объектам культурно-бытового назначения и поэтапного достижения нормативов, установленных для водных объектов рыбохозяйственного назначения. Обеспечение безопасности водных объектов требует также создания сооружений обеззараживания очищенных сточных вод.
Существующий в городе Москве водный сектор в целом обеспечивает потребности города в получении соответствующих услуг по водоснабжению и водоотведению, а также по поддержанию приемлемого экологического состояния водного фонда города Москвы и не является сдерживающим фактором в развитии города, реализации городских программ. В то же время имеется ряд важных задач, которые необходимо решать для гарантированного обеспечения надежной работы водохозяйственного комплекса при ухудшении качества воды в источниках водоснабжения города Москвы, ужесточении нормативов качества питьевой воды с учетом перспективного развития города Москвы и его инфраструктуры.
К таким техническим задачам относятся:
1. Обеспечение качества питьевой воды в условиях роста антропогенной нагрузки на водоисточники. Это одна из наиболее острых проблем в настоящее время. Водосборная территория источников водоснабжения города Москвы подвержена значительному хозяйственному освоению, что негативно отражается на качестве воды источников водоснабжения и значительно осложняет технологию водоподготовки, требует увеличения затрат на подготовку питьевой воды необходимого качества.
2. Проработка вопроса об использовании подземных вод Московского бассейна для целей питьевого водоснабжения. Это позволит иметь резерв на случай экстремальных ситуаций.
3. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению надежности трубопроводов и сокращению всех видов неучтенных расходов воды, которые сократились и в настоящее время составляют менее 10% от общего объема воды, подаваемого городу. Однако стабилизация достигнутого уровня неучтенных расходов воды требует разработки и реализации крупномасштабных мероприятий по обеспечению надежности трубопроводов. Основным потребителем воды является население города Москвы (71%). Именно в жилищном фонде наблюдаются наибольшие потери, обусловленные некачественной эксплуатацией внутренних водопроводов, износом оборудования, избыточными напорами во внутридомовых системах холодного и горячего водоснабжения, недостаточным количеством квартирных приборов учета воды.
4. Обеспечение санитарной надежности и высокого качества питьевой воды при ее транспортировке по разводящей водопроводной сети в условиях значительного износа трубопроводов, снижения водопотребления и, соответственно, уменьшения скорости движения воды в трубах.
5. Совершенствование методов и оборудования для очистки природной и сточной воды, внедрение новых технологий.
6. Сокращение утечек из канализационной сети путем ее модернизации.
7. Повышение качества очистки сточных вод путем реконструкции действующих очистных сооружений, обеспечение обеззараживания очищенных вод.
8. Повышение надежности энергоснабжения водного сектора, обеспечение оптимального энергосберегающего режима работы системы водоснабжения и водоотведения города.
Кроме технических задач, имеются и экономические проблемы:
1. Несовершенство методического обеспечения формирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
2. Участие федеральных органов власти в процессе тарифного регулирования, как следствие несовершенства законодательства в части разграничения полномочий между уровнями государственной власти.