Участие жителей города Москвы в охране общественного порядка осуществляется на основе конституционного права каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
В современных условиях важное значение приобретает взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями правоохранительной направленности - народной дружиной и общественными пунктами охраны порядка, которые по ряду причин перестали существовать в конце 90-х годов прошлого столетия. Реалии современной жизни заставили возродить эти организации.
Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 9 "Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка" установил правовые основы, принципы и формы добровольного участия москвичей в содействии органам внутренних дел по охране общественного порядка, создал условия для реализации конституционных прав граждан по защите своих законных интересов, чести и достоинства от противоправных посягательств, а также для повышения активности и консолидации усилий общественности по обеспечению правопорядка.
В столице воссоздана и действует городская народная дружина численностью свыше 17 тыс. москвичей. Вместе с тем до 2002 года деятельность дружины регулировалась лишь Временным положением, утвержденным Правительством Москвы в 1994 году. Правовая регламентация деятельности, связанной с осуществлением определенных властных полномочий, применением к правонарушителям мер административного принуждения, была явно недостаточной. Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине" установил правовые основы, принципы деятельности и организационную структуру народной дружины, условия приема в ее состав и отчисления из ее состава, права, обязанности и ответственность дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты, связанные с участием в охране общественного порядка.
В связи с реорганизацией системы органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления в данный Закон были внесены соответствующие изменения. Также на основании изменений, внесенных в Закон, появилась возможность привлекать в ряды городской дружины иногородних студентов.
Члены московской народной дружины постоянно привлекаются органами внутренних дел к охране общественного порядка при проведении в Москве массовых акций различного масштаба (районного, городского и международного значения). Так, за 9 месяцев 2007 года в обеспечении правопорядка при проведении различных мероприятий были задействованы свыше 27 тыс. народных дружинников. На ежедневные дежурства выходят около 1500 представителей народной дружины, которые принимают участие в патрулировании мест массового скопления народа вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы. Кроме того, дружинники оказывают помощь участковым уполномоченным милиции, сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних, работают вместе с милиционерами на объектах Московского метрополитена, участвуют в проводимых на территории города мероприятиях по пресечению различных административных правонарушений и преступлений. Совместная работа вносит существенный вклад в обеспечение безопасности жителей города. Достаточно отметить, что в 2007 году при участии дружинников было пресечено свыше 30 тыс. административных правонарушений и более 200 преступлений.
Наряду с народной дружиной на территории города Москвы функционирует еще одна мощная общественная организация правоохранительной направленности - общественные пункты охраны порядка (ОПОП), правовой статус, основные задачи, порядок деятельности, структуру, права и обязанности членов и советов которых закрепил Закон города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве".
Восстановление института ОПОП стало важным фактором в обеспечении правопорядка в жилом секторе города Москвы. В значительной степени оправдало себя и введение на возмездной основе должностей председателей ОПОП, которые координируют взаимодействие участковых уполномоченных милиции с активом общественности, народной дружиной, старшими по домам и подъездам, а также органами местного самоуправления.
Однако отсутствие строгой системы обеспечения руководства ОПОП вызвало необходимость внести в Закон изменения, регулирующие данную сферу. В развитие Положения о Московском городском совете общественных пунктов охраны порядка Закон был дополнен нормами, определяющими статус, полномочия, порядок образования и ресурсного обеспечения данного совета. Кроме того, документ возложил на совет функции организационно-правового, методического обеспечения общественных пунктов охраны порядка, координации их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также внес уточнения в положения, регулирующие механизм образования и структуру общественных пунктов охраны порядка.
Радикальное изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и снизило возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к изъятию детей из неблагополучных семей, к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стала масштабная беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних.
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн.человек. Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, не всегда законным путем. И, как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.
Закон города Москвы от 7 апреля 1999 года N 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" установил основы правового регулирования государственной системы профилактики безнадзорности, определил формы участия негосударственных учреждений и организаций в принятии мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Наряду с действующими законами города Москвы о квотировании рабочих мест, об опеке и попечительстве Закон составил единую систему реализации городской молодежной политики, создал базу для профилактики правонарушений, позволившую определить дальнейшие перспективы развития этого направления законотворческой деятельности.
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и настоящего Закона и в связи со структурными и кадровыми изменениями в подведомственных Правительству Москвы организациях Мэром Москвы издано распоряжение от 1 сентября 2000 года N 945-РМ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", которым утверждено Положение о Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. К основным направлениям деятельности комиссии, в частности, относятся: координация деятельности специализированных городских органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организационное и методическое руководство деятельностью окружных и районных комиссий по делам несовершеннолетних; разработка проекта и контроль за реализацией городской программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.