Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

5.3 Эксплуатация жилищного фонда города Москвы


Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) предусматривает переход от бюджетного финансирования отрасли к 100% оплате услуг ЖКХ населением. Однако столичные власти не намерены ставить вопрос о введении в Москве до 2012 года полной оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Для решения данной проблемы будут увеличиваться дотационные выплаты за коммунальные услуги тем слоям населения, которые в этом нуждаются.

Закон города Москвы от 13 ноября 1996 года N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением" установил принципы формирования и порядок введения нормативов по эксплуатации жилищного фонда. Законодательный акт повысил ответственность Государственной жилищной инспекции города Москвы (Мосжилинспекции) по контролю за их разработкой и соблюдением, а также расширил ее полномочия, применяемые к владельцам жилых зданий, для обеспечения выполнения указанных нормативов.

В целях обеспечения собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений достоверными сведениями о потребительских характеристиках занимаемых квартир в столице была разработана целевая Комплексная программа паспортизации жилищного фонда Москвы. В программе определены этапы паспортизации жилищного фонда, начиная с 1996 года, ее правовые аспекты, состав и объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по внедрению паспортов на жилые помещения (квартиры) и дома. Отношения, возникающие между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами в этой области, в дальнейшем урегулировал Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 66 "О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве". В нем впервые введены понятия "паспортизация жилых помещений (квартир)", "паспорт на жилое помещение (квартиру)", "паспортная информация", а также установлены порядок и контроль проведения паспортизации в столице, что позволило восполнить существующий пробел в федеральном законодательстве. Паспорт на жилое помещение (квартиру) позволил собственнику иметь полную информацию о квартире при совершении сделок с недвижимостью, а органам государственной власти - контролировать несанкционированную перепланировку квартир.

В дальнейшем в соответствии с новым Жилищным кодексом Российской Федерации в принятый нормативный правовой акт были внесены изменения, в частности определены новая форма и состав технического паспорта на жилое помещение.

В целях обеспечения своевременности реконструкции и ремонта жилых зданий, а также сохранности и безопасности граждан Правительство Москвы организовало систему наблюдения (мониторинг) за состоянием жилищного фонда. Правовые отношения, возникающие между участниками мониторинга, и требования к его проведению установил Закон города Москвы от 7 апреля 2004 года N 21 "О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы". Принятый правовой акт позволил более рационально использовать бюджетные средства, выделенные из городского бюджета на капитальный ремонт жилых помещений, и сделал информацию о состоянии жилищного фонда прозрачной и доступной для всех заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации устанавливает размеры региональных стандартов, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Закон города Москвы от 1 ноября 2006 года N 54 "О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" определил городские стандарты нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.