Проведение экономических реформ и развитие рыночных отношений в Российской Федерации существенно повысили политическую, экономическую и социальную значимость земельных отношений. Являясь базисом производственной деятельности и объектом недвижимости, земля представляет собой один из важнейших ресурсов развития и функционирования города.
Применительно к условиям Москвы как важнейшего финансового, экономического, индустриального и культурного центра России реальное осуществление земельной реформы ведет к увеличению социального, инвестиционного, производственного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста города, который позволит реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности.
В связи с изменениями федерального законодательства, произошедшими после принятия Закона города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", возникла необходимость принятия нового законодательного акта по вопросам регулирования землепользования. Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" реализовал требования федеральных законов о предоставлении земельных участков на территории города Москвы в частную собственность, в том числе собственникам помещений в многоквартирных домах, а также учел имущественные интересы граждан и юридических лиц, владеющих земельными участками в городе Москве, при проведении процедур изъятия земельных участков и резервирования земель для государственных нужд города.
Принятие Закона города Москвы от 26 мая 2004 года N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы" было обусловлено необходимостью повышения эффективности использования имущества организаций науки, промышленности и иных отраслей городского хозяйства. Законом определен механизм, позволяющий сохранить профиль научной и промышленной деятельности предприятий при реконструкции и строительстве объектов недвижимости на используемых земельных участках.