Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2008 года N 282


О проекте федерального закона "О внесении изменений
в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона
"О гражданстве Российской Федерации"



В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума

постановляет:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе Уполномоченному по правам ребенка в городе Москве А.И.Головань.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

Заместитель Председателя
Московской городской Думы
А.Н.Метельский


Вносится Московской
городской Думой

     

Проект  

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом
 положении иностранных граждан в Российской Федерации"
и статью 14
 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

     

     

Статья 1


Внести в статью 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032; 2006, N 30, ст.3286; 2007, N 2, ст.361; 2008, N 30, ст.3616) изменение, дополнив пункт 3 подпунктами 6_2-6_4 следующего содержания:

"6_2) имеющему несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

6_3) имеющему совершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и вступившим в законную силу решением суда признанного недееспособным или ограниченного в дееспособности;

6_4) не достигшему 18-летнего возраста, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в подпунктах 1-6(3) настоящего пункта, либо по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина Российской Федерации;".

Статья 2


Внести в статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст.2031; 2003, N 46, ст.4447; 2006, N 2, ст.170; 2007, N 49, ст.6057; 2008, N 40, ст.4498) изменение, дополнив часть первую пунктами "г" и "д" следующего содержания:

"г) имеют несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

д) имеют совершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и вступившим в законную силу решением суда признанного недееспособным или ограниченного в дееспособности.".

Президент
Российской Федерации

    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
и статью 14 Федерального закона
"О гражданстве Российской Федерации"



Необходимость внесения проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект) обусловлена многочисленными случаями нарушения прав и законных интересов детей - граждан Российской Федерации в связи с отсутствием возможности их родителями - иностранными гражданами (в том числе гражданами государств - бывших членов СССР) либо лицами без гражданства получить разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и быть принятыми в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (статья 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

Типична ситуация, при которой одним из родителей ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, является иностранный гражданин, а второй родитель - гражданин Российской Федерации умер либо по решению суда, вступившему в законную силу, признан безвестно отсутствующим (объявлен умершим), либо лишен родительских прав или ограничен в родительских правах, либо признан недееспособным или ограничен в дееспособности, то есть не может осуществлять функции законного представителя ребенка, что влечет за собой невозможность соблюдения и защиты в полной мере прав и законных интересов ребенка, в том числе имущественного характера.

В настоящее время наличие оснований для получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание без учета квоты не влечет получение разрешения на временное проживание без учета квоты и его не достигшим 18-летнего возраста ребенком.

Действующий порядок не предусматривает получение разрешения на временное проживание без учета соответствующей квоты и иностранными гражданами, не достигшими 18-летнего возраста, являющимися детьми граждан Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.

В связи с этим в интересах указанных категорий детей предлагается расширить перечень иностранных граждан, предусмотренный пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", что позволит упростить процедуру получения ими разрешения на временное проживание.

Логичным и последовательным будет включение указанных категорий иностранных граждан (лиц без гражданства) в предусмотренный Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" перечень иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста 18 лет и обладающих дееспособностью, которые вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В этой связи предлагается внести изменение в часть первую статьи 14 данного Федерального закона.

Принятие законопроекта позволит обеспечить соблюдение закрепленных в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации права ребенка жить и воспитываться в семье, прав на заботу своих родителей и совместное с ними проживание, а также права ребенка на воспитание своими родителями. Кроме того, будет осуществляться управление, охрана и содержание имущества детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и лишившихся родителей, состоявших в гражданстве Российской Федерации.

Необходимость указанных изменений обусловлена положениями статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Предложенный законопроект направлен на реализацию основополагающего принципа Конвенции о правах ребенка о наилучшем обеспечении интересов ребенка (статья 3).

Редактор проекта:
Уполномоченный по правам ребенка
в городе Москве
А.И.Головань

     

     

Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 6
Федерального закона "О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
и статью 14
Федерального закона "О гражданстве
Российской Федерации"

     

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении
изменений в статью 6 Федерального закона "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации"
и статью 14
Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"



В связи с принятием данного законопроекта не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.

Редактор проекта:
Уполномоченный по правам ребенка
в городе Москве
А.И.Головань

     

     

Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 6
Федерального закона "О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
и статью 14
Федерального закона "О гражданстве
Российской Федерации"

     

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6
 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
и статью 14 Федерального закона
 "О гражданстве Российской Федерации"



В случае принятия данного законопроекта не потребуются дополнительные расходы из федерального бюджета.

Редактор проекта:
Уполномоченный по правам ребенка
в городе Москве
А.И.Головань

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка Московской городской Думы