4.1. Мероприятия по созданию системы государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, обеспечивающей эффективное использование потенциала подземного пространства города Москвы с формированием современной планировочной структуры города.
4.1.1. Сбор и систематизация информации о существующих, вводимых в эксплуатацию и проектируемых подземных сооружениях регионального, городского, межрайонного и районного значения (в частности сведений о доступности объектов) в соответствии с Единой государственной картографической основой города Москвы и в увязке с информационной системой обеспечения градостроительной деятельности, соответствующими государственными реестрами и регистрами и иными государственными информационными системами (указанные мероприятия осуществляются в соответствии с пунктом 2.6 постановления Правительства Москвы от 29 мая 2007 года N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях подземной урбанизации города Москвы").
4.1.2. Ведение картографического информационного обеспечения (указанные мероприятия осуществляются в соответствии с пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 19 января 1999 года N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий").
4.1.3. Подготовка предложений по размещению подземных сооружений при выполнении городских градостроительных программ.
4.1.4. Мероприятия по разработке в 2009-2011 годах обосновывающих градостроительных материалов и иной документации в целях размещения подземных сооружений в городе Москве (приложение 3 к Программе), в том числе:
4.1.4.1. Разработка проекта Схемы размещения подземных сооружений общественного назначения, в том числе многофункциональных центров в составе транспортно-пересадочных узлов в составе транспортно-пересадочных узлов до 2025 года.
4.1.4.2. Разработка обосновывающих градостроительных материалов в целях размещения подземных сооружений общественного назначения в городе Москве с учетом разработанной Схемы (п.4.1.4.1).
4.1.4.3. Ежегодная актуализация базовых перечней размещения градостроительных объектов с использованием подземного пространства в городе Москве.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 мая 2007 года N 412-ПП "О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях подземной урбанизации города Москвы" разработаны:
- базовый (предварительный поадресный) перечень зон планируемого (требуемого) размещения в городе Москве подземных сооружений, в том числе многофункциональных центров в составе транспортно-пересадочных узлов, для разработки документации по планировке территории и обосновывающих градостроительных материалов (приложение 1 к Программе);
- базовый (предварительный поадресный) перечень подземных пешеходных тоннелей в городе Москве, планируемых к реконструкции в целях расширения и размещения объектов потребительского рынка и услуг (приложение 2 к Программе).
4.1.5. Подготовка конкурсной документации, предусматривающей в условиях конкурса возврат в бюджет города Москвы средств на разработку документации по планировке территории и конкурсной документации.
4.1.6. Подготовка предложений по уточнению показателей финансового обеспечения Программы при формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы.
4.1.7. Формирование организационно-управленческих структур: уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы по вопросам использования участков недр, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке размещения государственного заказа на выполнение мероприятий Программы, в том числе путем организации проведения в I квартале 2009 года торгов по выбору заказчиков по реализации мероприятий Программы.
Ожидаемый результат выполнения мероприятий по созданию системы государственного управления развитием территорий в части комплексного градостроительного освоения подземного пространства, обеспечивающей эффективное использование потенциала подземного пространства города Москвы с формированием современной планировочной структуры города:
- создание единой общегородской системы разработки и реализации документации по планировке территории и обосновывающих градостроительных материалов в сфере освоения подземного пространства;
- создание системы управления и координации градостроительной деятельности по освоению подземного пространства.
4.2. Мероприятия по созданию системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства города Москвы и совершенствованию системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства на территории города Москвы.
4.2.1. Разработка методики геолого-экономической оценки участков недр города Москвы, предполагаемых к размещению объектов подземного строительства.
4.2.2. Разработка методики экономического стимулирования строительства подземных объектов в городе Москве.
Основной смысл градостроительной политики - повышение уровня комфорта и безопасности городской среды, основной ее приоритет - устойчивое развитие городской инфраструктуры. Рыночная экономика рассматривает в качестве системообразующего иной критерий - норму прибыли. Поэтому, очевидно, рыночные методы регулирования, взятые сами по себе, вне стратегического участия государства, не способны обеспечить реализацию обозначенной цели при освоении подземного пространства.
Однако совершенная система экономической мотивации способна одновременно предложить выгоду инвестору и эффективно совершенствовать городскую среду.
Комплексное градостроительное освоение подземного пространства не должно приводить к возрастанию рисков физического и психического травматизма горожан, порождаемых спецификой подземной городской среды. Выполнение данного базового требования обусловливает необходимость создания нормативных правовых рамок, позволяющих гарантировать социально ответственный характер деятельности всех участников рынка подземного строительства. В частности, существует потребность в разработке системы учета данных травматизма и ущерба от ошибок или недоработок в сфере подземного градостроительства, а также системы санкций и процессуальных норм для взыскания с ответственной стороны материального эквивалента причиненного ущерба.
В данном контексте, система экономического стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства предлагается в дополнение к нормам законодательства по охране среды жизнедеятельности в городе Москве.
Меры по экономическому стимулированию комплексного градостроительного освоения подземного пространства должны способствовать нивелированию специфических угроз качеству жизни горожан.
4.2.2.1. Методика экономического стимулирования строительства подземных объектов должна предусматривать следующие основные положения:
- обеспечение возможности проведения анализа потенциальных коммерческих (финансовых) результатов строительства подземных объектов, а также подготовки предварительных заключений по возможным поступлениям в бюджет города при реализации проектов подземного строительства за счет средств инвесторов с целью стимулирования инвестиционной активности при освоении подземного пространства города Москвы;
- обеспечение возможности расчета максимально допустимого размера обременений при строительстве подземных объектов с учетом приемлемой рентабельности инвестиционного проекта для инвестора;