Недействующий

О Городской целевой программе "Электронная Москва (2009-2011 годы)" (с изменениями на 15 июня 2010 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 02.04.2013 N 198-ПП)

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена
 Программа, и оценка сложившейся ситуации


В соответствии с законами города Москвы от 24 октября 2001 года N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и рядом постановлений Правительства Москвы в 2003-2007 годах проведена значительная работа по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦП "ЭМ").

В рамках выполнения ГЦП "ЭМ" в 2003-2007 годах накоплен практический опыт и реализованы подходы, которые позволили поэтапно повышать эффективность внедрения в городе информационных технологий, а именно:

Планирование и реализация проектов: внедрен проектно-ориентированный подход, объединяющий в рамках одной четкой цели создание соответствующих ведомственных и отраслевых информационных систем, программа структурирована на три направления - основное, вспомогательное и обеспечивающее, внутри которых определены приоритетные проекты, а также их взаимосвязь и этапность выполнения. Следствием перехода на проектно-ориентированный подход в планировании стало повышение целевой ориентации и ясности ежегодных планов Программы.

Эксплуатация информационных систем: введена система паспортизации программно-технических комплексов ведомств, внедряется система их автоматизированного мониторинга, пересмотрен сборник цен и тарифов на эксплуатацию, на этой основе разработана автоматизированная система расчетов эксплуатационных затрат. При росте масштаба и области охвата информационных систем это позволяет контролировать и оптимизировать эксплуатационные расходы.

Проведение единой технической политики: введены жесткие требования со стороны Управления информатизации к наличию и содержанию технической документации на проектирование систем, внедрена практика сводных конкурсов на поставки оборудования и программного обеспечения. Это позволяет поэтапно повышать уровень программно-технической унификации при создании городских информационных систем с целью максимального упрощения последующей эксплуатации и уменьшения эксплуатационных расходов.

Формирование единого информационного пространства города: много усилий направлено на организацию межведомственного обмена информацией, создаются технологическая и организационная основы этого обмена: Метасистема "Электронная Москва" и регламенты информационного взаимодействия ведомств, подлежащие, по мере формирования баз данных, автоматической реализации в рамках Метасистемы. Это позволяет постепенно решать главную задачу информатизации - оказание информационных услуг населению, организациям и органам власти в электронном виде (далее - электронные услуги).

Вместе с тем при реализации ГЦП "ЭМ" возникли определенные проблемы:

- недостаточно проработан вопрос о наполнении создаваемых информационных систем корректной информацией и актуализации данных, переносимых из ранее эксплуатировавшихся информационных ресурсов;

- не преодолены информационные межведомственные барьеры взаимодействия городских органов власти и организаций, не обеспечен требуемый уровень гармонизации общегородского комплекса нормативно-справочной информации;

- недостаточный объем информатизации процессов сопутствующих оказанию государственных услуг населению, организациям и органам власти;

- недостаточный объем информационных услуг, оказываемых населению, городским органам власти и организациям в электронном виде;

- ориентация при создании ведомственных информационных систем на автоматизацию деятельности структурных подразделений, а не деловых (административных) процессов городских органов власти и организаций;

- низкий уровень управления и мониторинга работоспособности городскими ИТ-ресурсами;

- недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию городских информационных систем и их администрирование;

Несмотря на отмеченные трудности и проблемы, уже сейчас можно сказать, что благодаря реализации ГЦП "ЭМ" создана основа для достижения долгосрочных целей по широкомасштабному использованию информационно-коммуникационных технологий для развития города. Растет оснащение городских органов власти и организаций средствами ИКТ и профильными информационными системами, поддерживающими осуществление ими деловых процессов при выполнении своих основных функций. Информационно-коммуникационные технологии становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей.

Сегодняшнюю ситуацию в области электронного развития города можно охарактеризовать как начало нового этапа информатизации. Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к интенсивному этапу, на котором на первый план выходят вопросы эффективного, комплексного, предполагающего высокий уровень автоматизации деловых процессов, использования ИКТ для предоставления государственных услуг и повышения эффективности городского управления, улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых в социальной сфере, сфере городского хозяйства и в области обеспечения безопасности города. На осуществление этих преобразований и направлена городская целевая программа "Электронная Москва (2009-2011 годы)".

Сегодня все больше растет понимание того, что использование ИКТ в сфере государственного управления и в социальной сфере - это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в органах власти и учреждениях здравоохранения, образования, культуры. Речь идет о существенной перестройке работы (деловых процессов) органов власти и организаций социальной инфраструктуры на базе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг (включая услуги в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и др.).

В России и Москве дополнительную актуальность вопросов электронного развития сферы государственного и муниципального управления и социальной инфраструктуры придает начавшаяся реализация национальных проектов и административная реформа - информационно-коммуникационные технологии могут внести существенный вклад в их реализацию и помочь достижению поставленных целей.

Комплекс проблем, на решение которых направлена Программа, напрямую связан с повышением эффективности использования ИКТ для решения задач социально-экономического развития Москвы. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для города сфер деятельности: городского управления, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, городского хозяйства, обеспечения безопасности города, индустрии отдыха и зрелищ, общественной жизни. Можно сказать, что без решения проблем эффективного широкомасштабного использования ИКТ, без развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем города сегодня невозможно успешное решение ни одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Москвы.

Достижение основных целей Программы - обеспечение жизнедеятельности города, информатизация деятельности органов власти и городских организаций, создание и развитие необходимой для этого информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение качества государственного управления и государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, обеспечение открытости и доступности информации, обеспечение безопасности города и граждан, повышение уровня обслуживания в социальной сфере, здравоохранении, образовании, создание в городе комфортной среды обитания является существенным вкладом в решение задач социально-экономического развития города Москвы.

При реализации ГЦП "Электронная Москва" создана основа широкомасштабного использования ИКТ для развития города. Растет оснащение органов власти и бюджетных организаций средствами информационно-коммуникационных технологий и профильными информационными системами. ИКТ становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей.

Вместе с тем при реализации ГЦП "Электронная Москва" не решены в полном объеме следующие проблемные вопросы:

1. По номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг, предоставляемых органами власти и организациями города в электронном виде, показатели Москвы пока не достигли уровня развитых стран, где предоставление таких услуг рассматривается как одно из важнейших направлений развития информационного общества. При этом в городе наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронном виде (по данным мониторинга, около 40% всех московских предприятий и не менее 25% горожан - пользователей Интернета готовы воспользоваться электронными услугами органов государственной власти Москвы и городских организаций при наличии такого предложения).

2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государственных услуг, в том числе за счет максимальной автоматизации всех процессов сопутствующих их оказанию. По номенклатуре услуг, предоставляемых городскими органами власти и организациями в режиме "Одного окна", достигнутые показатели Москвы пока не достигли требуемого уровня. В настоящее время автоматизирована выдача 16 типов документов из 165 - то есть примерно 10%, обеспечена автоматизированная обработка порядка 60% всех заявок.

3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых систем городского управления, в городе до конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих обеспечить согласованное функционирование этих систем. В этой связи необходимо завершение создания метасистемы "Электронная Москва", основой которой являются: система электронного взаимодействия и система общегородских классификаторов и справочников.

4. По показателям доступа предприятий бизнес-сектора к информационно-коммуникационным технологиям Москва практически не уступает средним показателям Европейского Союза (ЕС), несколько отставая только по показателям доступа к Интернету. В сфере ответственности государства ситуация иная - уровень доступа к информационно-коммуникационным технологиям организаций социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем показатели аналогичных организаций в ЕС. Так, например, в московских школах весной 2006 года приходилось 22 ученика на один компьютер, в 2007 году - 19 учеников, и только к 2010 году планируется обеспечить оснащенность на уровне стран ЕС - в среднем 9 учеников. Ситуация усугубляется тем, что компьютерной техникой и информационными системами обеспечивались в первую очередь управляющие структуры, информатизация осуществлялась путем создания АИС для органов власти и управления, в ущерб информатизации деятельности по оказанию услуг населению и бизнесу.

5. С указанными причинами связано, но целиком не сводится к ним, существенное (иногда на порядок) отставание от стран ЕС по показателям реального использования ИКТ при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры города Москвы. Даже при наличии достаточно развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры, уровень интеграции информационных технологий в производственные процессы в организациях социальной сферы города остается низким. Несмотря на то, что практически все московские школы подключены к Интернету и оснащены компьютерными классами, менее 20% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 25% учителей используют Интернет на занятиях со своими учениками, по сравнению, соответственно, с 68% и 53% учителей в среднем по ЕС. Врачи московских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) на порядок реже, чем их коллеги в странах ЕС, используют ИКТ в своей профессиональной деятельности.

6. Несмотря на заметный рост уровня информационной грамотности взрослого населения Москвы, этот уровень все еще остается низким и в два раза уступает уровню информационной грамотности населения США. При этом совершенно недостаточно развита в Москве система обучения взрослого населения использованию компьютера и Интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности - доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку значительно ниже, чем в странах ЕС. Несмотря на создание более 200 центров общественного доступа к социально значимой информации, задача повышения информационной грамотности решена не в полной мере.