ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2008 года N 591-ПП
О мерах по оптимизации привлечения иностранных работников на предприятия города Москвы
(с изменениями на 29 декабря 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 марта 2011 года на основании
постановления Правительства Москвы от 2 марта 2011 года N 55-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 3, 19.01.2010).
____________________________________________________________________
Москва продолжает оставаться одним из основных центров концентрации значительных масс мигрантов различных категорий, особенно трудовых, и вопросы управления миграционными процессами на территории города на сегодняшний день остаются актуальными.
Практическая реализация мероприятий Московской городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 августа 2007 года N 711-ПП, анализ действующего миграционного законодательства, а также проблем в сфере миграционной политики подтверждают необходимость совершенствования как федерального, так и московского законодательства.
Кроме того, для создания эффективной комплексной системы обеспечения города квалифицированными трудовыми ресурсами необходимо организовать централизованный и эффективный учет прибывающих в город иностранных граждан, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности. В рамках этой системы также должно быть предусмотрено цивилизованное пребывание в городе Москве трудовых мигрантов.
Правительство Москвы
постановляет:
1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Московской городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы согласно приложению 1.
2. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
3. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
4. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
5. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
6. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
7. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
8. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
9. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
10. Считать целесообразным создание в Москве автоматизированной информационной системы "Карта иностранного гостя" (далее - АИС КИГ) для информационного обеспечения работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с иностранными работниками в режиме "одного окна".
11. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе "Карта иностранного гостя" согласно приложению 3.
12. Возложить на Управление информатизации города Москвы функции государственного заказчика работ по созданию, развитию и эксплуатации АИС КИГ.
13. Установить, что разработка АИС КИГ осуществляется в соответствии с техническим заданием (ТЗ) и технико-экономическим обоснованием (ТЭО), согласованными Департаментом труда и занятости населения города Москвы и УФМС России по г.Москве и утвержденными первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецовой (пункт в редакции, введенной в действие с 19 января 2010 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП, - см. предыдущую редакцию).
14. Управлению информатизации города Москвы:
14.1. До 1 августа 2008 года обеспечить проведение конкурса по выбору исполнителя разработки АИС КИГ на основе утвержденных ТЗ и ТЭО.
14.2. Предусматривать в установленном порядке начиная с 2008 года финансирование разработки, развития и эксплуатации АИС КИГ за счет и в пределах средств, планируемых в бюджете города Москвы по соответствующим видам расходов.
15. Одобрить проект "Временный административно-бытовой городок повторного применения" (далее - ВАГ), разработанный с учетом всех требований к техническим и качественным характеристикам и компоновке модулей в составе ВАГ для обеспечения противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, благоприятных условий пребывания иностранных и иногородних работников (приложение 4).
16. Установить, что:
16.1. Объединение административно-технических инспекций города Москвы оформляет ордер на работы по возведению ВАГ и закрывает ордер после демонтажа ВАГ и восстановления нарушенного благоустройства.
16.2. Заказчик на строительство градостроительного объекта обеспечивает оформление в установленном порядке земельно-правовых отношений, в том числе и для размещения ВАГ.
16.3. Собственник ВАГ или арендатор в соответствии с федеральным законодательством принимает необходимые меры для постановки на миграционный учет иностранных граждан.
16.4. Инвестор при возведении ВАГ согласовывает проект в установленном порядке.
17. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту транспорта и связи города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту капитального ремонта жилищного фонда города Москвы по согласованию с Москомархитектурой и префектурами административных округов города Москвы до 1 января 2009 года внести в установленном порядке предложения по схеме размещения ВАГ на территории города Москвы с учетом потребностей в иностранной и иногородней рабочей силе.
18. Пункт утратил силу с 19 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП. - См. предыдущую редакцию.
19. Просить Московскую Федерацию профсоюзов и Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) принять меры по недопущению работодателями создания рабочих мест с заниженным уровнем оплаты труда и дискриминации иностранных работников при оплате труда, трудовых и связанных с ними отношениях.
20. Департаменту труда и занятости населения города Москвы совместно с Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, префектурами административных округов города Москвы провести информационную кампанию в средствах массовой информации по разъяснению позитивного значения создания ВАГ для социально-экономического развития города Москвы и формированию положительного общественного мнения (пункт в редакции, введенной в действие с 19 января 2010 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП, - см. предыдущую редакцию).
21. Разрешить Департаменту труда и занятости населения города Москвы перераспределять средства, предусмотренные на реализацию мероприятий Программы, до 10 процентов расходов (пункт в редакции, введенной в действие с 19 января 2010 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП, - см. предыдущую редакцию).
22. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. (пункт в редакции, введенной в действие с 19 января 2010 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1503-ПП, - см. предыдущую редакцию).
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ИНФОРМАЦИЯ
о ходе реализации Московской городской целевой
миграционной программы на 2008-2010 годы
В 2007 году суммарный размер квоты для привлечения и использования иностранных работников, прибывших в РФ в безвизовом и визовом порядке составил 810000.
Из стран с безвизовым порядком въезда работодатели могли привлечь 578390 работников, которые получили разрешения на работу. При этом в УФМС России по г.Москве поступило 207108 уведомлений от работодателей о приеме на работу иностранных работников, въехавших в РФ в безвизовом порядке. Сведения о трудоустройстве 371282 иностранных работников отсутствуют.
В то же время на конец года, по данным Управления государственной службы занятости населения города Москвы (далее - УГСЗН города Москвы), оставались вакантными более 140000 рабочих мест по 132 рабочим профессиям и должностям. Таким образом, при переизбытке трудовых ресурсов значительное количество вакантных рабочих мест оставались незаполненными. Причинами такого положения дел являются, в том числе:
1) заниженный уровень оплаты труда, который экономически невыгоден для москвичей и иногородних;
2) низкая квалификация иностранных работников, которая не устраивает работодателей;
3) значительное количество (до 50%) иностранных работников оказываются занятыми в частном секторе без оформления трудовых отношений.
В связи с этим в рамках выполнения Московской городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы предприняты следующие шаги.
1. Организованный набор иностранной рабочей силы.
В настоящее время московский рынок труда заполняется иностранными работниками стихийно, без учета реальных потребностей работодателей в тех или иных специалистах. Оптимальной представляется такая схема действий, при которой работодатель имеет возможность набрать нужных ему работников непосредственно в стране их проживания.
Для отработки алгоритма действий по этой схеме всех заинтересованных сторон Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы проведены встречи с работодателями (ПО "ТЕПЛОТЕХНИКА", ЗАО "МОССТРОЙИНВЕСТ" и другими), агентствами по труду и занятости Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В настоящее время согласованный заинтересованными сторонами порядок действий состоит из следующих этапов:
- работодатели подают заявки о потребности в тех или иных работниках в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, указывая в них размер оплаты труда, условия работы, гарантируя работникам предоставление общежития и медицинского обслуживания;
- Комитет заявки работодателей согласует с УГСЗН города Москвы и направляет в агентства по труду и занятости соответствующих республик, где по ним в обговоренные с работодателем сроки подбираются нужные работники;
- эти работники проходят медицинское освидетельствование в республиканских учреждениях здравоохранения;
- загодя извещенный о готовности к отправке партии работников, представитель работодателя прибывает в республику для проверки соответствия отобранной партии работников требованиям поданной работодателем заявки;
- направленную в Москву партию работников сопровождают представитель работодателя и агентства по труду и занятости республики;
- партия по прибытии размещается в общежитии работодателя или в административно-бытовом городке Московского единого миграционного окна (МЕМО), работники которого оформляют их постановку на миграционный учет, а затем и разрешения на работу.
Для детальной проработки обозначенных позиций с 22 по 27 апреля 2008 года состоялись встречи представителей Правительства Москвы и органов исполнительной власти Киргизии и Таджикистана. В состав рабочей группы вошли сотрудники Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы и УГСЗН города Москвы. В целях проработки вопросов оргнабора 22 мая состоялась аналогичная командировка в Республику Армения.
2. Временные административно-бытовые городки (ВАГ).
Московской городской целевой миграционной программой на 2008-2010 годы предусматривается строительство временных гостиниц упрощенного типа для иногородних и иностранных работников на основе модулей "Универсал" за счет инвесторов. В настоящее время такие сооружения определяются термином "Временные административно-бытовые городки (ВАГ)".
До 15 января 2007 года - вступления в силу нового миграционного законодательства - инвесторы заинтересованности в строительстве ВАГ не проявляли из-за неопределенности правового статуса этих сооружений, что ставило под сомнение рентабельность их эксплуатации. Новое законодательство позволяет владельцам ВАГ ставить проживающих в них иностранных работников на миграционный учет, однако действующие санитарные нормы и правила не допускают использование модулей для жилья. В целях разрешения этой проблемы в начале года в Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы проведено совещание с участием представителей компаний, производящих модули, Главного управления МЧС России по г.Москве, Управления Роспотребнадзора по городу Москве, УФМС России по г.Москве, строительных компаний. На этом совещании производителями модулей была достигнута договоренность о совместной с управлениями МЧС и Роспотребнадзора по г.Москве разработке типового проекта ВАГ, в котором возможно временное проживание. Выполнить эту работу взяла на себя обязательство компания ЗАО "Центр структурных расчетов" (ЦСР). Согласованный проект ВАГ представлен на заседание Правительства Москвы.
3. Московское единое миграционное окно (МЕМО).
В соответствии с поручениями Мэра Москвы Ю.М.Лужкова 2 октября 2007 года N 4-19-17330/7 Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы была начата работа по созданию МЕМО для обеспечения отраслей экономики города Москвы иностранными работниками в порядке организованного набора.
28 февраля 2008 года в Комитете проведено совещание по вопросу создания пилотного проекта МЕМО с использованием конструкций модульного типа на заводе АМО "ЗИЛ", который располагает достаточной территорией для размещения МЕМО, имеет опыт работы по привлечению иностранной рабочей силы: привлекает в год до 4,5 тыс.иностранных работников. Кроме того, завод имеет собственную учебную базу и общежитие. При принятии решения о размещении пилотного проекта МЕМО на указанной территории также принято во внимание расположение завода: на удалении от центра города, но в то же время рядом с развязками 3-го транспортного кольца.
На совещании принято решение считать целесообразным включение в состав МЕМО подразделения ГУ "МЦТО", сотрудников УФМС России по г.Москве и УГСЗН города Москвы. При этом предложено разграничить сферы ответственности:
1) ГУ "МЦТО": прием и распределение иностранных граждан по подразделениям МЕМО модульного типа; оформление документов для постановки на миграционный учет по месту пребывания и получения разрешений на работу; организация медосвидетельствований; направление на работу иностранных граждан прибывших в рамках организованного набора;
2) УФМС России по г.Москве: проверка документов, необходимых для постановки иностранных граждан на учет по месту временного пребывания; организация выдачи разрешений на работу иностранным гражданам; прием и учет результатов медосвидетельствований;
3) УГСЗН города Москвы: организация трудоустройства иностранных граждан, прибывших вне рамок организованного набора, а также иностранных граждан, которые не были трудоустроены на АМО "ЗИЛ".
В третьем квартале текущего года пилотный проект МЕМО на заводе АМО "ЗИЛ" приступит к работе.
4. Единый межведомственный идентификационно-аналитический банк данных (ЕМИБД) и пластиковая "Карта иностранного гостя".
В целях обеспечения надежного контроля пребывания иностранных граждан на территории Москвы и обеспечения их прав Комитетом предложено создание единого межведомственного идентификационно-аналитического банка данных (ЕМИБД) и пластиковой "Карты иностранного гостя", которая является пропуском для входа в ЕМИБД. Въезжающему в страну мигранту еще на границе должен присваиваться идентификационный номер в межведомственной и межрегиональной электронной базе данных. И все его отношения с властями - миграционной службой, службой занятости населения, учреждениями здравоохранения, работодателями, налоговой службой должны заноситься на электронный носитель - "Карту иностранного гостя". Естественно, и соответствующие структуры должны иметь возможность внести и получить необходимую информацию по любому иностранцу. Соответствующие предложения Правительством Москвы подготовлены и направлены на согласование в ФМС России.