Недействующий

Об утверждении Концепции Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 02.04.2013 N 198-ПП)

2. Основные результаты и проблемы реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" в 2003-2007 годах

В соответствии с законами города Москвы от 24 октября 2001 года N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и распорядительными документами Правительства Москвы в 2003-2007 годах проведена значительная работа по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦП "ЭМ").

В рамках выполнения ГЦП "ЭМ" в 2003-2007 годах накоплен практический опыт и реализованы подходы, которые позволили поэтапно повышать эффективность внедрения в городе информационных технологий, а именно:

Планирование и реализация проектов: внедрен проектно-ориентированный подход, объединяющий в рамках одной четкой цели создание соответствующих ведомственных и отраслевых информационных систем, программа структурирована на три направления - основное, вспомогательное и обеспечивающее, внутри которых определены приоритетные проекты, а также их взаимосвязь и этапность выполнения. Следствием перехода на проектно-ориентированный подход в планировании стало повышение целевой ориентации и ясности ежегодных планов программы.

Эксплуатация информационных систем: введена система паспортизации программно-технических комплексов ведомств, внедряется система их автоматизированного мониторинга, пересмотрен сборник цен и тарифов на эксплуатацию, на этой основе разработана автоматизированная система расчетов эксплуатационных затрат. При росте масштаба и области охвата информационных систем это позволяет контролировать и оптимизировать эксплуатационные расходы.

Проведение единой технической политики: введены жесткие требования со стороны Управления информатизации города Москвы к наличию и содержанию технической документации на проектирование систем, внедрена практика сводных конкурсов на поставки оборудования и программного обеспечения. Это позволяет поэтапно повышать уровень программно-технической унификации при создании городских информационных систем с целью максимального упрощения последующей эксплуатации и уменьшения эксплуатационных расходов.

Формирование единого информационного пространства города: много усилий направлено на организацию межведомственного обмена информацией, создаются технологическая и организационная основы этого обмена: Метасистема "Электронная Москва" и регламенты информационного взаимодействия ведомств, подлежащие, по мере формирования баз данных, автоматической реализации в рамках Метасистемы. Это позволяет постепенно решать главную задачу информатизации - оказание информационных услуг населению, организациям и органам власти в электронном виде (далее - электронные услуги).

Вместе с тем при реализации ГЦП "ЭМ" возникли определенные проблемы:

- не преодолены информационные межведомственные барьеры взаимодействия городских органов власти и организаций, не обеспечен требуемый уровень гармонизации общегородского комплекса нормативно-справочной информации;

- недостаточный объем информатизации процессов, сопутствующих оказанию государственных услуг населению, организациям и органам власти;

- недостаточный объем информационных услуг, оказываемых населению, городским органам власти и организациям в электронном виде;

- ориентация при создании ведомственных информационных систем на автоматизацию деятельности структурных подразделений, а не деловых (административных) процессов городских органов власти и организаций;

- низкий уровень управления и мониторинга работоспособности городскими ИТ-ресурсами;

- недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию городских информационных систем.

Несмотря на отмеченные трудности и проблемы, уже сейчас можно сказать, что благодаря реализации ГЦП "ЭМ" создана основа для достижения долгосрочных целей по широкомасштабному использованию информационно-коммуникационных технологий для развития города. Растет оснащение городских органов власти и организаций средствами ИКТ и профильными информационными системами, поддерживающими осуществление ими деловых процессов при выполнении своих основных функций. Информационно-коммуникационные технологии становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей.

Сегодняшнюю ситуацию в области электронного развития города можно охарактеризовать как начало нового этапа информатизации. Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к интенсивному этапу, на котором на первый план выходят вопросы эффективного, комплексного, предполагающего высокий уровень автоматизации деловых процессов, использования ИКТ для предоставления государственных услуг и повышения эффективности городского управления, улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых в социальной сфере, сфере городского хозяйства и в области обеспечения безопасности города. На осуществление этих преобразований и направлена городская целевая программа "Электронная Москва (2009- 2011 годы)".