Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 апреля 2008 года N 720-РП

Об утверждении Концепции Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 27 февраля 2013 года N 111-ПП
____________________________________________________________________

В связи с завершением срока действия Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы, одобренной постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2005 года N 679-ПП, и в целях выполнения п.3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (от 9 июля 2007 года N Пр-1245):

1. Утвердить Концепцию Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы (приложение).

2. Возложить функции государственного заказчика-координатора Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы на Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы.

3. Департаменту внешнеэкономических и международных связей города Москвы разработать Комплексную целевую среднесрочную программу осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы и представить на заседание Правительства Москвы во II квартале 2008 года.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 10 апреля 2008 года N 720-РП

КОНЦЕПЦИЯ
Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы

Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы построена на основе обобщения и анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по взаимодействию с российской диаспорой, накопленного в ходе реализации двух предыдущих Программ, итоги которых свидетельствуют о достижении нового качественного уровня в работе города Москвы с соотечественниками за рубежом.

Правительство Москвы, на протяжении полутора десятилетий ведущее работу по поддержке соотечественников более чем в 70 странах мира, накопило уникальный опыт работы с соотечественниками за рубежом. Значительные события произошли в последнее время в сфере поддержки зарубежных российских соотечественников, прежде всего на федеральном уровне: прошел II Всемирный конгресс российских соотечественников и принята Федеральная программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, состоялось объединение Русской Православной Церкви, что открыло новые горизонты и возможности консолидации "Русского мира".

Активно развивается сотрудничество Москвы с Международным союзом общественных объединений "Международный совет российских соотечественников" (далее - МСРС), отметившим в октябре 2007 года пятилетний юбилей. Основными задачами Совета являются содействие консолидации "Русского мира", сохранение и развитие русского языка и культуры за пределами России, защита гражданских и социально-экономических прав соотечественников. Становление этой организации наглядно доказывает способность российской диаспоры к самоорганизации и внутреннему структурированию. В 2007 году совместно Правительством Москвы и МСРС был проведен I Фестиваль российских соотечественников зарубежья "Русская песня", в котором приняли участие 450 талантливых исполнителей и творческих коллективов из числа российских соотечественников из 40 стран.

Эффективно действует Государственное учреждение города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника" (далее - МДС), ставшее с 2004 года организационным центром реализации программ и проектов города Москвы по работе с российской диаспорой, координирующим работу различных общественных, политических, деловых, научных и других организаций города с соотечественниками.

Важными звеньями во взаимоотношениях с российской диаспорой стали Дома Москвы в различных странах и городах: Риге (Латвия), Софии (Болгария), Севастополе (Украина), Ереване (Армения). Деятельность этого качественно нового института заняла достойное место в реализации программ и проектов по поддержке соотечественников за рубежом, особенно экономического и культурно-просветительного характера.

Активное взаимодействие с соотечественниками за рубежом обеспечивают Московский фонд международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, московские фонды развития экономических и гуманитарных связей "Москва-Крым" и "Москва-Севастополь". Осуществляется эффективное сотрудничество с Институтом стран СНГ.

Накоплен опыт проведения крупных совместных международных мероприятий МДС, МСРС, Правительства Москвы. Одним из них, широко освещавшимся международной и российской прессой, стало проведение в городе Москве в феврале 2008 года торжественной церемонии вручения Почетной награды Правительства Москвы и МСРС "Соотечественник года 2007", в ходе которой состоялось чествование Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви митрополита Лавра и всемирно известного композитора Софии Губайдулиной.

Значительные успехи, достигнутые Правительством Москвы в сфере консолидации "Русского мира", дают основания для внедрения новых подходов при выработке Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы.

Особое внимание в период 2009-2011 годов будет уделено вопросам становления и развития хозяйствующих субъектов соотечественников, что должно привести к укреплению финансовой базы организаций соотечественников при сохранении материальной поддержки со стороны Москвы.

Таким образом, Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы, с одной стороны, сохраняет все доказавшие свою эффективность и пользующиеся одобрением соотечественников направления деятельности Правительства Москвы, а с другой стороны - намечает новые.

Это позволит на основе накопленного опыта, а также опыта других субъектов Российской Федерации, использования результатов научно-аналитических исследований скорректировать приоритеты и основные задачи в сфере поддержки соотечественников за рубежом, определить перечень мероприятий и объем финансирования с разбивкой по годам (2009 год, 2010 год, 2011 год).

2*. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Программно-целевое планирование в сфере осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на протяжении последних лет осуществлялось в форме городских целевых программ, что в значительной мере обусловило высокие темпы и положительные результаты развития направления.

Включенные в эти программы мероприятия были направлены на решение системных вопросов в области поддержки соотечественников за рубежом, представляли собой систему принципов и мер, направленных на консолидацию и укрепление "Русского мира" как социально-культурного феномена путем подключения потенциала города Москвы к реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.

Необходимость решения задач в сфере осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом предопределяет их решение программно-целевым методом. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать силы и средства на наиболее важных направлениях, более четко определить стратегию и тактику, мобилизовать финансовые и организационные ресурсы, привлечь различные источники финансирования для достижения главной цели, предотвратив распыление ресурсов.

Проблема консолидации "Русского мира", которую призвана решить Программа, характеризуется следующими особенностями:

- системность характера проблемы;

- необходимость обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы;

- недостаточный уровень межведомственного взаимодействия;

- невозможность решения проблемы простым увеличением финансирования;

- необходимость разработки новых подходов к решению проблемы.

Разработка Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы, а также реализация поставленных задач возможны только при значительной межведомственной координации и требуют вовлечения органов власти города Москвы. В Программе учитываются экономические, социальные, культурные и иные приоритеты и возможности города Москвы, ее хозяйствующих субъектов, образовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и информационных организаций, позволяющих эффективно взаимодействовать с российской диаспорой за рубежом.

Учитывая системный характер преобразований, происходящих на данном направлении, целесообразно решать поставленные задачи в рамках городской целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой сфере за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации  в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Положение русскоязычного населения в ряде стран "ближнего" зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с данными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры.

Существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, сохранение этнокультурной самобытности.

За прошедшие годы в диаспоре "нового" зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально-адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями города Москвы, создается не только мощный инструмент реализации российских интересов, но и появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.

Российская диаспора дальнего зарубежья в целом позитивно относится к России, Москве и готова оказывать содействие становлению российской диаспоры в странах СНГ и Балтии путем передачи опыта, накопленного в процессе выживания в инонациональной среде. Эта часть "Русского мира" активно боролась за сохранение этнокультурной идентичности, русского языка и культуры, отстаивала свои гражданские права, выработала свои механизмы адаптации к новым жизненным условиям.

Осуществление Программы путем комплекса конкретных мероприятий по правовому, организационному, информационному и финансовому обеспечению, являющихся составной частью общегосударственной программы помощи соотечественникам за рубежом, позволит укрепить связи Москвы с соотечественниками за рубежом, придаст системный целенаправленный характер отношениям Москвы с российской диаспорой, обеспечит это сотрудничество конкретными механизмами и технологиями.

Реализация будет содействовать процессу дальнейшей консолидации "Русского мира", сохранению русского языка и русской культуры, привлечению экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников за рубежом для укрепления экономического и культурного сотрудничества города Москвы с зарубежными партнерами, а также развитию деловых связей хозяйствующих субъектов города Москвы с бизнес-структурами соотечественников.

Осуществление Программы внесет значительный вклад в совершенствование деятельности Государственного учреждения города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника", негосударственных некоммерческих организаций и других организаций, участвующих в реализации Программы.

В рамках Программы город Москва создает условия для взаимодействия государственных органов и общественных организаций, хозяйствующих субъектов города с общественными организациями и иными объединениями соотечественников за рубежом, придавая особое значение мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников, углублению связей юношей и девушек российского зарубежья с исторической Родиной.

В рамках Программы будут достигнуты существенные результаты в процессе активного вовлечения в сотрудничество с российской диаспорой Международного союза общественных объединений "Международный Совет российских соотечественников" и Международного союза общественных организаций "Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников".

Осуществление мероприятий в рамках Программы в различных странах мира позволит достичь определенных успехов в области реализации прав и свобод соотечественников в странах проживания, в том числе в странах, где наблюдается негативное отношение властей страны проживания по отношению к русскоязычной диаспоре.

Отсутствие программно-целевого метода может нанести ощутимый ущерб в целом осуществлению государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, являющейся одним из национальных приоритетов России, в реализации которой Москва занимает лидирующие позиции. Это также нанесет существенный вред международному имиджу российской столицы как центру собирания русских земель и полноправного партнера федеральных органов власти, занимающихся проблемами российских соотечественников.

Размытость полномочий в условиях отсутствия Программы с определением ответственности за результат приведет к падению авторитета Москвы и России в среде российских соотечественников за рубежом, отсутствию ясного и четкого понимания скоординированной работы органов исполнительной власти города в сфере поддержки российских соотечественников за рубежом.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Существуют следующие альтернативные варианты участия города Москвы в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы:

4.1. Участие всех органов исполнительной власти города Москвы в процессе осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом при номинальном закреплении данной сферы за Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы.

Основным преимуществом данного варианта является отсутствие необходимости увеличения средств финансирования данного направления деятельности города.

Основные риски данного варианта связаны с:

- отсутствием конкретных измеряемых результатов деятельности, связанной с реализацией государственной политики в отношении соотечественников за рубежом;

- замедлением темпов развития в связи с отсутствием системных, комплексных мероприятий, скоординировано реализуемых несколькими органами исполнительной власти города Москвы;

- возможным дублированием расходов на одинаковые по целевой аудитории и содержанию мероприятия.

4.2. Комплексное решение проблемы в рамках Единой городской целевой программы.

Можно выделить следующие основные преимущества данного варианта решения проблемы:

- наличие четких и измеримых результатов оценки реализации программных мероприятий;

- повышение эффективности реализуемых мероприятий за счет их скоординированной реализации несколькими органами исполнительной власти города Москвы;

- расширение спектра реализуемых мероприятий за счет их скоординированной реализации несколькими органами исполнительной власти города Москвы.

Основные риски данного варианта связаны с необходимостью администрирования процесса реализации Программы, а также соблюдения графика финансирования программных мероприятий.

Таким образом, наиболее приемлемым следует считать программный метод управления, так как отказ от него создает неоправданно высокий риск потери управляемости на направлении поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.

5. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам

Цель Программы - оказание поддержки и помощи соотечественникам, содействие расширению возможностей российской диаспоры и ее трансформации в сообщество, основанное на единстве духовных и культурных ценностей.

5.1. Задачами Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы являются:

5.1.1. Совершенствование созданной ранее городом Москвой в рамках государственной политики Российской Федерации системы мероприятий, стимулирующих объединительные процессы в российской диаспоре и способствующих дальнейшему утверждению роли Москвы как политического, культурного и интеллектуального центра России в развитии культурных, деловых, научных и других связей соотечественников с исторической Родиной.

5.1.2. Содействие организациям и объединениям соотечественников в самоорганизации диаспоры (консолидация "Русского мира").

5.1.3. Активизация усилий по совершенствованию и развитию образования на русском языке, утверждению высокой роли русского языка в мировой культуре.

5.1.4. Установление и налаживание связей хозяйствующих субъектов города Москвы с деловыми кругами российского зарубежья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»