Сохранение и укрепление здоровья работающего населения является одним из важных направлений государственной социальной политики.
По данным Мосгорстата (исх. N 39-16/2654 от 19.09.2007), численность населения Москвы на 01.01.2007 составляет 10442663 человека. Анализ возрастной структуры населения города свидетельствует о продолжении процесса старения популяции. Так, возраст каждого пятого москвича старше трудоспособного. Доля лиц старше трудоспособного возраста по состоянию на 01.01.2007 составляет 22,5% (по России - 20,6%, данные Статистического бюллетеня о численности населения РФ с учетом пола и возраста на 1 января 2007 года, Росстат).
По состоянию на 01.01.2007 в Москве численность работающего населения, подлежащего периодическим медицинским осмотрам по спискам, представляемым Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и формируемым работодателями, составляет 2474593 человека, из них женщин - 1475683. По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, в городе ежегодно предварительные и периодические медицинские осмотры проходят около 1,5 млн. работающих в контакте с вредными производственными факторами. Лицензия на право проведения данных осмотров имеется практически во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях системы Департамента здравоохранения (на 01.01.2007 лицензии на осуществление работ и услуг по экспертизе профпригодности имеют 268 лечебно-профилактических учреждения Департамента). Заключительные акты по итогам проведения периодических медосмотров направляются в территориальные центры по надзору в сфере защиты прав потребителей по городу Москве и административных округов.
Из общего числа работающих в контакте с вредными и опасными факторами производства 1186763 человека работают на предприятиях промышленного профиля, из них 397092 работника - во вредных и опасных условиях труда, в т.ч. 137000 женщин.
В Москве функционирует 26 медико-санитарных частей (4 городских и 22 окружного подчинения), 6 МСЧ имеют стационары.
Медико-санитарные части городского подчинения обслуживают 206323 работающих, окружного подчинения - 242605 человек.
Предварительные и периодические медосмотры в лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы проводятся в соответствии с действующими распорядительными документами: приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.95 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"; постановлением Правительства Москвы от 28.12.99 N 1228 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации"; приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)".
В целях улучшения организации оказания медицинской помощи населению города Москвы, в том числе работающему, Департамент здравоохранения активно реализует городскую целевую программу "Целевая диспансеризация населения города Москвы на 2005-2007 годы".
В рамках работы Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы и в соответствии с Городской программой по охране труда на 2005-2007 годы разработаны методические рекомендации по организации и проведению профилактических медицинских осмотров работающих в контакте с вредными и опасными производственными факторами в городе Москве.
В 2006 году охват периодическими медицинскими осмотрами составил 98,1% работающих во вредных и опасных условиях труда; направлено на дообследование в ГУ НИИ медицины труда РАМН с подозрением на профессиональное заболевание 159 человек, из них в 117 случаях профессиональное заболевание подтверждено (0,03 случая на 100 осмотренных). Ведущими нозологическими формами профпатологии являются: бронхиальная астма, аллергодерматозы, пневмокониозы, вибрационная болезнь, тугоухость. Общесоматическая патология диагностирована у 10161 человека (2,68 случая на 100 осмотренных), из них - 5566 женщин. В результате проведенных периодических медицинских осмотров в 2006 году отмечается снижение случаев первично установленных профессиональных заболеваний (117 случаев) по сравнению с 2005 годом (173 случая) и с 2004 годом (227 случаев).
В рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения в лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения проводится дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и научно-исследовательских учреждениях.
На 1 января 2007 года дополнительную диспансеризацию прошли 91518 граждан, работающих в этих учреждениях. По данным Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, по состоянию на 1 декабря 2007 года в медицинские учреждения на оплату 180637 законченных случаев дополнительной диспансеризации перечислено из средств федерального бюджета 94,2 млн.руб., в том числе за 2006 год - 42,1 млн.руб., за 2007 год - 52,1 млн.руб.
Вместе с тем в настоящее время в Москве функционирует свыше 200 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, на которых не оцениваются условия труда.
Можно констатировать, что цеховая медицинская служба в городе практически ликвидирована, а функционирующие здравпункты недостаточно занимаются профилактической работой. Здравпункты имеются только на 1 предприятии из 7 (14,4%), при этом отмечается устойчивая тенденция к сокращению их количества.
Эффективность профилактических (предварительных и периодических) медицинских осмотров (далее - ПМО) остается низкой.
Лишь половина случаев профзаболеваний ежегодно выявляется в ходе проведения профмедосмотров. Практически не регистрируются острые профессиональные заболевания и отравления.
В условиях ликвидации цеховой службы существующая система допуска лечебно-профилактических учреждений к проведению профмедосмотров привела к тому, что при большом количестве медучреждений, проводящих экспертизу профпригодности, реально готовы проводить эту работу качественно и в полном объеме лишь единицы. Большинство из них не оснащены в полном объеме диагностическим оборудованием и реактивами, не укомплектованы узкими специалистами. Врачи, проводящие медосмотры, нередко не имеют специальной подготовки по вопросам профессиональной пригодности.
Ситуация усугубляется рядом социально-экономических и правовых условий. Имеет место сокрытие случаев профзаболеваний как работодателями, так и самими работниками, отсутствует реальный экономический механизм заинтересованности работодателя в улучшении условий труда, в том числе в проведении ПМО работников. Многие работодатели организуют профмедосмотры формально, зачастую в поликлиниках по месту жительства. Не обеспечиваются профпатологическая направленность ПМО, а также преемственность между ЛПУ, которые проводят медосмотры и должны осуществлять диспансерное наблюдение.
Проблема охраны здоровья работающего населения не может успешно быть решена усилиями только медицинской службы. Данная проблема носит государственный характер и ее этапное решение должно предусматривать межведомственную и междисциплинарную интеграцию.
Важнейшими направлениями деятельности по оптимизации охраны здоровья работающих граждан являются:
- Совершенствование законодательно-правовой базы в сфере охраны здоровья и условий труда работающих граждан.
- Научно-методическое и организационное обеспечению мер по оптимизации медико-санитарного обслуживания работающих граждан.
- Создание действенной системы контроля за надлежащими условиями труда работающих граждан; проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией; осуществление социально-гигиенического мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих на предприятиях в отдельных отраслях промышленности и среди отдельных контингентов работающих.
- Развитие социального партнерства в решении проблем охраны здоровья и медицины труда, совершенствование системы медико-социальной защиты работающих, в том числе в рамках работы Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы.
- Проведение активной разъяснительной санитарно-просветительской работы с населением.
- Реализация профилактических оздоровительных программ, обеспечивающих формирование здорового образа жизни у работающего населения, а также снижение общей заболеваемости у лиц, занятых на производстве, и уменьшение трудопотерь.
Ожидаемые результаты:
Дальнейшее развитие профилактического направления в городском здравоохранении: увеличение охвата диспансерным наблюдением населения Москвы, в том числе студенческой молодежи и работающего населения.