Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2008 года N 195-ПП


О Стратегии
Правительства Москвы по реализации
государственной политики в интересах детей
"Московские дети" на 2008-2017 годы

(с изменениями на 3 июля 2012 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 28 июля 2009 года N 696-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 44, 11.08.2009);

постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 2009 года N 983-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 54, 29.09.2009);

постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2012 года N 309-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 38, 17.07.2012).

____________________________________________________________________


В целях улучшения положения детей в обществе, их надлежащей защиты, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить основные направления Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы до 1 марта 2009 года разработать качественные и количественные значения индикаторов эффективной реализации задач основных направлений Стратегии, согласованных с социальными стандартами и показателями, выработанными в ходе реализации постановления Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года".

____________________________________________________________________

Действие пункта 2 настоящего постановления с 29 сентября 2009 года приостановлено до особого распоряжения - постановление Правительства Москвы от 15 сентября 2009 года N 983-ПП.

____________________________________________________________________

     

3. Департаментам: здравоохранения города Москвы, образования города Москвы, культуры города Москвы, социальной защиты населения города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы, потребительского рынка и услуг города Москвы, науки и промышленной политики города Москвы; комитетам: общественных связей города Москвы, по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, рекламы, информации и оформления города Москвы, Управлению ЗАГС Москвы, Департаменту труда и занятости населения города Москвы, Управлению информатизации города Москвы при разработке целевых комплексных программ учитывать основные направления и индикаторы Стратегии (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 28 июля 2009 года N 696-ПП - см. предыдущую редакцию).

4. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить освещение хода реализации Стратегии в городских и окружных средствах массовой информации.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 3 июля 2012 года N 309-ПП, - см. предыдущую редакцию).

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 марта 2008 года N 195-ПП

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Стратегии Правительства Москвы
по реализации государственной политики
в интересах детей "Московские дети"
на 2008-2017 годы

(с изменениями на 3 июля 2012 года)

I. Введение

Принимая основные направления Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы (далее - Стратегия), Правительство Москвы исходит из своей обязанности обеспечить устойчивое и гармоничное развитие города на протяжении жизни последующих поколений. Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития - ключевая цель социальной политики государства и обязательное условие прогресса общества. Инвестиции в детство - надежная гарантия успешного, устойчивого развития региона и страны в целом, улучшения условий жизни населения, роста стоимости "человеческого капитала", возвращения России ее роли мировой научно-технологической державы.

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека Организации Объединенных Наций дети имеют право на особую заботу и помощь. Правительство Москвы присоединяется к инициативе Детского фонда ООН ЮНИСЕФ "Города, доброжелательные к детям". Стратегия призвана обеспечить последовательную и эффективную реализацию этой инициативы на территории столицы Российской Федерации, наполнить конкретным содержанием принцип "Дети - наше настоящее и будущее", определить систему последовательных и взаимоувязанных мер, направленных на повышение благополучия подрастающего поколения, его успешное развитие и своевременное включение в социально значимую деятельность. В результате осуществления Стратегии Москва должна стать городом, доброжелательным к детям.

Признавая, что в Москве есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, Правительство Москвы провозглашает принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечения реального равенства прав и возможностей для всех маленьких жителей города. Стратегия призвана создать условия для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей, а каждый молодой человек был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Это является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

II. Предпосылки разработки Стратегии

Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, комфортной и благожелательной для жизни детей, по приоритетному учету интересов подрастающего поколения при принятии решений. Эти обязательства являются безусловным императивом деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Генеральная Ассамблея ООН 10 мая 2002 года приняла Декларацию "Мир, пригодный для жизни детей", в которую было включено обязательство "Изменить мир для детей и вместе с детьми". В Декларации определено, что "мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде".

Инициатива Детского фонда ООН ЮНИСЕФ "Города для детей" способствует реализации Конвенции о правах ребенка на уровне, имеющем наибольшее непосредственное воздействие на жизнь детей - на уровне города, в котором они живут. Основные структурные элементы, делающие город доброжелательным к детям, включают в себя:

- реализацию всех прав всех детей и развитие потенциала каждого ребенка;

- обеспечение значимого участия детей в процессе обсуждения и принятия решений, влияющих на их жизнь;

- создание инклюзивного толерантного общества, где дети не подвергаются дискриминации по признаку их возможностей, национальности, происхождения и т.д., где недопустимо насилие над детьми.

Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными для Правительства Москвы. Если в 90-х годах в условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, то в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей. В основу этой политики положены приоритеты семейного воспитания детей, обеспечения равных прав и возможностей для каждого ребенка и каждой семьи, адресной помощи социально незащищенным группам детей и семей. На сегодняшний день Правительству Москвы удалось добиться значимых результатов практически по всем направлениям политики в сфере детства, осуществить поддержку различных категорий детей. Вместе с тем, существует большой резерв для повышения эффективности этой работы.

Задачи, относящиеся к сфере детства, должны стать основой для формирования многих других общественных целей и приоритетов в городе, интересы детей и будущих поколений должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в жизни общества сегодня, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи. Дети могут стать основой для формирования новых ценностей и ориентиров, консолидации общественного сознания.

1. Наилучшие условия для рождения

В настоящее время в Москве возрастает число новорожденных. Так, если в 2000 году в городе появились 73,1 тыс. новорожденных, то в 2006 году их количество выросло на 20 процентов, достигнув 94,6 тысяч, а в 2007 году превысило 100 тысяч. Падает и младенческая смертность. Показатель младенческой смертности в 2000 году составил 11,3 на 1000 родившихся живыми, в 2006 году - 7,9. Снижается материнская смертность: с 21,9 на 100 тыс. живорожденных в 2004 году до 18,2 на 100 тыс. живорожденных в 2006 году. Рост числа рождений при этом объясняется рядом факторов, в том числе и демографическим всплеском первой половины 80-х годов, федеральной и московской демографической политикой.

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю ее жизнь) в Москве составляет 1,14, тогда как по России в целом - 1,3 рождения на одну женщину. При этом, только для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять заведомо не менее 2,1 рождения на одну женщину, а возможно, и несколько больше (в зависимости от различных факторов).

Специалисты фиксируют заметное снижение ценности детей в общественном сознании москвичей. Так, значительно ухудшилось отношение к рождению в семье двух и трех детей, одновременно менее негативным стало восприятие бездетности. Социальной нормой в городе является однодетность, 55 процентов московских детей живут в однодетных семьях. Среднее количество членов московской семьи составляет 2,8 человека, в то время как для недопущения убыли населения семейный состав москвичей должен более чем на 50 процентов состоять из семей с тремя и более детьми.

Однако приоритеты демографической политики нельзя сводить лишь к увеличению числа рождений любой ценой. Каждый родившийся ребенок должен быть желанным для родителей, семьи и общества в целом; для него должны быть сведены к минимуму риски бедности, потери здоровья, социальной дезадаптации.

2. Охрана здоровья и здоровый образ жизни

Показатели младенческой и детской смертности в Москве соответствуют уровню развитых стран мира и имеют устойчивую тенденцию к снижению.

За последние годы в Москве снизились показатели общей заболеваемости детей, в том числе по основным нозологическим формам, таким как болезни органов дыхания, кроветворных органов и органов пищеварения. Снизилось число детей, относящихся к III группе здоровья, приостановлен процесс увеличения числа детей-инвалидов. Достигнуты высокие показатели охвата детского населения профилактическими прививками.

Вместе с тем, серьезное беспокойство вызывает высокая заболеваемость детей, особенно в период школьного обучения, что нередко обуславливается перегруженностью школьных программ, неправильным и нерегулярным питанием, отсутствием навыков здорового образа жизни, состоянием окружающей среды и порой недостаточно качественной медицинской помощью.

Расширяется группа часто болеющих детей. На первом месте стоят бронхолегочные заболевания: в среднем каждый ребенок за год успевает переболеть ими 7-8 раз. На второй позиции - гастроэнтерологические заболевания, которыми в разной степени страдает едва ли не каждый второй ребенок. По уровню заболеваемости детей раком Москва находится на третьем месте в России после Санкт-Петербурга и Свердловской области, при этом основной медицинской причиной детской смертности являются именно злокачественные новообразования.

Достаточно велика категория детей, находящихся в так называемом пограничном состоянии, то есть имеющих риск получить инвалидность в связи с наличием различных психических и неврологических заболеваний. Согласно исследованиям ряда специалистов, в профилактической помощи в той или иной степени нуждаются до 40 процентов младших школьников. В случае неполучения подобной квалифицированной поддержки велика вероятность их социальной дезадаптации, а в ряде случаев - даже инвалидизации.

Серьезное беспокойство специалистов вызывает распространение среди несовершеннолетних заболеваний, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ/СПИДа, алкогольной и наркотической зависимости, суицидальных состояний.

3. Ребенок в семейном окружении. Дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей. Семейное
устройство детей и профилактическая работа с семьями

Свыше четверти всех новорожденных в Москве рождаются у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. На каждые девять зарегистрированных браков в городе приходится более пяти официальных разводов, в результате чего свыше 18 тыс. детей ежегодно остаются без одного из родителей. Среди всех регионов России в Москве самая высокая доля детей, получающих воспитание в семьях без одного или обоих родителей, - 34 процента.

Свыше 8 тысяч московских семей с детьми до 16 лет состоят на учете по месту жительства как находящиеся в группе социального риска. 98 процентов из них составляют социальные сироты. Около трети этих детей ежегодно передаются на воспитание в специализированные учреждения для детей-сирот.

Одной из основных причин кризиса института семьи являются неблагоприятные социально-экономические условия жизни. Большинство семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, испытывают потребность в дополнительной площади. Согласно подсчетам специалистов, у семей с детьми риск бедности двукратно превышает среднестатистический показатель, увеличиваясь с рождением каждого последующего ребенка.

В настоящее время уровень жизни московских семей с детьми стабилизировался, более того, наблюдается положительная динамика доходов. Так, количество детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума и получающих ежемесячные пособия, за 2004-2006 годы сократилось более чем на 33 тыс.человек, с 42,3 до 40,4 процента от общей численности детского населения мегаполиса. При этом величина прожиточного минимума в Москве за указанный период выросла более чем в полтора раза.

Сохраняет свою актуальность проблема обеспечения для всех семей с детьми равного доступа к качественным социальным, медицинским, образовательным, информационным услугам. Необходимо изменение сложившихся стереотипов в отношении к детям, оставшимся без попечения родителей, с целью обеспечения их семейного устройства.

Для семей с различным экономическим и социальным статусом остается актуальной проблема "отцов и детей", а именно: слабость связи поколений, трудности в передаче ценностей и традиций, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, отсутствие понимания и общности интересов.

Приоритетное внимание Правительства Москвы уделяется положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете органов опеки и попечительства в Москве в настоящее время состоят около 9,5 тысячи детей и подростков, в том числе 7,9 тыс. человек получают денежное пособие. Ежегодно около 4 тыс.детей и подростков в Москве остаются без попечения родителей. Из них около 30 процентов передаются на государственное обеспечение в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот, примерно 60 процентов устраиваются в семьи (под опеку, на усыновление) и около 3 процентов возвращаются родителям.

Особую тревогу вызывает проблема социального сиротства: только около 2 процентов детей-сирот, поступающих в дома ребенка, - это круглые сироты, остальные - сироты при живых родителях.

Показательно, что ежегодно около 25 процентов от общей численности вновь выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, отобранные у родителей, лишенных родительских прав. При этом количество направленных в суды материалов о лишении родительских прав ежегодно увеличивается.

Наиболее распространенной формой семейного устройства детей-сирот является опека и попечительство. Только 10 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, передаются посторонним гражданам. Остальные 90 процентов попадают в семьи родственников, нередко людей преклонного возраста (бабушек и дедушек). В соответствии с Комплексной программой дополнительных мер по поддержке семей с детьми на 2007 год (Год ребенка) с 2007 года увеличены размеры денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов при усыновлении ребенка и ежемесячного пособия на воспитание ребенка в приемной семье, максимальная величина которого достигла 15000 рублей.

В то же время, существующие формы временного и постоянного семейного устройства детей-сирот (усыновление, опека и попечительство, приемные, патронатные семьи) остаются недостаточно развитыми, в частности, это касается непроработанности их правовой базы. Не всегда эффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в кризисной ситуации, с целью предотвращения лишения родительских прав. Незначительно распространено восстановление родительских прав и возвращение ребенка в семью после ее социальной реабилитации.

4. Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями

Одной из социально уязвимых групп московских детей являются дети-инвалиды и дети с ограничениями жизнедеятельности. В настоящее время около 2 процентов московских детей являются инвалидами. По данным общегородской информационной системы, численность детей-инвалидов в Москве на конец 2006 года составляла 26,6 тыс. человек. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (около 40 процентов), заболевания внутренних органов (около 20 процентов), опорно-двигательного аппарата (около 4 процентов), зрения и слуха (около 6 процентов). Основная часть детей-инвалидов проживают в семьях (24,3 тыс. человек), причем 32 процента этих семей - неполные.

Положение этих детей и воспитывающих их семей является весьма уязвимым. Так, появление в семье ребенка-инвалида существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи, зачастую вынуждая ее кардинально перестраивать образ жизни с учетом новых проблем и трудностей. Семья нередко распадается, в результате вся тяжесть содержания и воспитания такого ребенка ложится на плечи одного из родителей (как правило, матери). Уровень материального положения семей, имеющих детей-инвалидов, снижается в связи с появлением дополнительных расходов, связанных с болезнью ребенка, а также полной или частичной потерей заработка одним из родителей из-за необходимости осуществления постоянного ухода за ним. Городская инфраструктура пока еще слабо приспособлена к нуждам людей с особыми потребностями, общественное мнение во многом не готово "принять" инвалида как равноправного члена социума. Отдельной проблемой является ограничение доступа значительной части "особых" детей к полноценным образовательным услугам. В итоге дети-инвалиды и их семьи рискуют оказаться в ситуации социальной изоляции, которая усугубляется серьезными материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив достойной жизни.

В соответствии с Комплексной программой дополнительных мер по поддержке семей с детьми на 2007 год (Год ребенка) с 2007 года существенно усилена поддержка семей с детьми-инвалидами. Компенсация неработающему родителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом, прежде выплачивавшаяся до достижения ребенком возраста 3 лет, распространена на детей-инвалидов до 18 лет и инвалидов с детства до 23 лет. При этом размер компенсации увеличен более чем в 4 раза, сейчас он составляет 4500 рублей. Кроме того, одному из родителей, воспитывающих ребенка-инвалида до 23 лет, обучающегося в каком-либо образовательном учреждении, предусмотрена выдача "социальной карты" для бесплатного проезда, приобретения со скидкой товаров в магазинах, аптеках и т.д. Для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учреждения образования, обеспечено обучение в дистанционной форме, а образовательные учреждения, работающие с детьми-инвалидами, обеспечены специализированным транспортом.

Вместе с тем, остаются актуальными задачи максимально полной интеграции детей-инвалидов в систему образования и общественную жизнь, дальнейшего расширения спектра и повышения качества реабилитационно-образовательных и социальных услуг, доступных всем семьям с детьми-инвалидами. С 1 июля 2007 года ежемесячная компенсация по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 23 лет распространена на отдельные категории работающих родителей - одиноких матерей, разведенных родителей, вдов, многодетных родителей.

5. Ребенок в образовательной среде

Московская школа сегодня сохраняет лучшие традиции российского и советского общего образования, обеспечивая его мировой уровень и престиж. Сеть столичных образовательных учреждений для детей насчитывает порядка 4 тысяч единиц, включая учреждения, реализующие программы общего, дошкольного, начального и среднего профессионального образования. Значительно видовое разнообразие учебных заведений, в число которых входят лицеи, гимназии, школы с этнокультурным компонентом, кадетские образовательные учреждения, "школы здоровья", коррекционные учреждения, школы для детей с девиантным поведением и т.д. Принципиальную роль в обеспечении доступности качественного образования играет программа строительства новых образовательных учреждений. Ежегодно в столице вводится в эксплуатацию около 20 школьных зданий. Начиная с 2006 года интенсивно ведется строительство детских садов. Необходимым условием образования является обеспеченность образовательных учреждений учебным оборудованием и средствами информационных и коммуникационных технологий. Принципиальную роль здесь играет соответствующая программа, принятая Правительством Москвы в 2000 году. Ее реализация в определенной степени ликвидирует кризис учебного оборудования, создавшийся к концу 90-х годов.