Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

1. Основания разработки Концепции развития Центрального
административного округа города Москвы на 2008-2012 годы
 и их соответствие приоритетным задачам социально-экономического
 развития города Москвы


Концепция развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (далее - Концепция) является документом, формирующим систему взглядов и принципов, призванных определить долгосрочные перспективы и цели развития Центрального административного округа города Москвы (далее - ЦАО) и разработать на этой основе систему приоритетных направлений деятельности территориальных органов исполнительной власти ЦАО на пятилетний период по обеспечению новых возможностей развития округа и повышению качества системы государственных услуг.

Достигнутая в России за последние годы политическая и социально-экономическая стабилизация позволяет существенно расширить горизонты планирования развития страны. В ряде ежегодных Посланий Президента России Федеральному Собранию последних лет четко обозначен тезис о том, что сегодня, впервые за долгое время, Россия может прогнозировать свое развитие даже не на годы, а на десятилетия вперед.

Это, в свою очередь, позволяет перейти от стратегии стабилизации положения страны к качественному модернизационному развитию экономики и социальной сферы. В Бюджетном послании Президента на 2008-2010 годы эти задачи конкретизированы применительно к бюджетно-финансовой сфере. Реализованный на федеральном уровне переход к трехлетнему бюджетному планированию рассматривается как ключевой инструмент дальнейшего удлинения горизонта национального развития. Также указывается на необходимость практического опыта разработки и использования долгосрочных (на период до 10-15 лет и более) экономических и бюджетных прогнозов, стратегических ориентиров социально-экономического развития.

Правительство Москвы рассматривает формирование стратегических подходов к развитию города как важнейший механизм определения долгосрочных приоритетов развития отраслей и сфер деятельности городского хозяйства, направленных на обеспечение последовательного повышения качества жизни москвичей, а также создания дополнительных механизмов, обеспечивающих повышение эффективности диалога власти и общества.

В соответствии с этими принципами и на основе постановления Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года", организована работа по разработке стратегии развития города Москвы на период до 2025 года как комплексного документа, отражающего наряду с Генеральным планом города Москвы на период до 2025 года основные согласованные направления деятельности органов исполнительной власти города Москвы по дальнейшему социально-экономическому развитию города Москвы, укреплению международного авторитета города Москвы как столицы Российской Федерации.

Одновременно сформированы и приняты прогноз социально-экономического развития города Москвы до 2011 года, вытекающие из него основные социально-экономические показатели развития города Москвы и показатели, характеризующие повышение уровня жизни населения города Москвы до 2011 года (постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 546-ПП), что, в свою очередь, является практическим основанием для реализации важнейшего направления деятельности Правительства Москвы - реформирования системы организации бюджетного процесса, перехода к среднесрочному трехлетнему планированию в бюджетно-финансовой сфере.

В соответствии с пунктом 2.2.1.5 "Положения о префектуре административного округа города Москвы" (приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 3 декабря 2002 года N 981-ПП), осуществляя координирующую деятельность, префектура административного округа города Москвы разрабатывает с учетом предложений управ районов и представляет на утверждение Правительству Москвы концепцию развития административного округа.

До настоящего времени данный потенциально эффективный инструмент планирования, управления и координации развития не применялся. Имевшие место в 1992-1993 годах примеры разработки концепций социально-экономического и градостроительного развития некоторых административных округов города Москвы в условиях перехода к рыночной экономике отражали принципиально иной период в развитии столицы и решали на том этапе задачи конкретизации положений Генерального плана развития города Москвы и поиска новых направлений и инструментов реализации градостроительной политики. В настоящее время данный круг задач развития административных округов города Москвы решается в рамках системы утвержденных Правительством Москвы градостроительных планов развития территории административных округов города до 2020 года.

Вместе с тем, соответствующая современная - основанная на нынешнем административно-территориальном делении Москвы, структуре территориальных органов исполнительной власти и системе территориального управления - практика разработки и реализации концепций развития административных округов города Москвы отсутствует. Одновременно перед округом объективно встают проблемы и задачи, требующие для решения длительной и планомерной работы на основании вектора долгосрочной стратегии столицы, прогнозов и тенденций изменения ситуации в округе, в отдельных отраслях и комплексах городской экономики и социальной системы. При этом существующий в системе городских и окружных программ "горизонт событий" не позволяет на сегодняшний день полноценно планировать деятельность органов государственной власти ЦАО на срок более двух-трех лет.

В этой связи, а также учитывая общегосударственные и общегородские тенденции совершенствования работы органов государственного управления по социально-экономическому развитию, подготовленный проект Концепции носит прецедентный и пилотный характер. Концепция призвана не только определить основные перспективы и приоритетные направления развития ЦАО, но и выполнить ряд иных - системных и общегородских - функций в области совершенствования и повышения эффективности работы городской системы органов власти и управления:

- отработать практику подготовки, принятия и реализации концепций развития административных округов города Москвы на примере ЦАО и сформировать соответствующие предпосылки для использования указанного опыта в развитии других административных округов столицы;

- содействовать внедрению и реализации принципов среднесрочного и долгосрочного планирования социально-экономического развития в деятельности Правительства Москвы, в том числе за счет изучения возможностей перехода на основе Концепции к экспериментальной разработке не только ежегодных, но и перспективных (трехлетних) программ социально-экономического развития административных округов;

- способствовать усилению программно-целевой модели развития административного округа, повысить значимость интегрирующей и управленческой функции территориального подхода в планировании и координации развития округа по сравнению с отраслевым планированием как собственно окружного, так и городского уровня.