ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Схемы рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы
Схема рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы (далее - Схема) разработана ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" по заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы на основании постановлений Правительства Москвы от 18 февраля 2003 года N 104-ПП "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в городе Москве на период 2003-2010 годов", от 19 декабря 2006 года N 1026-ПП "О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2005 год и подготовке актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года".
Основные положения Схемы являются составной частью разработанной ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 года.
В работе использованы термины и определения в соответствии с действующими нормативными (МГСН) и справочно-методическими документами (терминологические словари, справочники):
- рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища - на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников истории, культуры и архитектуры, памятников природы, музеев-заповедников;
- рекреационная зона - функциональная зона города, предназначенная для организации и проведения разнообразных форм массового отдыха горожан;
- объект рекреации - часть территорий природного комплекса: зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы, лесопарки;
- рекреационное использование территории природного комплекса - использование территории для организации отдыха населения;
- рекреационная емкость территории - общее расчетное число отдыхающих, которых способна вместить данная территория без ущерба сохранности природной среды и комфортных условий отдыха, рассчитанная по оптимуму;
- рекреационная нагрузка - фактическое количество посетителей, приходящееся на территорию парка или зону отдыха (или на единицу их территории), и соответствующая прогнозная оценка сохранности природных компонентов среды на данной территории при данной рекреационной нагрузке;
- рекреационный потенциал - способность территории обеспечивать определенное количество отдыхающих психофизиологическим комфортом и возможностью для отдыха (спортивно-укрепляющей деятельности) без деградации природной среды.
Предметом рассмотрения Схемы являются природные и озелененные территории города Москвы, используемые для отдыха населения. В Схеме на основании анализа сложившейся градостроительной ситуации, состояния территорий природного комплекса, утвержденной градостроительной документации по сохранению и развитию территорий природного комплекса и с учетом основных положений Генерального плана Москвы, градостроительных планов развития округов проанализировано использование территорий природного комплекса города Москвы в рекреационных целях. В рамках Схемы выявлены основные проблемы рекреационного использования территорий природного комплекса Москвы и определены основные направления развития рекреационной системы города на основе рекреационного потенциала территорий и рекреационных потребностей населения.
Актуальность разработки Схемы связана с необходимостью создания градостроительных предпосылок для совершенствования рекреационного обслуживания населения с одновременным сохранением и развитием экологической роли территорий природного комплекса, а также для формирования взаимосвязанного ландшафтно-рекреационного пространства, предусмотренного Генеральным планом города Москвы.
В Москве в последние годы отмечено активное развитие новых форм отдыха. Получили развитие объекты рекреации со спортивно-досуговыми формами отдыха: клубный отдых, аквапарки, конно-спортивные клубы, яхт-клубы, воднолыжные центры, гольф-поля, горнолыжные склоны и т.д. Начали появляться специализированные и тематические парки. Уже реализованы проекты: этнографическая деревня в Бибирево, сад скульптур в Останкино, проектируются ландшафтные парки в Братеево и Митино, парк исторических ландшафтов на Ходынском поле и другие.
В рамках Схемы рекреационное использование территорий природного комплекса разделено на два уровня обслуживания населения: районный, или социально гарантированный, и городской уровень. На районном уровне представляется социально гарантированный минимум условий для кратковременного повседневного отдыха населения, осуществляемого в радиусе пешеходной доступности от жилья. Доступность территорий регламентируется нормативами проектирования и застройки города Москвы, а также комплексного благоустройства на территории города Москвы в зависимости от типа рекреационного объекта. Городской уровень отличается разнообразием видов эпизодического отдыха населения, отдыха выходного дня и туризма, рассчитан как на постоянно проживающих жителей, так и на "дневное население", включая население, прибывающее в город с рекреационными и туристическими целями. На городском уровне организуются условия для специализированных видов отдыха, осуществляемых в специализированных парках (спортивный, мемориальный, зоологический, ботанический, тематический и др.), а также для туризма, включающего осмотр достопримечательностей - памятников истории и культуры (музеев-заповедников, музеев-усадеб и др.) и уникальных природных объектов (экологический туризм). Состав территорий рекреационного использования городского уровня определяется в зависимости от тематической направленности, а также историко-культурного и природного потенциала.
В Схеме проведена оценка обеспеченности населения территориями рекреационного использования и доступности территорий рекреационного использования для районного, или социально гарантированного, уровня.
В качестве субъектов рекреации, для которых должен быть обеспечен социально гарантированный уровень рекреационного обслуживания, было принято население, постоянно проживающее на территории города, по существующему положению (по состоянию на 2002 год) и на основании прогнозов численности населения на 2010 и 2020 годы.
В качестве объектов рекреационного использования рассматриваются природные и озелененные территории общего пользования. На перспективу - резервные территории природного комплекса, часть территории города Москвы, предназначенная для реорганизации в целях воссоздания утраченных или формирования новых территорий природного комплекса, выделенные как объекты нового озеленения.
Выполненные расчеты обеспеченности рекреационными территориями природного комплекса позволяют выявить основные тенденции и закономерности. В целом по городу достигнута полная обеспеченность районного, или социально гарантированного, уровня, кратковременного повседневного отдыха населения (103%), достаточно высок показатель доступности рекреационных территорий (88%). По обеспеченности лучшие показатели отмечаются в г.Зеленограде (287%), Западном административном округе (158%), Юго-Западном административном округе (105%), Восточном административном округе (104%), наименьшие показатели - Центральном административном округе (64%), Южном административном округе (67%); по доступности территорий рекреационного использования - лучшие показатели отмечаются в г.Зеленограде (100%), Южном и Северо-Восточном административных округах (93%), Северо-Западном и Юго-Западном административных округах (91%), наименьшие показатели - Юго-Восточном административном округе (74%).
При условии освоения резервных территорий природного комплекса на 2010 и 2020 годы ситуация с обеспеченностью и доступностью рекреационных ресурсов улучшается по округам в целом и по ряду районов. Обеспеченность в целом по городу увеличится к 2010 году до 116%, а к 2020 году до 131%. Наименьшие показатели по обеспеченности в целом по округу сохранятся в Центральном административном округе - 66% (2010 год) и 71% (2020 год) и Южном административном округе - 75% (2010 год) с достижением 113% к 2020 году. Доступность в целом по городу увеличится к 2010 году до 90%, а к 2020 году до 93%.
При этом низкие показатели по территории Центрального административного округа, сохраняющиеся и на перспективу, связаны со спецификой округа, с одной стороны, наличием сложившейся исторической застройки, высокой степенью застроенности и отсутствием территориальных резервов развития природного комплекса, с другой стороны - наличием уникальных специализированных рекреационных объектов общегородского уровня, таких как зоопарк, Парк Искусств, Кремлевские сады, спортивный парк "Лужники" и другие, составляющих более половины всех озелененных территорий природного комплекса рекреационного назначения в округе. Компенсация дефицита рекреационных территорий природного комплекса в Центральном административном округе происходит за счет высокой концентрации рекреационных объектов как общегородского значения, так и местного уровня - культурно-развлекательных, досуговых и спортивных, расположенных вне территории природного комплекса и не связанных с природной составляющей. В Центральном административном округе обеспеченность объектами культуры и спорта, в том числе объектами местного уровня, значительно выше, чем средняя по городу.
Основные направления совершенствования рекреационного использования территорий:
1. Обеспечение социально гарантированного минимума условий для кратковременного повседневного отдыха населения за счет достижения 100% обеспечения населения территориями рекреационного использования для повседневного отдыха в радиусе пешеходной доступности, включая:
- для районов с достаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами - сохранение и благоустройство территорий рекреационного использования, поддержание их в состоянии, пригодном для отдыха;
- для районов, в которых не установлены территории природного комплекса - выделение объектов природного комплекса рекреационного использования в пределах районов;
- для районов с недостаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами и низкой доступностью рекреационных территорий и обладающих резервными территориями природного комплекса, пригодными для рекреационного использования - формирование новых территорий рекреационного назначения в пределах резервных территорий природного комплекса;
- для районов с недостаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами и низкой доступностью рекреационных территорий, не обладающих территориальными резервами для формирования новых территорий рекреационного назначения, - повышение рекреационной емкости территорий за счет размещения новых рекреационных объектов, соответствующих статусу территории; применение альтернативных видов рекреационного использования (в том числе сады на крышах жилых, общественных и производственных зданий); дополнительные мероприятия по созданию озелененных территорий в пределах жилых территорий; обязательное предусмотрение территорий рекреационного использования при реорганизации производственных территорий под жилые и общественные функции; включение территорий ограниченного пользования, обладающих рекреационным и историко-культурным потенциалом, в общедоступное рекреационное использование с регулируемым режимом посещения.
2. Развитие городского уровня рекреационного обслуживания, различающегося разнообразием видов эпизодического отдыха населения, отдыха выходного дня и туризма, включая:
- формирование и развитие специализированных рекреационных объектов и территорий (спортивного назначения, тематических, экологических и ландшафтных парков и др.) с учетом резервов рекреационной емкости территорий природного комплекса;