Целесообразность решения проблемы развития культурной сферы города Москвы программно-целевым методом обусловлена тем, что комплексные целевые программы позволяют обеспечить сочетание научного подхода к планированию и организации процесса развития культурно-досуговой сферы с рациональным расходованием финансовых средств.
В ходе реализации комплексных программ координируется взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязывается с развитием всех других отраслей городского хозяйства. В условиях целевой программы возможно направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных общественно-культурных явлений. Эффективность решения проблем модернизации сферы культуры программно-целевым методом проявилась в ходе реализации трех предыдущих городских целевых программ "Культура Москва".
В новых условиях утверждения рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества, стабилизации в экономической и хозяйственной сферах городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)" должна стать инструментом обеспечения стабильного развития культуры в городе Москве как одного из приоритетных государственных проектов.
Нормативные правовые и научно-методические основания для разработки и реализации программы содержатся в следующих документах:
- Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Программа исходит из следующих принципов:
- комплексное решение задач реализации культурной политики в городе Москве в рамках широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных субъектов культурной деятельности;
- социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохранения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
- поддержка инновационных проектов в области культуры, внедрение современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельность учреждений культуры;
- социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития отрасли;
- гибкость планирования, то есть возможность адаптации проектов к изменяющимся условиям развития (как внутренним, так и внешним);
- наличие альтернативных вариантов на случай изменения ситуации;
- возможность реализации проектов параллельно, в последовательности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от конкретной ситуации.
В современных условиях город Москва становится местом взаимодействия различных культур, составляющих "российскую цивилизацию". Город Москва имеет возможность стать "открытой площадкой", модельным регионом, областью развития принципов толерантности, уважения к традициям и культурам разных народов, к разнообразию форм классического и современного искусства. Устойчивое развитие культуры в городе Москве возможно в том случае, если специфические проблемы мегаполиса будут рассматриваться как его уникальные возможности, если органы государственной власти и другие субъекты культурной деятельности мобилизуют усилия для интеграции культуры в процесс социально-экономического развития города Москвы.