1. Наименование Программы | Среднесрочная жилищная программа "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 годов и задание на 2010 год |
2. Основания для разработки | Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол от 21 декабря 2005 года N 2), постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 581), постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 306-ПП "Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2005 году и о городских жилищных программах на 2006 год" |
3. Государственный заказчик Программы | Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
4. Руководитель Программы | Сапрыкин Петр Васильевич - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
5. Разработчики Программы | Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы |
6. Исполнители Программы | Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, а также иные организации, привлекаемые к реализации Программы |
7. Сроки выполнения Программы | 2007-2009 годы и на период до 2010 года |
8. Цель Программы | Основными целями Программы являются: |
- реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с учетом ресурсов города Москвы, специфики и проработанности жилищных новаций городского законодательства; | |
- расширение возможностей улучшения жилищных условий москвичей; | |
- увеличение доступности жилья для москвичей; | |
- сокращение срока улучшения жилищных условий очередников | |
9. Задачи Программы | 1. Создание условий для стабилизации цен на рынке жилой недвижимости города Москвы. |
2. Стимулирование инвесторов-застройщиков и продавцов жилья реализовывать жилые помещения преимущественно москвичам, в том числе по фиксированным ценам. | |
3. Формирование и создание условий для развития в городе Москве цивилизованного рынка найма и мены жилых помещений в частном жилищном фонде, поднайма и обмена жилых помещений в государственном жилищном фонде. | |
4. Создание системы целевого субсидирования (компенсации) москвичам платы за наем жилых помещений в частном жилищном фонде и за поднаем жилых помещений в государственном жилищном фонде. | |
5. Создание системы специализированных жилищно-строительных кооперативов, целью деятельности которых является реализация городских жилищных программ. | |
6. Сокращение очереди граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем реализации городских жилищных программ. | |
7. Сокращение к концу 2010 года максимального срока ожидания улучшения жилищных условий москвичей, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, до 10 лет. | |
8. Вовлечение в городские жилищные программы, реализуемые на возмездной основе, москвичей, соответствующих требованиям законодательства о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, за исключением требования о малоимущности. | |
9. Дифференциация выкупных цен на жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, реализуемые москвичам, состоящим на жилищном учете, с рассрочкой платежа или с использованием механизма социальной ипотеки, в зависимости от года постановки на учет и наличия жилищных льгот. | |
10. Совершенствование систем учета и управления жилищным фондом города Москвы, учета граждан, состоящих на жилищном учете, и граждан, участвующих в городских жилищных программах. | |
11. Совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения защиты интересов москвичей на рынке жилой недвижимости и повышения доступности приобретения жилых помещений. | |
10. Основные мероприятия Программы | В рамках Программы предлагаются следующие основные мероприятия: |
1. Мероприятия по повышению доступности жилья для москвичей, не состоящих на жилищном учете: резервирование площади из доли инвесторов-застройщиков для продажи москвичам, фиксирование выкупной стоимости части зарезервированных жилых помещений, строительство доходных домов в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы, заключение инвестиционных контрактов на строительство частных доходных домов, создание жилищно-строительных кооперативов из москвичей, учетная регистрация инвестиционных контрактов, расширение круга банков, участвующих в реализации городской программы "Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы". | |
2. Мероприятия по сокращению очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до уровня, при котором максимальный срок ожидания улучшения жилищных условий москвичей будет соответствовать 10 годам: развитие найма жилья в государственном жилищном фонде, зачет площади, находящейся в собственности граждан, при приобретении ими жилых помещений из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием ипотечного кредитования, строительство доходных домов в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы, развитие ипотечно-накопительных систем, увеличение объемов субсидий на строительство или приобретение жилья, субсидирование (компенсация) ставки платы за наем жилья в частном жилищном фонде, установление дифференцированных выкупных цен при продаже жилых помещений из жилищного фонда города москвичам, в зависимости от года постановки на жилищный учет, наличия льгот. | |
3. Мероприятия по улучшению жилищных условий москвичей, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ: развитие найма жилья в государственном жилищном фонде, развитие ипотечно-накопительных систем, строительство доходных домов в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы, частичное субсидирование (компенсация) ставки платы за наем жилья в частном жилищном фонде, развитие системы жилищно-строительных кооперативов города Москвы. | |
4. Мероприятия по повышению эффективности использования городского жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию городских жилищных программ: ревизия заключенных инвестиционных контрактов на строительство жилья на предмет соблюдения инвесторами-застройщиками условий контракта, применение санкций к инвесторам-застройщикам, нарушающим условия контрактов, инициация принятия правовых норм, направленных на установление преимущественного права приобретения государством жилья на первичном и вторичном рынках недвижимости в целях использования его для реализации социальных программ, перерегистрация граждан, состоящих на жилищном учете, на предмет сохранения у них законных оснований на улучшение жилищных условий с помощью города, инвентаризация жилищного фонда города Москвы с целью выявления временно свободной площади, инициация разработки новых проектов социальных многоквартирных домов с набором квартир, соответствующим нормам предоставления площади, усиление контроля за поступлением средств от реализации городских жилищных программ в доходную часть бюджета города Москвы. | |
5. Мероприятия по улучшению жилищных условий семей москвичей, ожидающих рождения или усыновления, или воспитывающих малолетних детей, в том числе многодетных и молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий: освобождение от оплаты выкупной стоимости 30 кв.м площади квартиры, покупаемой у города Москвы, списание выкупной стоимости 10-18 кв.м площади квартиры, предоставленной городом Москвой по договору купли-продажи с рассрочкой платежа семье москвичей, при рождении (усыновлении) в их семье в течение срока действия договора детей, уменьшение первоначального взноса при покупке жилья у города Москвы с использованием рассрочки платежа или ипотечного кредитования в зависимости от наличия и количества детей, создание преференций московским семьям с тремя и более детьми при вступлении в городские жилищно-строительные кооперативы. | |
11. Финансовое обеспечение Программы | Объемы финансирования определены федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 года N 268-ПП "О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", городскими жилищными программами и уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год и корректировке указанного постановления. |
12. Участники Программы | Для целей настоящей Программы ее участниками являются: |
1. Жители города Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на законных основаниях в городе Москве не менее 10 лет и не состоящие на жилищном учете, в том числе признанные в установленном порядке нуждающимися в содействии города Москвы в улучшении жилищных условий в рамках городских жилищных программ, утвержденных правовыми актами Правительства Москвы. | |
2. Жители города Москвы, состоящие на жилищном учете: | |
2.1. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий - граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и ожидающие улучшения жилищных условий более 10 лет. | |
2.2. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях - граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, имеющие право на предоставление жилых помещений вне очереди. | |
2.3. Жители города Москвы, принятые в соответствии с правовыми актами города Москвы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы на предприятиях и организациях, финансируемых из бюджета города Москвы, до 1 марта 2005 года и ожидающие улучшения жилищных условий более 10 лет. | |
2.4. Семьи, ожидающие рождения второго ребенка или воспитывающие более одного малолетнего ребенка - семьи граждан, в которых срок беременности супруги вторым или третьим ребенком составляет не менее 28 недель или воспитывающие более одного малолетнего ребенка в возрасте до 5 лет. | |
3. Молодые семьи - заявители и участники второго этапа Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 года N 994-ПП "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 годы", а также последующих этапов данной программы, утверждаемых правовыми актами Правительства Москвы. | |
4. Многодетные семьи - жители города Москвы, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет. | |
13. Ожидаемые результаты реализации Программы | В результате реализации мероприятий Среднесрочной жилищной программы ожидается: |
- обеспечение жилыми помещениями 103455 семей, состоящих на жилищном учете; | |
- обеспечение жилыми помещениями не менее 3250 молодых семей, ожидающих рождения или усыновления второго ребенка, а также воспитывающие более одного ребенка, нуждающихся в улучшении жилищных условий; | |
- обеспечение жилыми помещениями 390 многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; | |
- сокращение максимального срока ожидания улучшения жилищных условий москвичей, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, до 10 лет; | |
- стабилизация стоимости квадратного метра жилой площади на рынке жилья в городе Москве, с ежегодным ростом, не превышающим уровня инфляции в строительстве; | |
- формирование в городе Москве цивилизованного рынка найма и мены жилых помещений в частном жилищном фонде, поднайма и обмена жилых помещений в государственном жилищном фонде; | |
- создание не менее 39 специализированных жилищно-строительных кооперативов, целью деятельности которых является реализация городских жилищных программ; | |
- оптимизация расхода площади на улучшение жилищных условий одной семьи определенного состава и численности, состоящей на жилищном учете, до норм, установленных законодательством города Москвы. | |
14. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляют Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы. |
Департамент экономической политики и развития города Москвы совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы организуют мониторинг реализации Среднесрочной жилищной программы, производят ее актуализацию и в установленном порядке докладывают Правительству Москвы итоги реализации Среднесрочной жилищной программы. | |
Для обеспечения мониторинга хода реализации Среднесрочной жилищной программы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы ежегодно представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчеты о ходе ее выполнения. |