Действующий

О городской целевой программе развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 годы (с изменениями на 11 октября 2022 года)

Раздел I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


В городе Москве сложилась и развивается единая транспортная система городского пассажирского транспорта.

Уровень автомобилизации в Москве достиг 300 автомобилей на 1000 жителей. Вместе с тем около 47% перевозок осуществляется наземным городским пассажирским транспортом, включающим в себя автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, и около 18% - легковыми автомобилями.

Наземный городской пассажирский транспорт Москвы в целом обеспечивает транспортное обслуживание населения и гостей столицы. Определенную положительную роль в улучшении транспортного обслуживания пассажиров сыграло постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года N 64-ПП "О развитии наземного общественного транспорта города Москвы и его материально-технической базы на период до 2006 года".

Указанным постановлением на 2004-2006 годы предусматривалось финансирование наземного общественного транспорта из бюджета города Москвы:

- по инвестиционной программе на строительство и реконструкцию в объеме 1947,0 млн.рублей;

- на приобретение подвижного состава - 8157 млн.рублей.

Фактически ожидаемое выполнение составит:

- по инвестиционной программе - 1552,37 млн.рублей (80,0%);

- на приобретение подвижного состава - 5832 млн.рублей (71,5%).

Неполное исполнение заданий постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года N 64-ПП обусловило обострение ряда проблем, не позволяющих предоставить москвичам транспортные услуги, отвечающие стандартам качества, утвержденным Нормами и правилами проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99.

НГПТ в целом обеспечивает транспортное обслуживание населения Москвы. Однако на условия его работы существенное влияние оказывают следующие факторы:

- отставание от требуемого уровня развития системы метрополитена, вызванное значительным сокращением выделяемых средств из федерального бюджета;

- перегруженность существующей улично-дорожной сети как следствие в отставании темпов ее развития, вызванное изменением налогового законодательства Российской Федерации и сокращением средств, выделяемых на строительство улиц и дорог.

Поэтому принимаемые меры по развитию НГПТ не в полной мере позволяют предоставлять москвичам транспортные услуги, отвечающие современному качественному уровню:

- средняя продолжительность затрат времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда по городу превышает один час при нормативе 50-55 минут;

- на отдельных маршрутах НГПТ условия перевозок пассажиров в часы "пик" неудовлетворительны, заполнение транспортных средств и интервалы движения на маршрутах, осуществляющих перевозки в районах города, не имеющих метрополитена, превышают действующие нормативы более чем в 1,5 раза;

- порядок размещения государственного заказа на перевозки и нормативно-правовая база недостаточны для осуществления взаимодействия операторов различных форм собственности и предоставления им равных возможностей участия на рынке перевозок.

В городе недостаточно используется для пассажирских перевозок водный и железнодорожный транспорт.

Для преодоления этих негативных факторов необходима разработка комплекса мероприятий по дальнейшему развитию наземного городского пассажирского транспорта, целью которых должно быть улучшение качественных показателей перевозок пассажиров: снижение удельного наполнения подвижного состава, сокращение времени, затрачиваемого пассажирами на передвижения по городу и т.д. Программа должна обеспечить снижение негативного влияния транспортного комплекса на окружающую среду.

Настоящая Программа разработана с учетом Генерального плана развития города Москвы, Среднесрочной программы жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", принятой на заседании Правительства Москвы 21 февраля 2006 года, Программы развития метрополитена и других видов скоростного транспорта до 2007 года и т.д.

Социальные, экономические и экологические результаты реализации программы заключаются в следующем:

- средние затраты времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда снизятся до 64,6 мин.;

- среднее наполнение салонов в час "пик" (чел. на кв.м свободной площади пола) снизится до 4,9 по автобусу, 4,9 - по троллейбусу и 5,2 - по трамваю;

- средний интервал в час "пик" снизится и составит по автобусу 9,8 мин., троллейбусу - 5,5 мин., трамваю - 6,7 мин;

- объемы вредных выбросов снизятся на 6,8 тыс.тонн по сравнению с ожидаемым уровнем 2006 года;

- повышение скорости движения на выделенных полосах до 30 км/час;

- организация перевозок пассажиров по Москве-реке и в ближнем Подмосковье с использованием 21 катамарана;

- реорганизация системы наземного городского пассажирского транспорта, организация государственного учреждения, наделенного функциями формирования городского заказа и контроля за его выполнением.