Недействующий


МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
на 2002 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями
профсоюзов и Московскими объединениями промышленников
и предпринимателей (работодателей)

_____________________________________________
Фактически утратило силу
в связи с истечением срока действия

_____________________________________________

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее Правительство), Московская Федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов (далее - профсоюзы). Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений промышленников и предпринимателей (далее - работодатели) заключили настоящее соглашение с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей столицы.

Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях. Обязательства и гарантии, включенные в данное соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.

Стороны, подписавшие настоящее соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве".

В развитие соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК) вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов власти Российской Федерации и добиваются их реализации.

Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.

Зафиксированные в ряде пунктов соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в проект городского бюджета на 2002 год, вносимый на утверждение Московской городской Думы.

Контроль за исполнением соглашения осуществляется МТК, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.

Стороны уполномочивают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное соглашение в установленном порядке.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему соглашению или решений Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную Законом города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве", федеральным законодательством.

Стороны обязуются информировать москвичей о ходе реализации соглашения.

Соглашение вступает в силу 1 января 2002 года и действует до вступления в действие нового.

1. В области развития промышленности и предпринимательства, обеспечения занятости населения города стороны обязуются:

1.1. Совместно вырабатывать и реализовывать меры поддержки городских товаропроизводителей всех форм собственности, информировать москвичей о результатах работы в этом направлении.

1.2. Обеспечить увеличение производства промышленной продукции предприятиями города не менее чем на 4,8 процента по сравнению с предыдущим годом.

1.3. Обеспечить создание и выход в эфир на канале ТВЦ программы о деятельности сторон по развитию социального партнерства, поддержке городских товаропроизводителей, развитию промышленности города при ее финансовом обеспечении из средств Программы "Имидж промышленности" Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2001-2003 годы.

1.4. В случае угрозы массовой безработицы разработать совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.

1.5. Внести согласованные предложения в Программу содействия занятости населения города Москвы и осуществить меры по ее реализации в рамках компетенции сторон.

1.6. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы, с учетом новых условий разработать предложения по корректировке законодательных и нормативных актов, регламентирующих его деятельность, в рамках компетенции сторон принять меры по введению их в действие.

1.7. На основе представляемой Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве информации ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

1.8. Совместно принимать решения о направлении средств на создание рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

1.9. Осуществлять взаимодействие со специализированными центрами, занимающимися вопросами занятости: Московским центром труда и занятости молодежи "Перспектива", Московским центром занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Женским деловым центром, Государственным центром профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятого населения, Фондом содействия занятости "Столица" Московской Федерации профсоюзов, Учебно-информационным центром Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).

1.10. Предусмотреть средства на долевое финансирование деятельности специализированных центров занятости, имеющих в составе соучредителей представителей подразделений органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей.

1.11. Принять меры по сохранению и развитию системы профессионального обучения и подготовки кадров в организациях города.

1.12. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте - августе 2002 года городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера".

1.13. Проводить согласованную политику в области обеспечения социально-трудовой адаптации молодежи, развивать сеть лагерей труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.

     Правительство и работодатели:

1.14. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,8% от экономически активного населения города Москвы (по данным Мосгоркомстата).

     Правительство:

1.15. При реализации государственных целевых программ обеспечивать создание и сохранение рабочих мест.

1.16. Обеспечить паритетное участие профсоюзов и работодателей в определении направлений и эффективности расходования средств, направляемых на обеспечение занятости.

1.17. При подготовке заключений о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы учитывать участие предприятий в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.

1.18. Предоставлять профсоюзам и работодателям ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, способствовать ее публикации в средствах массовой информации.

1.19. При закупках продукции для городских нужд, осуществляемых через систему городского заказа по конкурсу, учитывать участие предприятий, претендующих на получение заказа, в системе социального партнерства, реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.

1.20. Принять меры по обеспечению приоритетного права московских предприятий-производителей на участие в конкурсе на размещение городского заказа.

1.21. Обеспечить своевременность оплаты работ, выполняемых по городскому заказу.

1.22. Оказывать организационную, техническую и финансовую поддержку организациям, проводящим работу по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству.

1.23. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, распространения опыта работы лучших малых предприятий города провести в январе - марте 2002 года общегородской конкурс "Московский предприниматель - 2002".

1.24. В соответствии с программой "Кадры промышленности" Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2001-2003 годы предусмотреть средства на частичное финансирование деятельности Промышленно-экономического института при Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) с целью подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности города.

1.25. Продолжить реализацию мероприятий по созданию сети магазинов фирменной торговли продукцией предприятий московских товаропроизводителей. Выделить Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) два земельных участка для создания центров фирменной торговли.

    Работодатели:

1.26. Не допускать массового сокращения работников. В случае его угрозы информировать профсоюзы, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве не менее чем за три месяца и разработать совместно меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).

1.27. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

1.28. Осуществлять содействие в трудоустройстве населения путем предоставления в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве информации о вакансиях и потребности в создании новых (дополнительных) рабочих мест.

    Работодатели и профсоюзы:

1.29. В коллективных договорах и соглашениях предусматривать проведение и обеспечение достаточного финансирования мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.

    Профсоюзы:

1.30. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства.

1.31. Через Фонд содействия занятости "Столица" Московской Федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве, обучении высвобождаемых работников новым профессиям.

2. В области регулирования оплаты и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны договорились:

2.1. Установить городской минимум оплаты труда в размере 1100 рублей в месяц с 1 января 2002 года, 1270 рублей в месяц - с 1 сентября 2002 года.

Стороны обязуются:

2.2. Ежеквартально определять прожиточный минимум по городу Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в средствах массовой информации.

2.3. Обеспечить в рамках рабочих групп при соответствующих комплексах городского управления реализацию мероприятий по полному погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками подведомственных городу организаций и акционерных обществ, в уставных капиталах которых доля Москвы составляет не менее 15% или имеется "золотая" акция.

2.4. Проводить совместную работу, направленную на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда на предприятиях города, в том числе малого и среднего бизнеса.

2.5. Продолжить обучение представителей общественных объединений и органов исполнительной власти города, занимающихся вопросами охраны труда и обеспечения экологической безопасности, а также изучение зарубежного опыта в этой области.

    Правительство:

2.6. Заработную плату работников учреждений социальной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, увеличить на 50% по сравнению с уровнем 2001 года.

2.7. Совместно с профсоюзами и работодателями привести городскую систему государственного управления охраной труда в соответствие с федеральным законодательством, Законом города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве", определить участие в ней административных округов и районов.

2.8. Разработать перечень законодательных и нормативных актов, методических материалов по охране труда, которыми учебно-курсовые комбинаты, институты повышения квалификации должны обеспечивать специалистов, обучающихся за счет средств Фонда социального страхования.

2.9. Продолжить работу по обеспечению использования в городе моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, установке на подвижном составе городского транспорта каталитических нейтрализаторов, переводу городского автотранспорта на использование сжатого природного газа.

2.10. Обеспечить функционирование элементов экологического мониторинга (по отдельным природным средам) и продолжить формирование единой городской системы экологического мониторинга.

    Правительство и работодатели:

2.11. Разработать и утвердить Городскую программу по охране труда на 2002-2004 годы и обеспечить ее реализацию.

2.12. Обеспечить выполнение требований экологической безопасности, переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.

    Работодатели:

2.13. Обеспечивать выплату заработной платы работникам при полном рабочем дне в размере не ниже установленного городского минимума оплаты труда и разрабатывать совместно с профсоюзами программы ее поэтапного повышения до величины прожиточного минимума.

2.14. Своевременно выплачивать заработную плату работникам. В случае ее задержки по вине работодателя индексировать задержанные выплаты на индекс роста потребительских цен, официально определяемый Мосгоркомстатом в среднем по городу.

2.15. Предусматривать в коллективных договорах право работников на прекращение работы в случае задержки выплаты заработной платы на период более 15 дней.

2.16. Не допускать нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы.

2.17. Предусмотреть в коллективных договорах положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера.

2.18. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по охране труда, их финансирование в организациях (за исключением федеральных казенных организаций и федеральных учреждений) в соответствии с федеральным и городским законодательством об охране труда и из расчета не менее суммы годовой минимальной оплаты труда на каждого работающего.

2.19. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, занятым на участках с вредными и опасными условиями труда.

2.20. Обеспечить организацию горячего, лечебно-профилактического питания работников предприятий и организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами, нормативами и коллективными договорами, не ниже уровня 2001 года.

2.21. Обеспечить условия для осуществления контроля государственными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов по охране труда.

2.22. Предусматривать в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю состояния и условий охраны труда.

2.23. Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты.

2.24. Информировать комплексы городского управления Правительства Москвы, соответствующие профсоюзные органы о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на производстве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»