Недействующий

О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы (с изменениями на 25 августа 2009 года) (утратило силу с 01.01.2010 на основании постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1507-ПП)

2. Состояние и проблемы развития
потребительского рынка и услуг


Потребительский рынок города Москвы функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства. Его главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех социальных групп жителей города.

В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы мегаполиса, численность населения которого, с учетом гостей столицы, составляет порядка 13,4 млн.человек или около 9% всего населения России.

За период 2004-2005 годов реальные денежные доходы москвичей возросли на 18,7%. На покупку товаров и оплату услуг направляется соответственно 52 и 18 процентов от массы денежных доходов населения. Все это обеспечивает поддержку высокого потребительского спроса на товары и услуги.

Главной отличительной особенностью московского рынка товаров и услуг является его объем (одна четверть оборота России) и устойчивая динамика. В 2005 году объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 6,2% и составил 1,6 трлн.руб. Товарооборот общественного питания вырос на 9,4% и составил 66,3 млрд.руб., объем реализации бытовых услуг - на 11,9% (43,2 млрд.руб.).

Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабилизация экономического положения в стране, активная политика социальных преобразований в городе Москве, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий отрасли. Реализация налоговой реформы и снижение налоговой нагрузки на юридических и физических лиц способствовали укреплению финансового положения предприятий. Доля предприятий торговли и общественного питания в налоговых поступлениях по городу составила 21,5%.

________________

     Без учета крупнейших налогоплательщиков, зарегистрированных в Межрегиональных инспекциях ФНС России.


В ходе реализации Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы (далее - Программа на 2004-2006 годы) удалось обеспечить определенный прогресс в решении ряда крупных долгосрочных проблем:

________________

     Утверждена постановлением Правительства Москвы от 06.04.2004 N 245-ПП. Основные показатели развития потребительского рынка и услуг и выполнения городской целевой программы на 2004-2006 годы представлены в приложении 1.


- закрепить результаты перехода потребительского рынка и услуг к рыночной экономике;

- осуществить меры по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, улучшению условий обслуживания инвалидов и ветеранов ВОВ, пенсионеров, других льготных групп населения; улучшить условия питания учащихся в образовательных учреждениях города;

- уменьшить диспропорции в организации и функционировании секторов потребительского рынка и услуг;

- активизировать процесс совершенствования товаропроводящей сети, упорядочения рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли и развития логистики товародвижения;

- сократить долю неорганизованного рынка;

- создать правовые условия, направленные на повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг, обеспечение безопасности, защиту прав потребителей и предпринимательских структур.

В Москве сформирована крупнейшая в России региональная система торгового и бытового обслуживания населения, которая насчитывает в своем составе (по состоянию на 01.01.2006) 18,3 тыс. предприятий торговли, 8,9 тыс. предприятий общественного питания, 7,5 тыс. предприятий бытового обслуживания, 119 рынков, 21 тыс. объектов мелкой розничной сети.

С опережением идет выполнение Программы на 2004-2006 годы по развитию рыночной инфраструктуры и обновлению материально-технической базы. За 2004-2005 годы введено в строй 3962 предприятия потребительского рынка и услуг, реконструировано 1797 предприятий, что значительно превысило задания Программы. В результате улучшилась обеспеченность населении города в предприятиях отрасли, которая составила в 2005 году в расчете на 1000 жителей:

________________

     По данным Системы информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР).

в торговле

-

500,6 кв.м торговой площади;

в общественном питании (общедоступная сеть)

-

33,5 посадочных мест;

в бытовом обслуживании

-

5,3 рабочих мест.


Получили развитие сетевые структуры различного функционального назначения. Доля сетевых компаний в объеме товарооборота возросла с 5% в 2001 году до 32% в 2005 году. Их общее число достигло 100, из них более половины - в торговле непродовольственными товарами.

Завершается преобразование сети рынков. Часть из них закрывается, другая -реконструируется и превращается в современные торговые комплексы, часть, имеющая традиционную сельскохозяйственную направленность, - сохраняется.

Упорядочивается сеть мелкорозничной торговли. В 2005 году со станций и из 25-метровой зоны метрополитена было выведено более 1,5 тыс. объектов мелкорозничной сети. Однако общее количество объектов мелкорозничной торговли в городе по-прежнему избыточно.

Получила развитие ярмарочно-выставочная деятельность. В 2004-2005 годах проведено более 4,5 тыс. ярмарок с участием товаропроизводителей Подмосковья и регионов России. В рамках развития межрегионального сотрудничества за этот период заключено и действует 280 соглашений с регионами Российской Федерации, странами СНГ и Республикой Беларусь.