Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2005 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2005 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 21 июня 2006 года N 195
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы
в 2005 году, результатах контрольных мероприятий,
вытекающих из них выводах, рекомендациях
и предложениях
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2005 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
План работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы, Палата) на 2005 год был сформирован на основе поручений Московской городской Думы и Мэра Москвы по проведению контрольных мероприятий и с учетом обеспечения системного контроля использования средств бюджета города Москвы, городской собственности, обслуживания и погашения государственного долга. При планировании контрольной деятельности также учитывались результаты проведенных в предыдущие годы проверок и обследований по наиболее значимым вопросам и проблемам и необходимость осуществления текущего контроля за ходом реализации предложений и рекомендаций Палаты по итогам ранее проведенных контрольных мероприятий.
Всего в 2005 году проведено 120 контрольных мероприятий, в том числе 61 проверка, 26 обследований и 33 экспертизы. Проверено 396 объектов, в том числе камерально - 194 объекта. План работы на 2005 год выполнен в полном объеме. В 2005 году 43 контрольных мероприятия проведено по поручениям Московской городской Думы, 30 - по поручениям Мэра Москвы, 2 - по обращению Счетной палаты Российской Федерации, 1 - по обращению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Перечень контрольных мероприятий, проведенных КСП Москвы в 2005 году, содержится в приложении 1 к настоящему Отчету.
Органами государственной власти города Москвы в 2005 году с учетом результатов контрольных мероприятий КСП Москвы принято 39 правовых актов,* из них: 5 законов города Москвы, 26 постановлений Правительства Москвы, 8 распоряжений Правительства Москвы. Перечень правовых актов содержится в приложении 2 к настоящему Отчету.
________________
* Аналогичные показатели составили: в 2004 году - 26 правовых актов, в 2003 году - 24, в 2002 году - 16.
Контрольная деятельность
Контрольные мероприятия проводились в 2005 году как в общегородском масштабе, так и в разрезе комплексов городского управления и отраслей городского хозяйства, а также в рамках отдельных бюджетополучателей (последние в основном по поручениям Мэра Москвы и Московской городской Думы). В Комплексе экономической политики и развития города Москвы проведено 16 проверок и обследований; в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы - 5; в Комплексе социальной сферы города Москвы - 6; в Комплексе городского хозяйства города Москвы - 2; в органах исполнительной власти, не входящих в состав комплексов городского управления, и других организациях - 56. Кроме того, было проведено 6 комплексных контрольных мероприятий, включая внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета за 2004 год, которыми охватили все сферы городского хозяйства.
Объем бюджетных и иных средств, являющихся предметом контрольных мероприятий, составил тыс.рублей, из них средства городского бюджета - тыс.рублей,* внебюджетные средства - 176693053,4 тыс.рублей, в том числе средства Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - 173302721,1 тыс.рублей.
________________
* В том числе средства бюджетов города Москвы 2005 года - 1434217,5 тыс.рублей.
По итогам проведенных контрольных мероприятий выявлено более 100 фактов нарушений законодательства, в общей сложности на сумму 8 тыс.рублей, в том числе 6 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 134507,6 тыс.рублей. Основные виды указанных нарушений:
Вид нарушения | Сумма |
Нецелевое использование средств бюджета города Москвы | |
Несвоевременное доведение лимитов бюджетных обязательств | 842750,0 |
Неправомерное принятие обязательств, исполняемых за счет города | * |
________________ * В том числе средства бюджета города Москвы 2005 года - 425527,7 тыс.рублей/ | |
Неправомерное расходование средств бюджета города на финансирование федеральных структур и объектов | |
Нарушения правил осуществления закупок для нужд города | ,0* |
________________ * В том числе средства бюджета города Москвы 2005 года - 239850,8 тыс.рублей. | |
Сверхнормативные расходы, переплаты и неположенные выплаты | |
Расходы без подтверждения оправдательными документами | 3* |
________________ * В том числе средства бюджета города Москвы 2005 года - 3000,0 тыс.рублей. | |
Нарушения правил осуществления благотворительной деятельности, правил финансирования выборов | |
Нарушение порядка бюджетного учета и отчетности | |
Нарушение бухгалтерского учета и отчетности | |
Нарушение порядка зачисления средств в бюджет города Москвы | |
Нарушения норм, правил, требований осуществления хозяйственной деятельности государственными организациями | |
Расходы на цели, не относящиеся к полномочиям муниципальных образований | |
Иные нарушения | ,0 |
Итого | 8 |
В результате контрольной деятельности в 2005 году были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств на сумму 583024,5 тыс.рублей,* из них: избыточные расходы бюджетных средств (в том числе за счет завышения объемов и стоимости работ) на общую сумму тыс.рублей,** безрезультатные расходы бюджетных средств на общую сумму тыс.рублей*** (основная часть средств - по причине невовлечения в хозяйственный оборот результатов НИОКР), непроизводительные расходы бюджетных средств - тыс.рублей,**** а также 2 случая длительного неиспользования бюджетных средств (более 2 лет) на общую сумму 49049,3 тыс.рублей.
________________
* В том числе средства бюджета города Москвы 2005 года - 7 тыс.рублей.
** В том числе средства бюджета города Москвы 2005 года - тыс.рублей.
*** В том числе средства бюджета города Москвы 2005 года - 72769,8 тыс.рублей.
**** В том числе средства бюджета города Москвы 2005 года - 681,05 тыс.рублей.
Также в ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2005 году, выявлено недопоступление средств в бюджет города и неправомерное возмещение средств из бюджета города в сумме более 10273008,4 тыс.рублей.
По итогам контроля было направлено 60 представлений и 4 предписания, 113 писем в Московскую городскую Думу, 111 писем Мэру Москвы, а также 59 информационных писем в органы исполнительной власти города Москвы и иные организации. Материалы по 4 контрольным мероприятиям направлены в правоохранительные органы:
обследование выполнения рекомендаций, данных КСП Москвы по результатам проверки правильности и эффективности расходования бюджетных средств ГУП МосНПО "Радон" за 1998-2000 годы;
проверка законности и целевого использования бюджетных средств города Москвы, выделенных в виде субвенций ОАО "ГТК "ТВ-Столица" на оплату транспортных услуг, аренду оборудования и приобретение прав на показ телепродукции за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2004 года;
проверка эффективности и целевого использования средств бюджета муниципального образования, а также средств бюджета города Москвы, выделенных в форме межбюджетных трансфертов муниципальному образованию Савеловское в 2004 году;
проверка правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2004 году ОАО "Концерн "Радио-Центр".
Одними из важных направлений деятельности КСП Москвы являлись контроль за полнотой и своевременностью поступления налоговых доходов в бюджет города, экспертиза проектов нормативных правовых актов бюджетного и налогового законодательства города Москвы. В течение года в этом направлении проведены 2 проверки, 5 обследований, 6 экспертиз.
Основное внимание уделялось вопросам определения экономического потенциала города, оценки параметров социально-экономического развития и рисков неисполнения доходной части бюджета в части налоговых доходов, факторного анализа налогового потенциала по отдельным налогам (налог на имущество организаций, земельный налог, налог на игорный бизнес), а также выявлению объемов недопоступления средств в бюджет города, связанных с предоставлением налоговых льгот, несвоевременной уплатой налогов и сокрытием налоговой базы (теневой оборот алкогольной продукции, незаконная деятельность игорных заведений).
Наиболее значимыми контрольными мероприятиями являлись:
проверка в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах, органах исполнительной власти, организациях Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Московской области и города Москвы исполнения поручений Правительства Российской Федерации в связи с обращением Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверок в 2003-2004 годах вопросов эффективности действующей системы взимания акцизов на алкогольную продукцию, развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления акцизов на алкогольную продукцию;
обследование объемов отвлечения средств из бюджета города Москвы в связи с предоставлением налоговых льгот в 2004 году;
обследование динамики поступления налога на имущество организаций в 2004-2005 годах и формирование прогноза поступления доходов по этому источнику в 2006 году;
обследование порядка и условий налогообложения в сфере игорного бизнеса в городе Москве с учетом опыта России и зарубежных стран.
В ходе проверки эффективности действующей системы взимания акцизов на алкогольную продукцию, развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления акцизов на алкогольную продукцию, проведенной совместно со Счетной палатой Российской Федерации, выявлено, что бюджет города Москвы несет значительные потери в результате существенных недостатков в регулировании производства, оборота и реализации алкогольной продукции. Годовые потери бюджета города Москвы от неучтенной алкогольной продукции составили более 10000000,0 тыс.рублей.
Обследованием объемов отвлечения средств из бюджета города Москвы в связи с предоставлением налоговых льгот в 2004 году выявлено, что сумма средств, недопоступивших в бюджет города в связи с предоставлением указанных льгот, составила не менее 21903000,0 тыс.рублей.
Обследованием динамики поступления налога на имущество организаций в 2004-2005 годах установлено отсутствие достоверных данных о фактической стоимости, движении и структуре основных средств, что исключает возможность определения налогового потенциала по налогу на имущество организаций. Изменения, внесенные в действующее законодательство, исключившие из объектов налогообложения стоимость имущества, учитываемого по счетам бухгалтерского учета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" и 08 "Вложения во внеоборотные активы", предоставили возможность налогоплательщикам минимизировать налоговую базу, что приводит к потерям бюджета в связи с недопоступлением средств от уплаты налога на имущество.
Обследованием влияния изменений законодательства, принятых в 2004 году в части земельного налога, установлено, что низкие темпы работы Департамента земельных ресурсов города Москвы по актуализации сведений государственного земельного кадастра в части оформления прав землепользователей приводят к потерям бюджета по платежам за землю.
Проверкой результатов создания и внедрения системы АИС "Налог 2 Москва" и использования ее возможностей Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве по формированию и предоставлению необходимой информации заинтересованным организациям установлено, что автоматизированная информационная система учета налогоплательщиков и контроля за поступлением налоговых сборов (АИС "Налог 2 Москва") в сроки, установленные распоряжением Мэра Москвы, не создана и не внедрена.
Обследование порядка и условий налогообложения в сфере игорного бизнеса в городе Москве с учетом опыта России и зарубежных стран показало, что несовершенство действующего законодательства в сфере игорного бизнеса привело к невозможности обеспечить сбалансированность социальных и экономических интересов общества, к возможности сокрытия налоговой базы и потерям бюджета.
С учетом контрольных мероприятий по вопросам полноты и своевременности поступления налоговых доходов в бюджет города в 2005 году были приняты следующие меры:
постановлением Правительства Москвы от 16 августа 2005 года N 622-ПП "О списании безнадежной задолженности" утверждено Положение о порядке принятия решений о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням и суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по региональным и местным налогам и сборам в части задолженности перед бюджетом города Москвы, а также по арендным платежам за землю и нежилые помещения;
письмом ФНС России от 31 августа 2005 года N ШТ-6-07/719@ "О контроле РСМ" до конца 2005 года предусмотрено осуществление дополнительных мероприятий, направленных на усиление со стороны налоговых органов оперативного контроля за учетом движения региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, используемых организациями, осуществляющими реализацию алкогольной продукции с акцизных складов.
При рассмотрении проекта закона города Москвы "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" учтены предложения КСП Москвы в части конкретизации перечня организаций, освобождаемых от уплаты налога на имущество организаций, и приведения указанного законопроекта в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В отчетном году КСП Москвы традиционно большое внимание уделяла контролю за доходами от использования имущества, находящегося в собственности города Москвы. Наиболее важными вопросами контроля в данном направлении являлись:
анализ условий формирования доходной части бюджета города Москвы, в том числе практика установления льготных ставок платы за аренду объектов городской собственности; деятельность окружных органов по вопросам имущественно-земельных отношений и градостроительства; реализация программы реновации объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы;