Действующий

Избирательный кодекс города Москвы (с изменениями на 8 мая 2024 года)

Статья 73. Голосование с использованием технических средств подсчета голосов

1. В качестве стационарных ящиков в помещении для голосования могут использоваться технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.

2. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 4 статьи 23 настоящего Кодекса:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2022 года Законом города Москвы от 25 мая 2022 года N 13. - См. предыдущую редакцию)       

1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

2) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 72 настоящего Кодекса, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов, из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

3) участковая комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 3а, 4 и 5 увеличенной формы протокола об итогах голосования;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33; в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года Законом города Москвы от 10 июля 2013 года N 41; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2014 года Законом города Москвы от 4 июня 2014 года N 29; в редакции, введенной в действие с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 25;  в редакции, введенной в действие с 5 июня 2019 года Законом города Москвы от 22 мая 2019 года N 19. - См. предыдущую редакцию)       

4) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 6, 7, 8, 9, 10 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования (пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33, - см. предыдущую редакцию);

5) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 9а и 9б протокола об итогах голосования;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33; в редакции, введенной в действие с 29 июля 2013 года Законом города Москвы от 10 июля 2013 года N 41; в редакции, введенной в действие с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 25;  в редакции, введенной в действие с 5 июня 2019 года Законом города Москвы от 22 мая 2019 года N 19. - См. предыдущую редакцию)       

6) пункт утратил силу с 3 июля 2010 года - Закон города Москвы от 26 мая 2010 года N 24. - См. предыдущую редакцию.

7) в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 72 настоящего Кодекса, участковая комиссия осуществляет сортировку бюллетеней, отделяя бюллетени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших избирателей и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. Отдельный подсчет голосов по указанным бюллетеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.     

(Пункт дополнительно включен с 26 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 23)     

3. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 8, 9, 10 и последующих строк протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33, - см. предыдущую редакцию).

4. Участковые комиссии, определенные Городской комиссией, используют при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней использование этих технических средств обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчета голосов, определяется Городской комиссией.

5. При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Решением Городской комиссии может быть предусмотрено проведение контрольного (ручного) подсчета голосов на определенных в соответствующем порядке избирательных участках. Порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Городской комиссией.

6. О проведении контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в части 4 статьи 23 настоящего Кодекса. На избирательных участках, определенных в соответствующем порядке, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном частями 10-13, 15, 16, 18-20, 22-24 статьи 72 настоящего Кодекса. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 8, 9, 10 и последующих строк протокола участковой комиссии об итогах голосования), на котором делается отметка: "Повторный" и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33, - см. предыдущую редакцию).

7. Территориальная комиссия, определившая жребием избирательные участки для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых комиссий указанных избирательных участков сведений о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчета голосов на всех избирательных участках, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории, в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из избирательных участков был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 8, 9, 10 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33, - см. предыдущую редакцию).

8. Участковые комиссии избирательных участков, на которых использовались технические средства подсчета голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных направляют протоколы в вышестоящую комиссию в порядке, предусмотренном частью 30 статьи 72 настоящего Кодекса.

9. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

10. Данные протокола участковой комиссии об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, при наличии соответствующего оборудования передаются в вышестоящую комиссию с использованием ГАС "Выборы", а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в вышестоящую комиссию либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению.

(Часть в редакции, введенной в действие с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 25. - См. предыдущую редакцию)        

11. Порядок использования технических средств подсчета голосов, технической системы передачи информации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколе об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 25. - См. предыдущую редакцию)